Повышение статуса учительской профессии является первоочередным приоритетом и предпосылкой предоставления качественного образования
8-9 февраля 2022 состоялось заседание Постоянного комитета Европейского комитета профсоюзов образования по вопросам равенства в режиме онлайн. В мероприятии приняли участие представители профсоюза работников образования и науки Украины. В этом году на заседании основное внимание было уделено ключевой роли равенства и инклюзии для повышения привлекательности и статуса профессии учителя и обеспечения качественного образования в европейском регионе. Среди прочего, участники обсудили проблему нехватки учителей и обновление профсоюзов. Представители европейских профсоюзов отметили, что опыт пандемии COVID-19, которая продолжается, еще раз показал решающую роль работников образования в восстановлении общества и экономики, улучшении благосостояния детей и молодежи, в развитии солидарности и обеспечении лучшего будущего для Европы. Участники заседания подчеркнули, что повышение статуса и привлекательности учительской профессии является первоочередным приоритетом и условием предоставления качественного образования.
Многие проблемы, с которыми сталкиваются работники образования в европейском регионе, существовали до кризиса COVID-19. Но они значительно ухудшились за последние два года. Среди проблем европейцы выделяют: большую нехватку учителей; ухудшение условий труда и увеличение рабочей нагрузки; онлайн- и смешанное обучением и их вызовы; нестабильность трудоустройства и психологическое давление; отсутствие соответствующего профессионального развития и поддержки. Эти и многие другие вызовы делают профессию учителя все менее привлекательной и менее разнообразной. В ходе презентации документа ЕКПО о привлекательности и статусе учительской профессии были представлены данные из «Выводов Совета Европы по европейским учителям и преподавателям будущего».
Согласно документу, в среднем в ЕС 34% учителей работают в школах, где, по крайней мере, 10% учащихся с особыми потребностями; 19% учителей в ЕС работают в школах, где более 30% учащихся происходят из социально неблагополучных семей; 24% учителей работают в школах, где по меньшей мере 10% учащихся, не говорящих на родном языке, и 32% учителей работают в школах, где есть не менее 1% учащихся-беженцев. Непривлекательная учительская профессия и недостаток учителей наносят ущерб обеспечению равенства и инклюзивного образования, причиняя отсутствие примеров для подражания и делают невозможным удовлетворение потребностей учащихся, в том числе учащихся с особыми потребностями, живущих в мультикультурной среде и учащихся из социально неблагополучных семей. Работники образования и руководители школ сталкиваются с недостаточной поддержкой инклюзии, например, ассистенты учителей или межкультурные посредники, о чем говорится в недавнем исследовании ЕКПО «Охват разнообразия в образовании».
Как отметили участники мероприятия, равенство и инклюзия в системе образования являются ключевыми факторами привлечения более разнообразного населения к профессии учителя, улучшения ее статуса и восприятия в обществе, а также обеспечения того, чтобы учителя и другой образовательный персонал чувствовали уважение и поддержку (например, гендерная прозрачность) оплаты труда в образовательном секторе улучшит оплату труда работников образования, что позволит сравнить его с другими профессиями подобной квалификации). Решающую роль в этом играет первоначальное и непрерывное профессиональное развитие учителей и других работников образования по вопросам инклюзивного образования.
Представители европейских профсоюзов также подчеркнули, что равенство и инклюзия важны для обновления профсоюзов, чтобы профсоюзы образования могли удовлетворять потребности образовательного персонала разного происхождения и представлять голос всех учителей и других работников образования в европейском регионе. Членские организации ЕКПО активно работают над внедрением Плана действий ЕКПО по равенству, разнообразию и инклюзии, особенно в контексте продолжающейся пандемии COVID-19, и улучшению привлекательности профессии учителя и образовательных профсоюзов путем обеспечения равенства и инклюзии в профессии, в системе образования в целом и самих профсоюзах.
http://protedu.org
Комментарии к материалу