Порядок передачи материальных ценностей добровольческому формированию территориального общества от ОМС
Добровольческое формирование территориальной общины (далее – ДФТГ) – это военизированное подразделение, сформированное на добровольной основе из граждан Украины, проживающих в пределах территории соответствующего территориального общества, которое предназначено для участия в подготовке и выполнении задач территориальной обороны в пределах территории соответствующего территориального общества (п .2 ч.1 ст.1 Закон Украины «Об основах национального сопротивления» от 16.07.2021 №1702-IX (далее – Закон №1702)).
Порядок образования и деятельности ДФТГ определен Положением о добровольческих формировании территориальных общин, утвержденное постановлением КМУ от 29.12.2021 г. №1449.
Финансирование и материально-техническое обеспечение ГФТХ осуществляются за счет и в пределах средств (ч. 1 ст. 23 Закона №1702 и п. 5 Положения №1449):
- Государственный бюджет Украины;
- местных бюджетов;
- других не запрещенных законодательством Украины источников.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 91 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ), к расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, в частности, относятся именно расходы на мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовке местного значения.
Таким образом, ОМС имеют право на выделение средств из местного бюджета и передачу имущества коммунальной собственности для обеспечения ДФТГ, созданной на территории соответствующего территориального общества. Это можно осуществлять как за счет средств местного бюджета, так и за счет гуманитарной или иной благотворительной помощи, поступающей территориальному обществу.
Для этого местный совет или исполнительный орган должны утвердить соответствующую местную программу.
Справочно
Утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления по общему правилу относится к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов (п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона №280). Однако в условиях военного положения право утверждать местные (целевые) программы (вносить в них изменения) с соблюдением требований ст. 91 БКУ предоставлено, среди прочего, исполкомам местных советов (п.п. 2 п. 1 постановления КМУ «Некоторые вопросы формирования и исполнения местных бюджетов в период военного положения» от 11.03.2022 №252).
Информацию о детальном содержании программы по обеспечению ДФТГ, а также другие акты ОМС, касающиеся вопросов финансирования и материально-технического обеспечения, детализации структуры и личного состава, местоположений личного состава и имущества, предназначенного для обеспечения ДФТГ, целесообразно ограничить в доступе. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины от 13.01.2011 г. №2939-VI «О доступе к публичной информации» (далее – Закон № 2939) тайная информация - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с частью второй статьи 6 настоящего Закона, разглашение которой может причинить вред лицу, обществу и государству. Тайной признается информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую, разведывательную тайну, тайну досудебного расследования и другую предусмотренную законом тайну.
Информация о ДФТГ не относится к категории государственной тайны и не охватывается Законом Украины от 21.01.1994 г. №3855 «О государственной тайне» (далее – Закон №3855), но является тайной информацией, которая в силу закона может быть отнесена ОМС к категории служебной информации В частности, согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона №2939 к служебной относится информация в сфере обороны страны, не отнесенная к государственной тайне.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона №3855 показатели, характеризующие организацию, численность, дислокацию, боевую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение Вооруженных сил Украины и других военных формирований относятся к государственной тайне в сфере обороны.
ДФТГ является военизированным подразделением, а не военным формированием. В то же время, согласно абз. 2 ч. 3 ст. 9 Закона №1702 на граждан Украины, зачисленных в состав ГФТХ, при участии в подготовке и выполнении задач территориальной обороны распространяется действие уставов Вооруженных сил Украины.
Сам факт создания ДФТГ, их наименование и количество формирований, созданных территориальной общиной, а также первое количество членов на момент образования относятся к категории публичной информации (согласно п. 10 Положения №1449). Однако местный совет может принять решение о неоглашении этих данных на веб-сайте ОМС на период военного положения по соображениям безопасности. Остальную информацию о ДФТГ, включая сведения о владении, пользовании или распоряжении коммунальным имуществом, в том числе доступ к копиям соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчество физических лиц и наименование юридических лиц, получивших эти средства или имущество расходов в сфере обороны можно ограничить в установленном Законом №2939 порядке.
Важно! Соответствующая информация ограничивается доступом после проведения «трехсложного текста» в порядке, установленном ст. 6 Закона №2939 с обязательным мотивированием и присвоением грифа «для служебного пользования». Такая информация ограничивается доступом только на период существования соответствующих обстоятельств, которые привели к ее ограничению. То есть после прекращения или отмены военного положения все эти сведения должны быть официально обнародованы соответствующими ОМС и уполномоченные должностные лица обязаны отчитаться перед общиной об использовании средств и имущества по этому направлению.
После утверждения соответствующей программы по обеспечению ГФТХ нужно будет внести изменения в бюджет ТГ. Это можно сделать одновременно с утверждением программы, на том же заседании исполкома.
Осуществлять бюджетные ассигнования в рамках программы на мероприятия и работы по поддержке ДФТГ можно при наличии соответствующих оснований для этого.
Важно! Согласно п. 3 Положения №1449 ответственным за деятельность ДФТГ является командир этого формирования. Именно он определяет структуру ГФТХ, а также в соответствии с п. 4 контракта добровольца ГФТХ, утвержденного приказом Минобороны от 07.03.2022 г. № 84, обязан обеспечить материально-техническими средствами и финансированием деятельность ГФТХ.
Исходя из этого, местную программу обеспечения ДФТГ следует формировать не произвольно, а на основании запросов командира такого формирования. При этом можно исходить из показателей средней численности членов формирования (как из соображений безопасности, так и учитывая возможность изменения численности членов ДФТГ в течение бюджетного периода).
Согласно п. 22 Положения №1449 командир добровольческого формирования ведет именный список ДФТГ. Эта информация, как упоминалось выше, должна быть ограничена в доступе к периоду военного положения. Персональный учет членов ДФТГ, получающих имущество или услуги (например, питание) за счет средств и имущества территориального общества, может вести только командир. Поэтому в своей деятельности по обеспечению ДФТГ ОМС должны руководствоваться запросами и отчетами командиров соответствующих формирований.
Отражение передачи имущества в бухгалтерском учете
Бухгалтерский учет передачи имущества для ДФТГ рассмотрим на примере.
Пример. В марте 2022 года на выполнение программы поддержки ДФТГ исполком сельского совета закупил и передал для нужд ДФТГ дизельное топливо (талоны). Передача горюче-смазочных материалов оформлена Актом приемки-передачи произвольной формы. На основании акта по балансу исполкома списано 400 литров дизельного топлива на общую сумму 15 000 грн.
№ з/п |
Зміст господарської операції |
Кореспонденція субрахунків |
Сума, грн |
№ м/о |
|
Дебет |
Кредит |
||||
|
Придбання пального |
|
|
|
|
1 |
Отримано асигнування для придбання пального для потреб ДФРГ |
2313 |
7011 |
15000 |
2 |
2 |
Отримане пальне (талони) від постачальника |
1815 |
6211 |
15000 |
6 |
|
Списання переданого пального |
|
|
|
|
1 |
Списано пальне, передане для потреб ДФРГ |
8511 |
1815 |
15000 |
13 |
Использование средств или имущества, полученного территориальной общиной в качестве благотворительной помощи, для обеспечения ДФТГ возможно, если благотворитель (донор) разрешил такое целевое использование прямо или позволил территориальному обществу самостоятельно определять конечного бенефициара (получателя) благотворительной (гуманитарной) помощи. Если целевое назначение помощи не было определено благотворителем (донором), после его получения территориальным сообществом уполномоченный ОМС, руководствуясь запросами командира ДФТГ, должно принять мотивированное решение о передаче этой помощи для обеспечения ДФТГ. При этом поскольку ДФТГ не является юридическим лицом, получателем этой помощи будет уполномочен ОМС. То есть помощь нужно будет должным образом оприходовать на балансе ОМС, а затем передать ГФТГ по запросу командира формирования по акту приемки-передачи.
В таком случае в независимости от того, какое именно имущество оприходуется ОМС, – основные средства, необоротные материальные активы, материалы и т.п. – применяется субсчет 1815 г. «Активы для распределения, передачи, продажи». Ведь известно, что такое имущество будет в дальнейшем использоваться не самим ОМС, а будет передано ДФТГ. При фактической передаче от ОМС в ДФТГ такое имущество (в т.ч. и потребительские вещи) списывается с баланса ОМС.
Для отражения расходов на реализацию программ и мероприятий по организации и деятельности территориальной обороны Приказом Минфина «Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета» от 20.09.2017 №793 предусмотрено УПКИК 8240 «Мероприятия и работы по территориальной обороне».
Главным распорядителем средств по названной бюджетной программе должен быть определен исполком или другой исполнительный орган совета, созданный в статусе юридического лица, и на который возложено выполнение соответствующих функций для организации подготовки, поддержки, обеспечения и выполнения задач территориальной обороны (ч. 5 статьи 4 Закона № 1702).
Справочно
В случае возникновения неотложной потребности в обеспечении мер правового режима военного положения исключительно по запросу военного командования или соответствующей военной администрации, сельский, поселковый, городской голова, на территории которой не ведутся боевые действия и не принято решение об образовании ресниц
ской администрации населенных пунктов, может единолично принимать решения по вопросам, которые по общему правилу относятся к исключительной компетенции соответствующего совета. Эти возможности определены ч.Ч. 4-5 ст. 9 Закона Украины от 12.05.2015 г. №389-VIII «О правовом режиме военного положения» (В редакции, действующей с 24.05.2022 г. Далее – Закон №389). Одним из ключевых из них является право принятия без согласования с советом или исполкомом решения о передаче средств из соответствующего местного бюджета на обеспечение мер правового режима военного положения и в дальнейшем заключать договоры на выполнение принятых решений.
Так, для обеспечения срочных мер правового режима военного положения, которые не были предусмотрены программой по обеспечению деятельности ДФТГ, сельский, поселковый, городской голова может без решения совета или исполкома выдать распоряжение о передаче на это средств соответствующего местного бюджета. Исполком или совет затем будут обязаны внести изменения в соответствующую программу и решение о местном бюджете, исходя из самого факта принятия председателем соответствующего распоряжения (см. п. 1 ч. 5 ст. 9 Закона №389). Это, например, может относиться к неотложной закупке горюче-смазочных материалов и специальных материалов и/или инструментов, необходимых для того, чтобы ДФТГ срочно создала защитные сооружения или провела эвакуацию населения, услуг по питанию членов ДФТГ при выполнении неотложных мер правового режима военного положения и т.д.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу