Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Открытые данные возвращаются: как реагировать местным властям

03.08.2022 39 0 0

До начала полномасштабной войны Украина закрепляла за собой статус страны, формирующей тренды в сфере открытых данных в Европе. Минцифры называло развитие этой сферы своим приоритетом и ставило амбициозную цель вывести в ней страну в тройку мировых лидеров. Однако с началом войны ситуация изменилась, многие скрыли информацию из публичного доступа. На государственном уровне его сейчас начинают восстанавливать, и у общин также возникает вопрос — что делать с данными дальше?

Открытые данные до и после 24 февраля

В последние годы городские советы становились все более открытыми: они публиковали финансовую отчетность, данные по градостроительным условиям и ограничениям, регуляторной политике. За пять лет работы программы «Transparent cities/Прозрачные города» средний показатель прозрачности 100 крупнейших городов Украины вырос на 62,2%.

Жители узнавали график работы общественного транспорта благодаря LvivCityHelper и «Киев Цифровой». Сити-бот «Назар» в Тернополе, Запорожье и Луцке сообщал о работе коммунальных служб и проведении ремонтов. А "Зеленый Дрогобыч" помогал жителям противодействовать незаконной вырубке деревьев. Все эти услуги созданы на основе открытых данных.

Но вторжение россии все изменило. 24 февраля доступ к Единому государственному вебпорталу открытых данных (data.gov.ua) и многих местных порталов приостановили. Цель – не навредить интересам национальной безопасности Украины.

Если говорить о сфере доступа к информации, то в условиях военного положения она регрессировала. К примеру, Киевский городской совет не проводит онлайн-трансляции пленарных заседаний и постоянных комиссий, не публикует протоколы и стенограммы заседаний совета. В Черновицкий горсовет не пустили журналистов, аргументируя это рассмотрением вопросов с ограниченным доступом. Схожие ситуации происходили в Кропивницком и Полтаве.

Почему важно открывать данные уже сейчас

Порталы открытых данных закрыли, чтобы враг не использовал информацию из них в войне с Украиной. Однако стоит заметить, что разные данные можно найти и на других сайтах, а тысячи пользователей раньше выгрузили их себе на компьютеры. Например, на февраль 2021 наборы Винницкого городского совета просмотрели более 100 тысяч раз и загрузили - примерно 5 тысяч. Наборы Днепровского горсовета просмотрели более 100 тысяч раз и скачали более 8 тысяч.

Публичная информация в формате открытых данных могла бы объективно показать, в каком состоянии находятся общины и экономика в целом. И какие именно сферы нуждаются в приоритетной поддержке партнеров. Кандидатство Украины на вступление в Европейский Союз также придает ответственность регионам по публикации данных.

Вовремя опубликованные данные могут спасти жизнь и сохранить здоровье людей. Например, с помощью лекарства (платформа, созданная на основе открытых данных) можно проверять наличие медикаментов, которые можно получить бесплатно в конкретном регионе и конкретной больнице. Это особенно важно знать в условиях военного времени, когда миллионы украинцев страдают агрессией россии. Однако без обновленной информации этот и десятки других общественно полезных сервисов становятся неактуальными.
Данные также следует возвращать, ведь они являются инструментом эффективного планирования в период кризисов. Например, публикация информации о коммунальном недвижимом имуществе, состоящем на учете городского совета, позволяет понять способность общества расселить людей или принять релоцированный бизнес. Опубликован четкий список учреждений и услуг социальной помощи – оценить возможности помощи людям, пострадавшим от российской агрессии.

Открытость – это также предпосылка доверия. В условиях, когда Украина особенно нуждается в поддержке западных партнеров, именно открытость является одной из важнейших составляющих. Восстановление страны после войны потребует беспрецедентных финансовых ресурсов. По оценкам команды KSE Institute, на 13 июля объем прямого ущерба от повреждения и разрушения зданий и инфраструктуры составляет по меньшей мере $95.5 млрд или более 2.6 трлн гривен. Таких средств на восстановление нет ни в государственном, ни в местных бюджетах. Руководство нашей страны подчеркивает региональный принцип восстановления, когда иностранные партнеры берут шефство над разными районами и областями, финансируют и приобщаются к проектам восстановления. Это означает, что украинские областные администрации и общины должны напрямую договариваться с международными партнерами о разработке и финансировании совместных проектов. Однако будут ли они спешить, инвесторы и кредиторы сотрудничать без понимания, как живет и планирует развиваться город?

 Что делать городам

24 февраля не было времени решать, какую информацию оставлять, а какую извлекать из общего доступа. Однако вопрос открытых данных снова приобретает актуальность. 1 августа Минцифры вновь открыло доступ к Единому вебпорталу открытых данных. И органы местного самоуправления также могут постепенно восстанавливать информацию. Законодательство не дает четкого перечня наборов, запрещенных к обнародованию в условиях военного положения, хотя сейчас это предлагают изменить. по финальное решение о (не)публикации остается за распорядителем.

Распорядители могут провести аудит, учесть особенности города и ситуацию в регионе, и вернуть данные, которые не несут потенциальной угрозы общине и стране. К примеру, в случае Харьковской, Донецкой Луганской, Запорожской, Херсонской и Николаевской областей приостановили публикацию любых наборов. Винница, Львов, Киев, Полтава, Черновцы и Хмельницкий могут начать постепенное возвращение информации на собственные местные порталы открытых данных. Другие общины могут публиковать информацию на своих официальных сайтах.

Чтобы решить, открывать определенные данные или нет, распорядители могут использовать трехсложный тест Закона «О доступе к публичной информации»:

  • Ограничения установлены исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для здравоохранения населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия. ?
  • Разглашение информации может нанести вред этим интересам?
  • Ущерб от обнародования информации преобладает общественный интерес в ее получении?

Рассмотрим в качестве примера требование публиковать данные о доступности зданий для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения. Общественная польза от обнародования такой информации преобладает над возможными рисками. Или еще одна иллюстрация — данные о размещении общественных туалетов коммунальной собственности. Может ли это отразиться на интересах национальной безопасности? Нет? Следовательно, такие данные можно открывать.
Отсутствие даже одного из условий означает, что оснований закрывать данные нет. Если же на все три вопроса ответ «да» — доступ следует ограничить. В то же время это решение должно быть аргументировано:

  • какому из интересов соответствует ограничение и почему;

Следует проинформировать жителей на официальных вебсайтах или страницах в соцсетях распорядителя о временных ограничениях на время военного положения. Также следует учитывать, что ограничению доступа подлежит информация, а не весь документ. Если для защиты хватит скрыть, например, имя лица (или другие персональные данные), такие данные можно зарисовать. Остальная информация должна оставаться открытой.

  • в чем конкретно заключается вред с обоснованием причин, последствий и вероятности их наступления;
  • почему такой вред преобладает общественный интерес в получении информации?

Чтобы помочь органам местного самоуправления сориентироваться, команда Transparent cities/Прозрачные города проанализировала перечень наборов данных из постановления КМУ №835 и определила те, которые публиковать точно не желательно.

Проанализировать и защитить информацию, которая потенциально может быть полезна врагу – правильный шаг. Следует отделить ее и публично объяснить, почему она закрыта. В то же время принцип «закрыть все» нарушает конституционное право каждого человека на доступ к публичной информации.

Когда нет данных, игнорируются потребности и способности исследователей, компаний, жителей. Усложняется работа бизнеса и создание новых общественно полезных сервисов. Как следствие, города отбирают у себя возможность более эффективно работать в условиях военного положения. И наоборот: открытые данные повышают уровень прозрачности и подотчетности, что прямо влияет на доверие к местным властям — как украинцам, так и международному сообществу.

https://decentralization.gov.ua

1 из 1

Комментарии к материалу