Особенности составления проектов местных бюджетов на 2023 год – обзор основных показателей и разъяснения для общин
Эксперты Проекта USAID «ГОВЕРЛА» подготовили обзор основных показателей и разъяснения для органов местного самоуправления об особенностях составления проектов местных бюджетов на 2023 год.
Негативное влияние военных действий на территории Украины и невозможность сейчас полностью определить последствия продолжающейся российской агрессии делают невозможным разработку реалистических прогнозов экономического и социального развития страны и, как следствие, бюджетных показателей на среднесрочный период. Поэтому в бюджетное законодательство внесен ряд изменений, в частности, приостановлено действие статьи 751 БКУ и связанные с ней нормы относительно прогнозов местных бюджетов. То есть прогноз местного бюджета, как документ среднесрочного бюджетного планирования, в 2022 году не составляется.
Согласно статье 75 БКУ и учитывая введенное среднесрочное бюджетное планирование, местные финансовые органы с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов доводят до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов. Вместе с этим, учитывая вышесказанное, Министерство финансов Украины рекомендует заполнять формы бюджетного запроса в соответствующих частях только на 2023 год.
Составление проектов местных бюджетов на 2023 год должно производиться с соблюдением требований Бюджетного и Налогового кодексов Украины и с учетом принятых законодательных изменений. Минфин обращает внимание, что при планировании местными советами доходной части местного бюджета на 2023 год в части налоговых и неналоговых поступлений и других доходов целесообразно руководствоваться:
- основными прогнозными макропоказателями экономического и социального развития Украины, которые были направлены письмом Минэкономики от 08.07.2022;
- нормами Бюджетного и Налогового кодексов Украины, решениями органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов, учитывая при этом действующие ставки налогообложения и нормативы отнесения общегосударственных налогов в соответствующие местные бюджеты и индексацию ставок отдельных из них.
При прогнозировании доходной части местных бюджетов на 2023 год Минфином учтено:
- статистические показатели, используемые при расчете прогнозных поступлений налогов и сборов, в частности за 2021 год, ожидаемые макропоказатели Минэкономики на 2022 год и прогнозные (предыдущие) на 2023 год;
- фактическое исполнение доходной части бюджета по результатам 2019 – 2021 годов и 5 месяцев 2022 года;
- продление на 2023 год действия временной нормы относительно повышенного (+ 4%) норматива зачисления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты (кроме бюджета г. Киева);
- отмена с 2023 года налогообложения налогом на доходы физических лиц денежного довольствия и другие выплаты военнослужащим;
- периоды действия военного положения и ликвидации последствий вооруженной агрессии против Украины.
Особое внимание при составлении проекта местных бюджетов на 2023 год следует обратить на следующие аспекты:
- прогноз местного бюджета как документ среднесрочного бюджетного планирования в 2022 году не составляется, а потому заполнять формы бюджетного запроса в соответствующих частях следует только на 2023 год;
- при составлении расходной части проекта местного бюджета на 2023 год в первую очередь должна быть учтена потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений, в соответствии с условиями оплаты труда и размера минимальной заработной платы и на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотвод, природный газ и услуги связи, потребляющие бюджетные учреждения;
- КМУ принято постановление «О внесении изменений в Порядок исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения». Принятое решение расширяет список расходов, которые могут осуществляться за счет средств местных бюджетов.
- при исчислении показателей проекта местных бюджетов следует использовать прогнозные показатели минимальной заработной платы (6700 грн) и прогнозный должностной оклад работника І тарифного разряда Единой тарифной сетки – (2 893 грн);
- применение норматива зачисления налога на доходы физических лиц на 2023 г. (+4%) требует нормативного урегулирования путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины или соответствующей нормы в ЗУ О Государственном бюджете Украины на 2023 г..
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу