Особенности контроля за трансфертным ценообразованием в условиях военного положения
Государственная налоговая служба Украины для обеспечения выполнения норм Налогового кодекса Украины с учетом изменений, внесенных в связи с введением военного положения в Украине и одновременного действия особенностей налогообложения, введенных на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID -19), для обеспечения взаимодействия между налогоплательщиками и ГНС информирует о правах и обязанностях налогоплательщиков и контролирующих органов по контролю за трансфертным ценообразованием (далее – ТЦ).
1. О представлении отчетности о контролируемых операциях и ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Согласно требованиям п. 39.4. ст. 39 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) для налогового контроля по вопросам ТЦ есть следующие виды отчетности и сроки ее представления:
- Отчет о контролируемых операциях и Сообщении об участии в международной группе компаний – срок представления отчета за 2021 год истекает до 1 октября 2022 года (пп. 39.4.2. НКУ).
- Документация по трансфертному ценообразованию (локальный файл) – по запросу ГНС в течение 30 календарных дней со дня получения запроса (пп. 39.4.4. НКУ).
- Глобальная документация (мастер-файл) – впервые применяются по финансовому году, который заканчивается в 2021 году, подается по запросу ГНС в течение 90 календарных дней со дня получения запроса, но ГНС имеет право запросить мастер-файл не ранее 12 и не позднее 36 месяцев. с даты окончания финансового года, установленного международной группой компаний, к которой принадлежит такой налогоплательщик, а в случае отсутствия сведений об установленном международной группой компаний финансовом году – не ранее 12 месяцев и не позднее 36 месяцев после окончания отчетного года (пп. 39.4.7 НКУ).
- Отчет в разрезе стран международной группы компаний – впервые применяется в отношении финансового года, который заканчивается в 2021 году, но не ранее года, в котором компетентными органами заключено многостороннее соглашение об автоматическом обмене межгосударственными отчетами (ст.53 заключительных положений НКУ).
Временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных п.п. 69.1 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса (изменения, внесенные Законом от № 2260). Для плательщиков законодательные изменения предусматривают особенности взимания налогов в следующих ситуациях:
- у плательщика отсутствует возможность своевременно выполнить налоговую обязанность – освобожден от ответственности, однако обязан выполнить такую обязанность в течение 6 месяцев после прекращения или отмены военного положения;
- плательщик имеет возможность своевременно исполнять налоговую обязанность – освобожден от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязательств, предельный срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 по 26.05.2022 при условии регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки до 15 июля 202 , представление налоговой отчетности до 20.07.2022 года и уплаты налогов и сборов не позднее 31.07.2022;
- у плательщика возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, срок выполнения которых приходится на период с 24.02.2022 до дня восстановления возможности – освобожден от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, при регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки, представление отчетности, уплаты налогов и сборов в течение 60 календарных дней с первого месяца следующего за месяцем восстановления таких возможностей.
Обращаем внимание, что подтверждение возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей будет осуществляться по отдельному Порядку, который будет утвержден Министерством финансов Украины.
Вместе с тем, согласно требованиям п. 521 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, за нарушение налогового законодательства, совершенные в течение периода с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID – 19) штрафные санкции не применяются (за исключением исключений, к которым не относятся вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием).
2. Сроки давности.
Согласно требованиям п. 102.1 ст. 102 Кодекса общий срок давности (с 2015 года) для проведения проверок и определения суммы денежных обязательств для контролирующего органа и налогоплательщика составляет 2555 дней (7 лет), следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже – по дню ее фактического представления.
В случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета в налоговую декларацию или уточняющую декларацию срок 2555 дней исчисляется со дня подачия уточняющего расчета (декларации) в пределах представленных уточнений.
Для определения периодов, на которые распространяется срок исковой давности, следует учитывать, что согласно п.п.39.4.2. п.39.4 ст. 39 Кодекса (в редакции с 01.01.2017) предельный срок для представления отчетов о контролируемых операциях за 2015 год истек 1 мая 2016 года, а за 2016 год и последующие отчетные годы – 1 октября 2017 года и последующие годы.
Согласно пункту 522 подраздела 10 раздела XX Кодекса (с изменениями, внесенными Законом от 13.05.2020 № 591-IX) на период с 18.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), остановлено течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 Кодекса.
Однако действие пункта 522 подраздела 10 раздела XX «Переходных положений» Кодекса приостановлено на период действия военного, чрезвычайного положения (изменения, внесенные Законом Украины от 15.03.2022 №2120-IX).
Вместе с тем, согласно требованиям п. 102.9 ст. 102 Кодекса (с изменениями, внесенными Законом Украины от 15.03.2022 №2120-IX) течение сроков давности на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения для плательщиков и контролирующего органа остановлено.
Таким образом, сроки давности в части контроля над трансфертным ценообразованием остановлены с 18.03.2020.
3. Об осуществлении проверок по вопросам трансфертного ценообразования.
Во время действия военного положения в Украине налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки – остановлены, кроме определенных исключений, (не относящихся к проверкам по вопросам трансфертного ценообразования) (п.п. 69.9 п. 69 подраздел. 10 разд. ХХ «Переходные положения » Кодекса).
Следует также отметить, что по завершенным проверкам сроки предоставления возражений к акту проверок и обжалованию принятых налоговых уведомлений решений также приостанавливаются на период военного положения в Украине.
При этом по остановленным в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса проверкам по соблюдению принципа «вытянутой руки» определенные пп.39.5.2.8 ст.39 Кодекса сроки проведения таких проверок также приостанавливаются.
4. О едином налоге по процентной ставке в размере 2 процента и критерию контролируемых операций.
Согласно требованиям п.9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходных положений» Кодекса (Закон № 2120-IX) налогоплательщики могли добровольно изменить систему налогообложения с общей на 3 группу единого налога по ставке 2 процента дохода.
При формировании отчетности по вопросам ТЦ необходимо учесть, что после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины налогоплательщики, которые использовали особенности налогообложения по уплате единого налога по процентной ставке в размере 2 процента дохода, с первого дня месяца, следующего за месяцем его прекращения или отмены, теряют право на использование особенностей такого налогообложения и автоматически считаются применяющими систему налогообложения, на которой находились до избрания указанных особенностей налогообложения.
При этом с целью определения соответствия «стоимым» критериям отнесения операций к контролируемым объем годового дохода налогоплательщика исчисляется от любой деятельности за весь отчетный год, в том числе с учетом вышеуказанных особенностей налогообложения (уплаты единого налога по процентной ставке в размере 2 процента дохода).
В то же время проводимые налогоплательщиком при нахождении на уплате вышеуказанного единого налога операции не учитываются при определении критерия КО в размере 10 млн грн в случае, если они не влияют на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий.
Указанная информация предоставлена с учетом законов о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины от 03.03.2022 №2118-ІХ (вступил в силу 07.03.2022), от 15.03.2022 №2120-IX (вступил в силу 17.03.202.202 2142-ІХ (вступил в силу 05.04.2022), от 01.04.2022 № 2173-IX (вступил в силу 16.04.2022), от 12.05.2022 №2260-ІХ (вступил в силу с.2.
https://tax.gov.ua
Комментарии к материалу