Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Об установлении ограничений на работу по совместительству во время действия военного положения

11.11.2024 18 0 0

Согласно статье 43 Конституции Украины, каждый имеет право на труд, включающий возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.

Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. (Статья 2 Кодекса Законов о труде).

Трудовым договором является соглашение между работником и работодателем (работодателем – физическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель (работодатель – физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнение работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон. (статья 21 КЗоТ).

Согласно статье 19 Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР, статьи 102-1КЗоТ совместительством считается выполнение работником, кроме основной, другой оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время на том же или другом предприятии, в учреждении, организации или у работодателя – физического лица.

Относительно ограничений работать по совместительству следует особо отметить, что из статьи 102-1 КЗоТ исключена норма, что условия работы по совместительству работников государственных предприятий, организаций определяет Кабинет Министров Украины, а Кабинетом Министров 22 ноября 2022 (см. постановление КМУ от 22 ноября 2022 года) г. № 1306) признаны утратившими силу:

  • постановление КМУ от 3 апреля 1993 г. № 245 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций»,
  • постановление КМУ от 4 марта 2015 г. № 81 «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, перемещаемых из районов проведения антитеррористической операции»,
  • приказ Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г. № 43 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций».

Указанным выше нормативными актами, в частности, устанавливались ограничения относительно продолжительности работы по совместительству – не более четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Длительность работы по совместительству в течение месяца не должна была превышать половины месячной нормы рабочего времени.

Таким образом, ограничения относительно продолжительности рабочего времени на работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций отменены.

Закон Украины «О предотвращении коррупции» от 14 октября 2014 г. № 1700-VII обязывает применять ограничения по работе по совместительству к отдельным категориям работников и определяет условия, когда такие ограничения применяются. Чтобы такие ограничения в условиях военного положения были адекватными и одинаковыми для всех, НАДС даны разъяснения в Методических рекомендациях. С 03.08.2022 вступил в силу Закон № 2381-ІХ, которым внесены изменения в Закон № 1700-VII и который, среди прочего, устанавливает особенности применения ограничений по совместительству и совмещению с другими видами деятельности в период действия военного положения.

В частности, Законом № 2381-ІХ дополнен новым п. 28 раздела XIII «Заключительные положения» Закона № 1700-VII, в котором определено, на кого из должностных лиц на период действия военного положения не распространяется ограничение по совместительству и совмещению с другими видами деятельности, установленное п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1700-VII, и при каких условиях.

Следовательно, особенности применения ограничений в период действия военного положения относятся только к отдельным категориям лиц при одновременном соблюдении следующих условий:

  • запрет работать по совместительству и/или заниматься предпринимательством
  • не распространяется только на государственных служащих категорий «Б» и «В» и должностных лиц местного самоуправления, должности которых отнесены к четвертой – седьмой категориям
  • (п.п. 4.1 п. 4 разъяснений);
  • указанные лица находятся в отпуске без сохранения заработной платы
  • или в простое (п.п. 4.3 п. 4 разъяснений);
  • разрешается получать доход только от юридических лиц частного права или физических лиц – предпринимателей, в отношении которых соответствующие государственные служащие и должностные лица местного самоуправления в течение последнего года не осуществляли полномочия по контролю, надзору или подготовке или принятию соответствующих решений по деятельности этих юридических лиц или физических лиц. предпринимателей (п.п. 4.4 п. 4 разъяснений);
  • занятие другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью следует прекратить в течение 15 рабочих дней со дня прекращения простоя или окончания отпуска (п.п. 4.5 п. 4 разъяснений).

Законодательство разрешает (ч. 2 статьи 21 КЗоТ) установить коллективным договором или трудовым договором, отдельные ограничения для работы по совместительству. Установление таких ограничений может быть обоснованным в случаях, когда работа по совместительству не может быть совмещена с работой по основному месту работы, ведет к чрезмерной перегрузке и переутомлению работника при выполнении тяжелых работ и работ. с вредными и опасными условиями труда и с учетом других условий. основным местом работы при суммированном учете рабочего времени 10 часов, принял решение работать водителем на другом предприятии в ночную смену.

Поэтому, принимая решение о заключении трудового договора о работе по совместительству сторонам трудового договора, следует подробно обсудить и определить все его условия, объективно оценить реальные возможности работника выполнять такую ​​работу без риска создания угрозы для безопасности и здоровья на рабочем месте, а также задачи вреда здоровью самого работника или интересам производства.

https://smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу