О возможности использования учреждениями сектора обороны средств, полученных в качестве субвенции из местного бюджета государственным бюджетом на выполнение программ соцэкономразвития
Министерство финансов Украины рассмотрело письма Государственной казначейской службы Украины от 03.07.2023 N 15-05-05/11895 и Министерства обороны Украины от 12.07.2023 N 220/8118 относительно предоставления разъяснения возможности использования учреждениями сектора безопасности и обороны средств, полученных субвенция из местного бюджета государственным бюджетом на выполнение программ социально-экономического развития регионов по развитию, закупке и ремонту вооружения, военной техники, средств и оборудования и в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов отнесено утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления, а также принятие решений по передачи средств из соответствующего местного бюджета.
Согласно статье 36 указанного Закона к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов принадлежат такие делегированные полномочия как организация и участие в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой, подготовкой и выполнением задач территориальной обороны, на соответствующей территории, подготовка и представление соответствующим районным/областным советам предложений в целевые местные программы подготовки территориальной обороны и подготовки населения Украины к участию в движении национального сопротивления и участие в организации их выполнения.
Статьей 23 Закона Украины "Об основах национального сопротивления" предусмотрено, что финансирование и материально-техническое обеспечение национального сопротивления осуществляются за счет и внутри средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, а также из других не запрещенных законодательством Украины источников.
Согласно статье 14 настоящего Закона к полномочиям областных и районных советов, сельских, поселковых и городских советов отнесены вопросы финансирования мер территориальной обороны местного значения, мер национального сопротивления местного значения и подготовки граждан Украины к национальному сопротивлению, содействие созданию добровольческих формирований территориальных общин.
При этом согласно статье 8 вышеуказанного Закона добровольческие формирования территориальных общин образуются с учетом ресурсных и человеческих возможностей соответствующих территориальных общин.
В то же время, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по закупке вооружения, боевой техники, модернизации и ремонта вооружения и тому подобное.
Согласно статье 23 Закона "Об основах национального сопротивления" обеспечение добровольческих формирований территориальных общин индивидуальным штатным оружием и боеприпасами к нему осуществляется в общей системе обеспечения Вооруженных Сил Украины. Обеспечение добровольческих формирований Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины другими видами вооружения и боеприпасами к ним осуществляется по решению Главнокомандующего Вооруженных сил Украины.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины (далее - Кодекс) субвенции - это межбюджетные трансферты (средства, безвозмездно и безвозвратно передаваемые из одного бюджета в другой) для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции (пункты 32 и 48 части первой 2 Кодекса).
В соответствии с нормами Кодекса местных бюджетов могут осуществляться расходы на мероприятия и работы по территориальной обороне и мобилизационной подготовки местного значения (пункт 17 части первой статьи 91 Кодекса).
Органы местного самоуправления (военные администрации с учетом норм Закона Украины "О правовом режиме военного положения") могут утверждать целевые местные программы подготовки территориальной обороны и подготовки населения Украины к участию в движении национального сопротивления.
В соответствии с пунктом 225 Заключительных и переходных положений Кодекса с целью отражения вооруженной агрессии российской федерации против Украины, обеспечения национальной безопасности, мер территориальной обороны органы местного самоуправления (военные администрации с учетом норм Закона Украины "О правовом режиме военного положения") могут включаться в местные программы (кроме мер и работ по территориальной обороне) также меры по поддержке других подразделений сил безопасности и обороны. Исполнителями таких мер могут быть воинские части, другие подразделения сил безопасности и обороны, Министерство обороны Украины.
В случае определения исполнителями мер, предусмотренных такими местными программами, распорядителей средств государственного бюджета (военные части Сил территориальной обороны, другие подразделения сил безопасности и обороны, привлекаемые к выполнению задач территориальной обороны, территориальные центры комплектования и социальной поддержки) расходы местных бюджетов предусматриваются по коду типовой программной классификации расходов и кредитования местногобюджета 9800 "Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического развития регионов".
Денежные средства зачисляются на специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств государственного бюджета по коду классификации доходов бюджета 41010600 "Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов".
Согласно статье 20 Кодекса, в бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов.
Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе есть бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.
При принятии решения о зачислении на счета учреждений сектора безопасности и обороны субвенций из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического развития, как соответствующим органам местного самоуправления, так и учреждениям сектора безопасности и обороны необходимо учитывать в первую очередь целевое назначение этих средств, а также соответствующие меры, задачи, направления использования и ожидаемые результаты, определенные соответствующей бюджетной программой (паспортом бюджетной программы).
В частности, в случае поступления на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения (военной части) Министерства обороны Украины по бюджетной программе "Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования" (КПКИК 2101150) субвенций из местного бюджета государственному бюджету программ социально-экономического развития регионов без указания их конкретного целевого назначения, бюджетные учреждения должны использовать эти средства для учета направлений, определенных паспортом этой бюджетной программы.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 N 228 (с изменениями) в течение бюджетного периода распорядители вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям, по поступлениям субвенций из местного бюджета в государственный бюджет на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов, финансирование деятельности военных администраций по исполнению полномочий органов местного самоуправления на основании справки Казначейства о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, справки об изменениях в смету и сведение показателей специального фонда сметы без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета . Распорядители низшего уровня представляют распорядителям высшего уровня зарегистрированные и взятые на учет соответствующим органом Казначейства копии утвержденных справок об изменениях в смету по собственным поступлениям.
Согласно части восьмой статьи 13 Кодекса платежи за счет специального фонда бюджета осуществляются в пределах средств, фактически поступивших в этот фонд на соответствующую цель (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса), если этим Кодексом и/или законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.
Частью первой статьи 48 Кодекса предусмотрено, что распорядители бюджетных средств принимают бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета (с соблюдением требований части второй статьи 57 настоящего Кодекса).
Письмо МФУ от 01.08.2023 г. N 10010-38-5/21002
Комментарии к материалу