О расчете компенсации за неиспользованные дни ежегодного основного отпуска
Вопрос предоставления отпуска и расчета заработной платы за период отпуска и компенсации за неиспользованные дни отпуска во время действия военного положения регулируется законодательными и нормативно-правовыми актами Украины, а именно:
- Кодексом законов о труде Украины: Закон Украины от 10 декабря 1971 г. Ведомости Верховного Совета УССР. – 1971. – Приложение к № 50. – Ст. Триста семьдесят пятой ( КЗоТ)
- Законом Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР (далее Закон №504)
- Законом Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15 марта 2022 № 2136-IX. (далее Закон №2136)
- Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины от 8 февраля 1995 г. N 100 (далее Постановление КМУ №100).
Статьей 83 КЗоТ определено, что в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска. При этом в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск относят: в частности, время, когда работник фактически не работал, но за ним, согласно законодательству, сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично.
На практике не единичны случаи, когда у работников из-за длительного пребывания в отпуске без сохранения заработной платы в расчетном периоде отсутствует начисленная заработная плата. Также для определения количества неиспользованных дней ежегодного основного отпуска, за которые работнику следует начислить компенсацию, следует обращать особое внимание на основания предоставления отпусков без сохранения заработной платы для правильности установления периодов работы, которые зачисляются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона Украины «Об отпусках» в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск засчитывается время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном статьями 25 и 26 Закона №504, за исключением отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста, а в случае если ребенок болен сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый) или если ребенок, которому не установлена инвалидность, больной тяжелое перинатальное поражение нервной системы, тяжелый врожденный порок развития, редкое орфанное заболевание, онкологическое, онкогематологическое заболевание, детский церебральный паралич, тяжелое психическое расстройство, острое или хроническое заболевание почек IV степени, – до достижения ребенком шестнадцатилетнего возраста, а если ребенок с инвалидностью подгруппы А” или ребенок, которому не установлена инвалидность, получил тяжелую травму, нуждается в трансплантации органа, нуждается в паллиативной помощи – до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста.
Законом Украины №2136 установлен новый порядок предоставления работникам отпуска без сохранения заработной платы.
Дополнительные изменения в Закон № 2136 были внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по оптимизации трудовых отношений» от 01.07.2022 г. № 2352-IX (далее Закон № 2352-IX), вступивший в силу 19.07.2022 года.
Согласно ч. третьей ст. 12 Закона № 2136 в течение периода действия военного положения работодатель по просьбе работника может предоставлять ему отпуск без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного частью первой ст. 26 Закона Украины "Об отпусках".
Отпуск без сохранения заработной платы по этому основанию предоставляется:
- без ограничения ее продолжительности, но в период действия военного положения;
- любому работнику независимо от его категории или статуса, по его заявлению и согласию работодателя;
- не является обязательным для принятия решения работодателем о его предоставлении.
Время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы по этому основанию, как указано выше, засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск в соответствии с п. 4 части первой ст. 9 Закона Украины "Об отпусках".
Согласно внесенным изменениям Законом № 2352-IX в часть четвертой ст. 12 Закона №2136, введен новый вид отпуска без сохранения заработной платы.
Работники приобретают права на новый вид отпуска, начиная с 19 июля 2022 года, то есть с момента вступления в силу изменений в Закон №2136.
Изменения предусматривают, что в период действия военного положения работодатель по заявлению работника, выехавшего за пределы территории Украины или получившего статус внутренне перемещенного лица, в обязательном порядке предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в заявлении, но не более 90 календарных. дней, без зачисления времени нахождения в отпуске в стаж работы, что дает право на ежегодный основной отпуск. (п. 4 статьи 12 Закона №2136)
При проведении расчета компенсации за неиспользованные дни отпуска следует учитывать действующие нормы коллективных соглашений, коллективного договора, а также индивидуально определенные условия трудового договора (контракта), предусматривающих предоставление дополнительных гарантий работникам (статья 9-1КЗоТ), если таковые были установлены и не приостановлены работодателем в соответствии со ст. 11 Закона №2136. В частности, это может касаться корректировки заработной платы – перерасчета суммы дохода работников за расчетный период до месяца повышения должностных окладов (тарифных ставок) в случае их повышения, что ранее было обязательным в соответствии с п. 10 Порядка № 100. Постановлением Кабмина от 09.12.2020 г. №1213 при обновлении Порядка №100 обязательность корректировки отпускных была отменена с 12 декабря 2020 года. В то же время в отдельных коллективных договорах положения о корректировке заработной платы за период до повышения тарифных ставок и должностных окладов обновлены, сохранены и продолжают действовать.
Ниже мы приводим условные примеры определения количества дней отпуска и вычисления компенсации за неиспользованные дни ежегодного основного отпуска работникам
В приведенных ниже примерах мы исходили из того, что работникам не установлены дополнительные гарантии по сравнению с действующим законодательством, имеющим влияние на определение стажа работы, дающего право на отпуск, особенностей расчета средней заработной платы, или же другие гарантии, подлежащие учитыванию, как оказывающие существенное влияние на размер компенсации за неиспользованные дни отпуска.
Пример 1.
Пусть в нашем случае работник принят на работу с 01.08. 2021 года.
С 01.03. 2022 по 31.07.2023 находился в отпуске без сохранения заработной платы. Отпуск без сохранения заработной платы был предоставлен в соответствии со ст. 26 Закона Украины "Об отпусках".
Продолжительность ежегодного основного отпуска согласно условиям трудового договора составляет 24 календарных дня. За период работы с 01.08.2021 по 31.07.2022 год работником не использовано 12 календарных дней ежегодного основного отпуска. В течение периода с 01.08.2021 по 31.07.2023 работнику основной ежегодный отпуск не предоставлялся.
Должностной оклад работнику установлен в размере 12 000, 00 грн.
27 июля 2023 года работник подал заявление об увольнении по собственному желанию с 31 июля 2023 года. Необходимо начислить компенсацию за неиспользованные дни отпусков.
Уточняем количество дней ежегодного отпуска, на который работник имеет право, подлежащие компенсации при увольнении.
По условиям нашего примера нам известно, что за период 01.08.2021 по 31.07.2022 работником не использовано 12 дней основного ежегодного отпуска.
Определимся по количеству дней отпуска за период с 01.08.22 по 31.07.23.
С 01.03. 2022 по 31.07.2023 г. работник находился в отпуске без сохранения заработной платы. Отпуск без сохранения заработной платы был предоставлен в соответствии со ст. 26 Закона Украины "Об отпусках". Время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы по этому основанию засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск в соответствии с п. 4 части первой ст. 9 Закона Украины №504.
Таким образом, работнику следует начислить компенсацию за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска (ст.83 КЗоТ), а именно:
- за период 08.2021 по 31.07.2022 – 12 дней;
- за период с 01.08.2022 года по 31.07.2023 – 24 дня;
- всего за период работы – 36 дней.
Определяемся по расчетному периоду.
Вычисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков или для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска производится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты
компенсации за неиспользованные отпуска (п. 2 Порядка №100).
Поскольку работник в нашем примере подлежит увольнению 31.07.23 года, периодом для расчета средней заработной платы соответственно пункта . 2 Порядка №100 есть июль 2022 – июнь 2023 года.
Определяем суммарный заработок за расчетный период.
Поскольку компенсация подлежит начислению в июле 2023 года, расчетный период в июне 2022 – июле 2023 года. Но весь этот период приходится на отпуск без сохранения заработной платы, предоставленной работнику в соответствии со ст.26 Закона № 504, то есть начисления заработной платы в течение расчетного периода нет.
Если в расчетном периоде у работника не было заработной платы, расчеты производятся с установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада (см. пункт 4 Порядка №100).
Таким образом, расчет компенсации за неиспользованные дни основных ежегодных отпусков следует проводить на основе должностного оклада, который составляет в нашем примере 12000 грн.
Следовательно, есть такой расчет суммарного заработка для расчета суммы компенсации:
- 12000×12=144000 грн.
- Рассчитываем среднедневную заработную плату.
Расчет среднедневной заработной платы производится путем деления суммарного заработка в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде (без учета неотработанного времени, в течение которого за работником не сохранялась заработная плата или сохранилась за период за который отсутствуют данные о начисленной заработной плате, праздничных и нерабочих днях. (см. абз. 6 п. 2, пп. 5, 7,Порядка №100)).
Согласно части шестой статьи 6 Закона №2136, вступившего в силу 24.03.2022, в период действия военного положения нормы статьи 73 Кодекса законов о труде Украины не применяются
Поэтому в нашем случае количество календарных дней в расчетном периоде составляет 365 дней.
Суммарный заработок за расчетный период 144 000 грн.
Среднедневная заработная плата – 394,52 грн. (144 000 грн: 365 к. дн.=394,52 грн.)
Определяем сумму заработной платы за дни неиспользованных отпусков.
Вычисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков или компенсации за неиспользованные отпуска производится путем умножения среднедневного заработка на число календарных дней отпуска (см. пункт 7, Порядка №100).
В нашем примере количество дней неиспользованных отпусков, за которые работнику предстоит выплатить компенсацию, составляет 36 дней.
Сумма компенсации, которую предстоит выплатить работнику при увольнении составит:
- 36 календарных дней х 394,52=14202,72 грн.
Пример 2.
Пусть в нашем случае работник принят на работу с 01.08. 2021 года.
С 01.03. 2022 по 31.07.2023 находился в отпуске без сохранения заработной платы. Отпуска без сохранения заработной платы предоставлялись работнику:
- согласно ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» -427 дней (с 01.03.2023 по 31.04.2023)
- в соответствии с п. 4 статьи 12 Закона №2136 -90 дней (с 02.05.2023 по 31.07.2023)
Продолжительность ежегодного основного отпуска согласно условиям трудового договора составляет 24 календарных дня. За период работы с 01.08.2021 по 31.07.2022 год работником не использовано 12 календарных дней ежегодного основного отпуска. В течение периода с 01.08.2021 по 31.07.2023 работнику основной ежегодный отпуск не предоставлялся.
Должностной оклад работнику установлен в размере 12 000, 00 грн.
27 июля 2023 года работник подал заявление об увольнении по собственному желанию с 31 июля 2023 года. Необходимо начислить компенсацию за неиспользованные дни отпусков.
Определимся по количеству дней отпусков за период с 01.08.22 по 31.07.23.
По условиям нашего примера с 01.03. 2022 по 31.07.2023 работник находился в отпусках без сохранения заработной платы, предоставленных в соответствии со статьей 26 Закона №504. В течение года, за который следует начислить компенсацию за неиспользованные дни ежегодного основного отпуска, работник находился в указанных отпусках 275 дней.
Время пребывания в отпусках без сохранения заработной платы, предоставленных работнику согласно статье 26 Закона №504, засчитывается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск.
Кроме того, работник воспользовался отпуском продолжительностью 90 календарных дней в соответствии с пунктом п. 4 статьи 12 Закона №2136 . Период пребывания в отпуске по этому основанию не засчитывается в стаж работы, дающий право на основной ежегодный отпуск.
Таким образом, работник за последний год работы имеет стаж, дающий право на основной ежегодный отпуск 275 дней.
Рассчитаем количество неиспользованных дней ежегодного основного отпуска, за которые следует выплатить работнику компенсацию за период работы 01.08.22 по 31.07.23.
В письме №616/13/116-16 от 28.10.2016 Министерство социальной политики Украины рекомендует для определения дней отпуска, на которые работник имеет право, воспользоваться механизмом начисления оплаты за дни отпуска, заложенным в постановлении Кабинета Министров Украины от 08.02.95г. № 100 «Об утверждении Порядка исчисления средней заработной платы», то есть привязку расчета дней отпуска производить до календарных дней рабочего года.
В приведенном нами примере у работника ежегодный основной отпуск составляет 24 календарных дня.
Определим количество дней ежегодного основного отпуска, приходящегося на один календарный день, праздничные и нерабочие дни не исключаем, поскольку действие статьи 73 КЗоТ было приостановлено на период военного положения (Часть шестая статьи 6 в редакции Закона №2352-IX от 01.07.2022).
- 24 календарных дня отпуска : 365 = 0,065753425 дня
Полученный результат умножим на количество календарных дней, пребывания работника в отпуске без сохранения заработной платы (ст.26 Закона №504), который засчитывается в стаж работы, дающий право на основной ежегодный отпуск за период с 01.08.2022г. по 31.07.2023 г. включительно:
0,065753425 календарные дни х 275 календарных дней =18,08219188≈ 18.
Таким образом работнику следует начислить компенсацию за 30 неиспользованных им дней ежегодного основанного отпуска (ст.83 КЗоТ), а именно:
- за период 08.2021 по 31.07.2022 – 12 дней;
- за период с 01.08.2022 года по 31.07.2023 – 18 дней;
Итак, имеем такой расчет:
- продолжительность расчетного периода – 365 – 0 = 365;
- выплаты за расчетный период = 12000×12 = 144 000 грн;
- среднедневная зарплата = 144 000/365 = 394,52 грн;
Сумма компенсации, которую предстоит выплатить работнику при увольнении составит:
- 30 календарных дней х 394,52 = 11 835,6 грн.
Пример 3.
Пусть работнику должностной оклад установлен в размере 5000,00 грн.
Все остальные условия такие же, как в примере 2.
В данном случае размер должностного оклада меньше предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы. В то же время, согласно п.4 Порядка №100 средняя заработная плата рассчитывается из установленного размера минимальной заработной платы на время расчета. Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2023 год" от 03.11.2022 г. № 2710-IX минимальная заработная плата установлена в 2023 году в размере 6700 грн. и такой размер действителен на время расчета средней заработной платы. Таким образом, расчет суммы компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска будет следующим:
- продолжительность расчетного периода – 365 – 0 = 365;
- выплаты за расчетный период = 6700×12 = 80 400 грн;
- среднедневная зарплата = 80 400/365 = 220,27 грн;
Сумма компенсации, которую предстоит выплатить работнику при увольнении составит:
- 30 календарных дней х 220,27 = 6608,10 грн.
При подготовке этой статьи использовано разъяснение по вопросам исчисления средней заработной платы, предоставленное Министерством социальной политики Украины (письмо №616/13/116-16 от 28.10.2016 Министерство социальной политики Украины).
Одновременно сообщаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами и носят информационно-рекомендательный характер.
https://smu.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу