Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Невозможно осуществить выплаты педагогам в связи с военными действиями, временной оккупацией

12.05.2022 27 0 0

Заместитель Министра финансов Роман Ермоличев в интервью изданию «Укринформ» о том, как Минфин в условиях военного положения направляет все усилия на укрепление обороноспособности страны и поддержку людей

Роман, готов ли Минфин оперативно реагировать на вызовы, связанные с войной?
В первую очередь хочу обратить внимание на то, что ни одна цивилизованная страна не ожидает, что в ХХІ веке возможны покушения на ее территориальную целостность и суверенитет, тем более от соседнего государства. В то же время, мы уже имели аннексию Крыма и созданы ЛНР, ДНР и понимали, что политика Российской Федерации была давно направлена ​​на уничтожение нашей государственности. Начало полномасштабного вторжения, с одной стороны, повлекло за собой стрессовое состояние и панику в обществе, а с другой – обусловило необходимость Правительства сосредоточиться на приоритетных вопросах укрепления обороноспособности страны и поддержки людей, пострадавших от военных действий.

Минфин уже не впервые оперативно реагирует на разные вызовы. ...Итак, с началом полномасштабного вторжения России в Украину Минфин уже имел опыт оперативного принятия решений в части анализа расходов государственного бюджета и выделения приоритетных целей для финансирования.

Вы обратили внимание на то, что одно из приоритетных направлений финансирования – поддержка людей, пострадавших во время войны. Расскажите об этом подробно.
В условиях военного положения наряду с обеспечением обороноспособности страны одной из главных задач для Правительства является социальная защита наших граждан, продолжение выплат заработных плат и пенсий, предоставление государственной поддержки со стороны государства. Здесь следует понимать, что в регионах активных военных действий люди потеряли работу или вынуждены были покинуть дом… Сценариев может быть много, в то же время, убежден, нет в Украине ни одной семьи, которую бы не затронула война. Поэтому мы направили усилия, прежде всего, на поддержку людей. Речь идет о заблаговременной выплате пенсий, социальных пособий, заработных плат работникам бюджетной сферы, в частности, в условиях простоя предприятий. Замечу, что Минфин смотрит на проблему комплексно, ведь и работники, и работодатели понесли значительные экономические потери.

Так, в рамках программы еПоддержка по 6 500 гривен выплачено для 3,6 млн человек, потерявших работу/заработок в результате боевых действий. Средства государственного бюджета, направленные на эти цели, составляют более 23,2 млрд. гривен.

Кроме того, Правительство положило начало программе выплаты компенсации работодателям за трудоустроенных внутри перемещенных лиц – по 6 500 гривен. По этой программе за счет средств резервного фонда планируется направить 200 млн. гривен.

Хочу обратить внимание, что, по информации Минэкономики, на сегодняшний день в центры занятости представлено 518 пакетов документов работодателями. Принято 440 решений о предоставлении такой компенсации по 686 лицам из числа трудоустроенных внутриперемещенных лиц. Перечисленная сумма средств работодателям для предоставления компенсации на 03.05.2022 составила 1,8 млн гривен.

Также правительство оказывает помощь тем людям, которые в связи с угрозой их жизни были вынуждены покинуть свои дома или переместились с временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя, а также с территории административно-территориальной единицы, где проводятся боевые действия, и включены в Единой информационной базы данных о внутриперемещенных лицах.

Помощь таким лицам на проживание выплачивалась ежемесячно с месяца обращения по апрель 2022 года на каждое внутренне перемещенное лицо. Так, лицо с инвалидностью и ребенок получали пособие в размере 3 000 грн, другие лица – 2 000 гривен.

Начиная с мая, помощь оказывается внутренне перемещенным лицам, переместившимся с территории территориальных общин, находящимся в районе проведения военных (боевых) действий или находящимся во временной оккупации, окружении (блокировке), а также внутренне перемещенным лицам, у которых жилье разрушено или непригодно для проживания в результате повреждения и подавших заявку на возмещение соответствующих потерь, в частности через Единый государственный вебпортал электронных услуг.

За счет резервного фонда государственного бюджета для первой очереди выплат выделено Минсоцполитики 10 млрд. гривен. Хочу сообщить, что по состоянию на 4.05.2022 зарегистрировано почти 4 млн внутри перемещенных лиц, для осуществления выплат пособия на проживание перечислено 5,2 млрд гривен.

Вы на государственном уровне занимаетесь вопросами финансирования образования, социальной защиты, здравоохранения, то есть гуманитарной сферы. В соцсетях педагоги в отдельных общинах жалуются, что не получают полностью выплаты заработной платы. Как вы можете объяснить такую ​​ситуацию?
Хочу сразу подчеркнуть, что Министерство финансов Украины выполняет в полном объеме свои обязательства по обеспечению местных бюджетов необходимым ресурсом для выплаты заработной платы учителям, медикам и другим бюджетникам.

В Государственном бюджете Украины на 2022 год предусмотрено 97 млрд грн образовательной субвенции местным бюджетам на выплату заработной платы учителям заведений общего среднего образования.

По данным Государственной казначейской службы Украины, на сегодняшний день эти расходы профинансированы на 100 % от росписи на январь – апрель 2022 года (33 млрд гривен). Потребность в средствах на май для выплаты заработной платы учителям составляет 10,5 млрд гривен.

Теперь попробуем разобраться, почему в некоторых общинах заработная плата выплачивается учителям не в полном объеме или существуют задержки с выплатами.

По оперативной информации, предоставленной Министерством образования и науки Украины, в апреле, например, не выплачивалась заработная плата педагогам в 54 территориальных общинах, в частности в таких областях: Донецкой области в 9 общинах, Запорожской области – 10 общинах; Киевской области – 3 общинах, Луганской области – 2 общинах, Николаевской области – 5 общин, Сумской области – 2 общинах, Харьковской области – 17 общин, Херсонской области – 6 общин.

Это связано, например, с невозможностью осуществить выплаты в связи с активными военными действиями, временной оккупацией украинских территорий, отсутствием связи с руководством или же имелись факты сотрудничества с оккупантами и т.д. Конечно, вопрос выплат в таких общинах крайне сложен, нет одного решения для всех. Однако в каждом частном случае Минфин и органы Казначейства ищут возможные пути решения этой ситуации. Кроме того, в частности, в Киевской области в отдельных общинах отсутствовали электроэнергия, интернет-связь. После возобновления коммуникаций все выплаты будут произведены.

В то же время, есть общины, где активные военные действия уже не ведутся и учителя имеют возможность вернуться к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Однако, например, за март, педагоги могли получить заработную плату не в полном объеме, что было обусловлено простоем. Обратите внимание, что именно учредитель или уполномоченный им орган управления образованием принимает решение по оплате труда учителей в условиях простоя. Ведь постановлением Правительства от 7.03.2022 № 221 руководителям органов местного самоуправления рекомендовано в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в смете, самостоятельно определять размер оплаты времени простоя работников, но не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада).

Достаточно ли нам собственного ресурса для обеспечения финансирования образования в 2022 году?
Конечно, в условиях приоритетного направления средств на нужды защиты от вооруженной агрессии оккупанта была перераспределена часть средств. Однако Минфин осуществляет поиск альтернативных источников финансирования потребностей государства в этих условиях, в частности, речь идет о поддержке образования.

Поэтому уже сейчас Минфин вместе с другими органами власти готовит совместный с Всемирным банком проект Поддержка государственных расходов для обеспечения устойчивого государственного управления в Украине. Объем объявленной помощи составит 1,5 млрд. дол. США.

В рамках этого проекта предусмотрено возмещение расходов Государственного бюджета, осуществленных для оплаты труда работников государственных органов, а также заработной платы учителям заведений общего среднего образования. В среднем Всемирный банк будет возмещать по 200 млн. долларов ежемесячно.

Поддержка международных партнеров, безусловно, крайне важна сейчас. Ожидаем, что донорские средства усилят состоятельность бюджета нашей страны, следовательно, будут способствовать приближению нашей победы.

В то же время, обратите внимание, что, по данным Государственной казначейской службы Украины, по состоянию на 1.04.2022 в 1444 местных бюджетах есть остатки образовательной субвенции в объеме 7,5 млрд грн, а также аккумулировано в 1202 местных бюджетах 242 млн грн субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями. Это тоже ресурс, который должен усилить способность органов местного самоуправления в части финансирования образования.

Учитывая ситуацию выплат в образовании, прокомментируйте, пожалуйста, как государство финансирует здравоохранение в условиях войны.

Понятно, что государственные гарантии медицинским работникам в условиях войны должны быть усилены, ведь от профессионализма и мотивированности врачей зависит сохранение жизни наших военных и гражданских, которые получили ранения в результате вооруженной агрессии Российской Федерации. Кроме того, важна бесперебойная поставка лекарств и медицинских средств. Хочу отметить, что Правительство благодарно всем странам, которые предоставили и продолжают оказывать гуманитарную помощь в медицинской сфере.

Правительство, со своей стороны, обеспечило расходы из государственного бюджета по программе медицинских гарантий. Большинство коммунальных учреждений здравоохранения получают финансирование через программу медицинских гарантий, общий объем которой составляет 157,3 млрд. грн. (+33,4 млрд. грн. к 2021 году).

На период военного положения для обеспечения бесперебойного финансирования всем поставщикам медицинских услуг оплачивается ежемесячно максимально возможная фиксированная сумма средств на банковские счета, несмотря на фактически внесенные записи в электронную систему здравоохранения.

По данным Государственной казначейской службы Украины, на оплату медицинских услуг

Программой медицинских гарантий направлено 49,2 млрд грн, или 100% к плану на январь – апрель (32,2% к годовому плану), из них за апрель – 12,4 млрд гривен.

Кроме того, на оплату труда работников коммунальных учреждений здравоохранения, которые не вовлечены в программу медицинских гарантий, предусмотрена субвенция местным бюджетам на осуществление поддержки отдельных учреждений и мер в системе здравоохранения в объеме 2,2 млрд гривен.

На оплату медицинских услуг по программе медицинских гарантий и осуществления расходов субвенции на поддержку отдельных учреждений и мероприятий в системе здравоохранения в мае необходимо 13 млрд гривен.

Роман, а как быть в целом с выплатами на тех территориях, где временно органы государственной власти не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия?
Естественно, в условиях военного времени есть особенности воплощения казначейского обслуживания распорядителей (получателей) средств местных бюджетов. Казначейство дистанционного обслуживания позволяет осуществлять выплаты даже без привязки к соответствующей территории и оперативно решать вопросы первоочередных расходов.

Существует специфика казначейского обслуживания распорядителей и получателей бюджетных средств, расположенных в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия. Этот вопрос урегулирован решением Правительства от 1.04.2022 №265-р (ДСК), согласно которому осуществление платежей происходит на основании данных органов Казначейства, согласованных военными администрациями, обладающими оперативной информацией о соответствующих территориях.

Напоследок вы хотели бы подчеркнуть.
Война обладает свойством завершаться. Для нас важно, с какими вызовами по восстановлению экономики и инфраструктуры страны придется столкнуться. Конечно, украинский народ не без основания ожидает победы, ведь нам ментально свойственно строить, а не разрушать. Минфин сейчас активно приобщается к заседаниям рабочих групп Национального совета восстановления, ведь, осуществляя защиту нашего государства от посягательств оккупанта сегодня, уже сейчас думаем, какой хотим видеть нашу страну завтра. Ожидаем, что совместно с государствами-партнерами консолидируем усилия, активируем внутренние возможности и обеспечим нашим гражданам достойные условия жизни в независимой, суверенной, ориентированной на европейские ценности Украине.

https://pon.org.ua

 

Комментарии к материалу