Мониторинговый отчет – как способ оперативно усовершенствовать систему юстиции в условиях войны
В понедельник, 18 июля, прошла презентация мониторингового отчета по результатам оперативного мониторинга правосудия в условиях войны.
«Полномасштабное вторжение России на территорию Украины – большая трагедия для всего украинского народа. Вместе с тем, с точки зрения юриспруденции это огромный опыт, которого не имеет ни одна страна в мире. Это вызывает большой интерес со стороны наших партнеров: как мы смоделировали систему юстиции, чтобы она удержалась в таких экстремальных условиях, какие изменения были и что еще нужно делать. Законодательство, международные механизмы, связанные с войной, устаревшие, не детализированные, не отвечают реалиям, насколько нам пришлось совершенствовать их в нормотворческой работе. Очевидно, что достигнуто было немало. Впрочем, необходимо вовремя посмотреть сбоку, где есть пробелы и что стоит доработать», – отметил во вступительном слове Министр юстиции Украины Денис Малюска.
«Устойчивость украинской системы юстиции в условиях войны отражена и в заключении Европейской Комиссии по кандидатству на членство Украины в ЕС. Одним из их тезисов было отражено, что правительство нашего государства даже в таких сложных условиях сохраняет устойчивость и управляемость», – подчеркнул заместитель Министра юстиции Украины Александр Банчук.
Важно, что системная работа Минюста по направлению мониторинга законодательства доносится до всех ветвей власти. Об этом сообщил директор Директората правосудия и уголовной юстиции Александр Олейник: «Когда мы будем подавать очередной проект на основе проведенного анализа путем осуществления мониторинга, и в пояснительной записке отметим те достижения, обоснования, полученные в процессе работы, – профильные комитеты Верховной Рады будут понимать, что это действительно фундаментальный труд, соответственно, доверие к этому продукту будет выше. Потому что это будет означать, что документ проговорен и апробирован судебной системой, юридическим сообществом».
Первыми в рамках мониторингового отчета были презентованы блоки «Судоустройство», «Судопроизводство» и «Уголовная юстиция».
Как отметил Председатель Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Богдан Львов, с началом войны был выявлен ряд проблем в судебной системе: доступ к информации, которая в результате излишней прозрачности стала опасной для ее участников, сочетание работы почты с необходимостью обеспечения прав участников судебного производства, санкции , процессуальные сроки, содержание под стражей, передача подсудности дел из района в район, дистанционное производство, утраченные судебные разбирательства и т.д. Поэтому основная задача для всех – обеспечить безопасность для участников судебного процесса и гарантии непрерывности деятельности судов.
Это подтверждают и данные мониторинга. Так, по результатам оперативного мониторинга правосудия, в направлении «Судоустройства» эксперты выделили следующие проблемы судебной системы в условиях военного положения:
Порядок коммуникации, ограничение информации в судебных решениях. Для решения трудности нужно расширение методов коммуникации меж судами и участниками процесса как составляющей доступности правосудия. Поэтому предлагается:
Ввести на уровне НПА интеграцию сервисов электронного суда в систему «Действие» сервисов: 1) уведомление о месте и времени проведения судебного заседания; 2) доступ к текстам судебных решений; 3) доступ к электронным исполнительным документам.
Просмотреть способы уведомления сторон о заседаниях и о принятых процессуальных решениях в соответствующих положениях процессуального закона и закона о судоустройстве и статусе судей.
Усовершенствовать механизм возможности регистрации в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе (ЕСИТС) под нужды судов, территориальная подсудность которых изменена, разработать сервис настроек поступления (непоступления) сообщения о присланных судом документах в Электронный кабинет.
Ввести возможность обнародования судебных решений с учетом ограничений в части сохранения недоступности персональных данных не только сторон, но и других участников судебного разбирательства, в частности судей и секретарей судебных заседаний.
Предусмотреть, что сообщения и вызовы в судебные заседания, а также доступ к принятым решениям судов могут предоставляться посредством механизма автоматических сообщений, по электронной почте или сообщениям через другие средства связи, обеспечивающие фиксацию сообщения или вызова.
Усовершенствовать механизмы и возможности ограничения работы ЕСИТС и ограничения доступа к Единому государственному реестру судебных решений в период военного положения в Украине.
Порядок дистанционного функционирования судов и служащих системы правосудия в условиях военного положения. Для решения проблемы необходимо предусмотреть:
- положения о том, что во время военного положения в связи с военными действиями, судебные заседания могут проводиться в залах заседаний других судов, а также в режиме видеоконференции вне помещения суда (залы заседаний), в том числе и судьей, с использованием собственных технических средств;
- положения об особенностях дистанционной формы работы судов, участии в судебном
оседании секретаря судебного заседания вне помещения суда (зала заседаний), как и подписание судебных решений и процессуальных документов, в том числе квалифицированным электронной подписью без составления или с отсрочкой составления их бумажного оригинала.
Относительно блока «Судопроизводство» были выявлены следующие проблемы, требующие решения в условиях военного положения в государстве:
- Возобновление и продление процессуальных сроков.
- Возобновление утраченного судебного производства.
- Дистанционное разбирательство дел.
- Расширение категорий дел письменного производства.
- Установление юридических фактов.
Еще одно направление, которое в этот день рассматривали эксперты, – «Уголовная юстиция». Проведение оперативного мониторинга показало, что в этой сфере есть следующие проблемы:
Полномочия сотрудников оперативных подразделений:
- компетенция на осуществление следственных действий;
- отсутствие единства судебной практики;
- необходимость оптимизации рабочей погрузки.
Дистанционное уголовное производство: в связи с пандемией возможности использования дистанционного уголовного производства были расширены; введенные изменения носят временный характер (на период действия карантина); судебная практика свидетельствует о невозможности проведения судебного заседания в режиме видеоконференции вне помещения другого суда.
Изменение и отмена мер в условиях военного положения: Закон Украины №2198-ІХ от 14.04.2022; новеллы касаются поддержки ВСУ и исполнения обязанности защиты Отечества; наличие определенных пробелов, неточностей и коллизий
Для решения этих проблем эксперты предлагают:
- наделить сотрудников оперативных подразделений полномочиями совершать отдельные процессуальные действия по письменному поручению следователя, прокурора;
- такими процессуальными действиями предлагается закрепить получение пояснений, вручение повесток о вызове, выполнение определения временного доступа к вещам и документам;
- закрепить возможность участия участника судебного производства в судебном заседании в рамках уголовного производства в режиме видеоконференции вне помещения суда с использованием собственных технических средств;
- всем участникам судебного производства (представители стороны обвинения, стороны защиты, потерпевший, свидетели, эксперты, специалист и т.д.) предоставить возможность инициировать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции вне помещения суда;
- другое.
Отдельные предложения в результате проведенного оперативного мониторинга законодательства после дополнительных консультаций будут учтены для усовершенствования законодательства в системе юстиции.
https://www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу