Министерство образования и науки Украины утвердило изменения в приказы, которые определяют особенности организации дистанционного обучения в условиях военного положения.
Речь идет о приказах МОН №1112 (от 7 августа 2024 г.) и №1115 (от 8 сентября 2020 г.).
Эти изменения – часть политики «Школа офлайн». Ее цель — обеспечить качественное образование для каждого ребенка, независимо от того, где он находится, — на контролируемой украинским правительством территории, временно оккупированной или за границей.
Решение является результатом системного сотрудничества с общинами и областями, а также учитывает предложения, предоставленные в рамках общественного обсуждения. Утвержденные изменения адаптированы к потребностям и специфике прифронтовых и приграничных с Россией регионов.
Приказ вступит в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции. В то же время, учитывая важность решений, МОН уже начинает их коммуникацию, чтобы школы, общины и педагоги могли заранее ознакомиться с обновлениями.
Что меняется
1) Новые правила по наполняемости дистанционных классов
Минимальное количество учащихся в дистанционном классе – 20 детей. Впрочем, основатели школ могут уменьшить это количество:
Требования к наполненности дистанционных классов не распространяются на учреждения специализированного и специального образования.
2) Удаленная работа школы возможна даже без всех параллелей классов.
Заведение любого типа может работать по дистанционной форме, если в нем отсутствует не более двух параллелей. К примеру, школа имеет дистанционные 1–6, 8–11 классы — 7 класса может не быть.
3) Отдельный класс для обучения по украиноведческому компоненту
В рамках одного дистанционного класса учащиеся должны учиться только по одной образовательной программе. Это поможет учителю эффективнее работать с детьми разных категорий — теми, кто находится в Украине на контролируемой правительством территории, на ТОТ или за рубежом.
Дети за границей. Если ребенок посещает школу в стране пребывания, он может дистанционно учиться по украиноведческому компоненту в украинской школе (5–8 часов в неделю, без перегрузки). Выбрать школу и подать заявку можно здесь.
Если ребенок не ходит в местную школу — он может получать образование полностью дистанционно в украинском учебном заведении.
Также для детей за границей доступны индивидуальные формы обучения – экстернат или семейная форма.
Дети на ТОТ могут учиться за педагогическим патронажем. Это индивидуальное обучение с учетом потребностей ребенка и обстоятельств безопасности.
Важно: Даже если в школе не открыт ни один класс, она может продолжить работать в форме педагогического патронажа. Эта форма предполагает оплату учителю за обучение конкретного ребенка.
Подробнее о педагогическом патронаже здесь.
Кроме того, если ребенок находится на территории, где продолжаются или возможны боевые действия, он может продолжать обучение дистанционно в своей школе, откуда уехал. Ей не нужно переводиться в другое заведение для дистанционного обучения.
В то же время, если есть возможность посещать очное обучение при наличии укрытия в школе, это остается приоритетом для учащихся.
Кадровый резерв для поддержки учителей
Чтобы обеспечить плавный переход к изменениям, МОН внедряет кадровый резерв: он позволит учителям, которые могут остаться без погрузки, проходить обучение и получать среднюю заработную плату. Это касается учителей из Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Сумской, Николаевской, Одесской, Харьковской, Херсонской и Черниговской областей.
Изменения в постановление о кадровом резерве Кабинет Министров Украины утвердит в ближайшее время.
Все адаптированные изменения особенностей дистанционного обучения будут внедрены с 1 сентября 2025 года. Обновленные правила позволят гибко реагировать на вызовы военного времени и гарантировать доступ к качественному образованию для всех детей независимо от их места пребывания.
https://mon.gov.ua