МОН: Начальные школы и гимназии останутся - что действительно изменит реформа старшей школы
Министерство образования и науки Украины объясняет, что на самом деле предусматривает реформу старшей школы.
Что изменит реформа:
Выбор учащимися профилей и предметов/курсов. В местности, где живет ученик, учебное заведение должно предлагать различные профили, а не только гуманитарные.
Для внедрения реформы нужно изменить сеть учебных заведений. Старшие ученики должны учиться в больших лицеях: чем больше учащихся на параллели, тем больше групп можно создать для выбора профилей и предметов/курсов. Тогда появится возможность предложить учителям в лицеях полную нагрузку, а также обеспечить преподавание профильных предметов/курсов. Также лицеи будут оснащаться нужным оборудованием.
Лучше всего, если лицеи будут отделены. Ведь старшеклассники нуждаются в других подходах, чем младшие ученики, а способ организации обучения может быть другим (например, сменные группы вместо классов, изучение одного предмета в рамках семестра по модульному принципу и т.п.).
Что не меняет реформа:
Гимназии и начальные школы (1–9, 5–9, 1–4 классы) не будут закрывать. Однако предлагается изменить тип отдельных учебных заведений. Некоторые из них станут лицеями (учат в основном старшеклассников), другие — гимназиями и начальными школами и собирают детей общины соответствующего возраста.
К примеру, в Шептицкой общине (Львовская область) уже происходит реорганизация сети учебных заведений. Сейчас там работает один обособленный академический лицей (будет два), большинство других заведений являются гимназиями (1–9 классы) и одно — начальной школой (1–4 классы). В общине не закрывали школы и не планируют.
Начальная школа останется как можно ближе к месту жительства ребенка. Эта норма регламентирована законодательством, она не требует изменений.
Минимальное и максимальное количество учащихся в 1–9 классах. Минимальное количество учащихся – 5, максимальное – 24 в начальной школе, 30 – в базовой.
Где будут учиться дети, которые не смогут продолжить обучение в своей школе?
Рассмотрим несколько вариантов:
Ребенок учится в 1–9 классах школы, который станет обособленным лицеем (будет иметь только 10–12 классов). В таком случае ученик сможет продолжить обучение в 1–9 классах в другом учебном заведении своего общества.
Ребенок учится в 1–9 классах школы, которая будет гимназией (будет иметь только 1–9 классы). Тогда ученик доучится до 9 класса в этой школе, а продолжить обучение сможет в лицее своей или другой общины, учреждении профессионального (профессионально-технического) или профессионального высшего образования.
Будет ли финансирование оборудования для лицеев?
Уже сейчас государство выделяет средства на оборудование для лабораторий, мастерских. В этом году для пилотных 10 классов 500 млн грн выделено - будут обустроены кабинеты естественной, математической и технологической образовательных отраслей.
Также недавно правительство утвердило еще 500 млн на оборудование кабинетов биологии, географии, математики, физики, химии и STEM-лабораторий заведений, которые будут лицеями с 2027 года.
В прошлом году 1,22 млн. грн. субвенции НУШ было направлено на естественные кабинеты, а в этом году 1,39 млрд. грн. — на кабинеты естественной, математической образовательных отраслей, межотраслевых и интегрированных курсов. Часть этих оборудованных заведений станет лицеями.
Правительство планирует продлить инвестиции.
Внедрять реформы всегда сложно для общин и государства. Но главное, на что должны ориентироваться педагоги и политики, это интересы ребенка и будущее государства. Родителей просим не поддаваться манипуляциям и критически оценивать информацию, которая распространяется на реформы.
МОН остается открытым к диалогу и разъяснениям и призывает заинтересованные стороны конструктивно обсуждать изменения, способствующие повышению качества образования. Вместе мы можем создать систему, которая обеспечит равные возможности для всех детей, независимо от места их проживания.
https://www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу