Минэкономики: Об особенностях осуществления закупки услуг энергосервиса
Закон Украины "О публичных закупках" (далее - Закон) определяет правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства, территориальных общин и объединенных территориальных общин.
С 19.10.2022 на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, заказчики, обязанные осуществлять публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом, проводят закупки в соответствии с Особенностями, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.2022 № 1178 (с изменениями) (далее – Особенности), принятой Правительством во исполнение требований Закона.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 621 (далее – постановление № 621) от 19.06.2023, которое вступило в силу 21.06.2023, были внесены изменения в Особенности и дополнены разделом "Особенности осуществления процедур закупки услуг энергосервиса".
В то же время, пунктом 3 Особенностей предусмотрено, что положения частей пятой, шестой, восьмой (с учетом положений пунктов 68-76 этих особенностей) и девятой статьи 3 Закона применяются на условиях, определенных Законом.
При этом закупки энергосервиса, начатые до вступления в силу постановления № 621, завершаются в порядке, действовавшем до вступления в силу этого постановления.
В то же время Закон Украины "О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации" (далее - Закон об энергосервисе) устанавливает правовые и экономические основы осуществления энергосервиса для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности .
Сфера применения этого закона определена статьей 2 Закона об энергосервисе. Так, в соответствии с пунктом 2 и 3 части первой статьи 1 Закона об энергосервисе определено, что энергосервис – комплекс технических и организационных энергосберегающих (энергоэффективных) и других мер, направленных на сокращение заказчиком энергосервиса потребления и/или затрат на оплату топливно-энергетических ресурсов и/ или жилищно-коммунальных услуг по сравнению с потреблением (расходами) при отсутствии таких мер.
При этом энергосервисный договор – договор, предметом которого является осуществление энергосервиса исполнителем энергосервиса, оплата которого производится за счет достигнутого в результате осуществления энергосервиса сокращения потребления и/или расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг по сравнению с потреблением (расходами) при отсутствии таких мер.
Исходя из изложенного, заказчики осуществляют закупки энергосервиса в соответствии с Законом об энергосервисе с учетом положений, определенных пунктами 68-76 Особенностей.
Относительно базового уровня потребления
В соответствии с пунктом 69 Особенностей проведения процедуры закупки энергосервиса базовый уровень потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг как значение в натуральных показателях объемов годового и помесячного потребления определяется в соответствии с методикой, утвержденной Мининфраструктуры.
При отсутствии методики определения базового уровня потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг базовый уровень потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг определяется как усредненное значение в натуральных показателях объемов годового и месячного потребления за 2019 и 2021 годы топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг объектом энергосервиса с указанием объемов потребления каждого вида топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг.
Так, Приказом Мининфраструктуры от 06.07.2023 № 578 утверждена “Методика определения базового годового уровня потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг” (далее – Методика).
Согласно пункту 1 Методики устанавливается механизм определения базового годового уровня потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг (далее – базовый годовой уровень потребления) в случае обнаружения не соблюдения воздушно-теплового режима, уровня освещения, других требований содержания зданий, определенных санитарными нормами и правилами в области организации труда, содержания зданий, зданий, сооружений (далее – несоблюдение требований).
В то же время в соответствии с Положением о Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 декабря 2022 г. № 1400 (с изменениями), Мининфраструктуры является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики , в частности, в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, альтернативных видов жидкого и твердого топлива, энергосбережения, обеспечения энергетической эффективности.
Положение о Государственном агентстве по энергоэффективности и энергосбережению Украины утвержденного постановления эффективности является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Вице-премьер-министра по восстановлению Украины – Министра развития общин, территорий и инфраструктуры и реализующего государственную политику в сфере эффективного использования топливно – энергетических ресурсов, энергосбережения и альтернативных видов топлива
Поэтому по вопросам базового уровня потребления рекомендуется обращаться в Мининфраструктуру и Госэнергоэффективность.
Относительно способов осуществления закупки услуг энергосервиса
В соответствии с особенностями закупки энергосервиса осуществляются в соответствии с Законом об энергосервисе с учетом положений, определенных этим разделом особенностей. Так, согласно пункту 72 Особенностей и части первой статьи 3 Закона об энергосервисе, закупки энергосервиса могут осуществляться одним из следующих способов:
1. Применение процедуры открытых торгов;
2. Применение переговорной процедуры закупки, применяемой исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 1 части второй статьи 40 Закона;
3. Без применения открытых торгов при наличии одновременно двух оснований следующих оснований:
1) закупка энергосервиса осуществляется для внедрения комплекса работ (энергоэффективных мероприятий) на объекте энергосервиса с уровнем сокращения потребления и/или затрат на оплату соответствующих топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг не менее 50 процентов по отношению к базовому годовому уровню потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг по энергосервисному договору. Комплекс работ (энергоэффективных мероприятий) и расчет уровня сокращения потребления соответствующих топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг по энергосервисному договору должны соответствовать рекомендациям и расчетам, содержащимся в энергетическом сертификате или отчете по энергоаудиту объекта энергосервиса;
2) исполнитель энергосервиса имеет опыт выполнения энергосервисного договора с уровнем сокращения потребления и/или затрат на оплату соответствующих топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг не менее 50 процентов по отношению к базовому годовому уровню потребления топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно- коммунальные услуги с подтверждением достижения указанного показателя сокращения потребления путем представления актов выполнения обязательств по энергосервисному договору и соответствующих расчетов за один календарный год.
Относительно закупки энергосервиса путем проведения открытых торгов
Согласно пункту 70 Особенностей тендерная документация, кроме составляющих, определенных законодательством, должна содержать базовый годовой уровень потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунальных услуг в целом за календарный год и каждый месяц в натуральных показателях и в денежной форме по ценам (тарифам) , действующими на дату объявления о проведении конкурентной процедуры закупки
Базовый годовой уровень не утверждается исполнительным органом соответствующего местного совета или местным органом исполнительной власти (об объектах коммунальной собственности) и не утверждается центральным органом исполнительной власти, в сферу управления которого входит заказчик энергосервиса (об объектах государственной собственности).
При этом в соответствии с пунктом 71 Особенностей в случае проведения процедуры открытых торгов для заключения энергосервисного договора заказчик энергосервиса может не обнародовать в электронной системе закупок информацию с ограниченным доступом или информацию, разглашение которой во время действия правового режима военного положения может представлять угрозу национальной безопасности и порядку. Перечень такой информации определяется в соответствии с Законами Украины "О доступе к публичной информации" и "О государственной тайне".
В соответствии с частью второй статьи 3 Закона об энергосервисе в случае осуществления закупки энергосервиса по процедуре открытых торгов срок для представления тендерных предложений устанавливается в соответствии с абзацем второй части третьей статьи 20 Закона Украины "О публичных закупках", раскрытие тендерных предложений происходит в порядке, предусмотренном абзацем третьим части первой статьи 28 Закона Украины "О публичных закупках", рассмотрение и оценка тендерных предложений происходят в порядке, предусмотренном частями второй и двенадцатой статьи 29 Закона Украины "О публичных закупках".
В то же время согласно части третьей статьи 3 Закона об энергосервисе тендерная документация должна содержать информацию, указанную в данной части.
Также, согласно Особенностям заказчик энергосервиса после заключения энергосервисного договора предоставляет каждое полугодие Госэнергоэффективности информацию о результатах его выполнения по форме, определенной Госэнергоэффективности.
Учитывая это, справочно информируем, что на официальном сайте Госэнергоэффективности размещена информация об энергосервисе по ссылке: https://saee.gov.ua/ru/content/energoservis 1
Кроме того на сайте decentralization.gov.ua можно дополнительно ознакомиться с рекомендациями для органов самоуправления по внедрению энергоэффективных мер на уровне территориальных общин по ссылке: https://decentralization. gov. ua/news/15441
В то же время предлагается пересмотреть вебинар, проведенный Министерством при поддержке проекта ГЭФ/ПРООН “Устранение барьеров для содействия инвестициям в энергоэффективность общественных зданий в малых и средних городах Украины посредством применения механизма ЕСКО” на тему: “Новые возможности для внедрения энергоэффективных мер с помощью энергосервиса”, по ссылке: http://surl.li/lsfkn
Учитывая изложенное механизм закупки услуг энергосервиса в соответствии с особенностями на период военного положения и 90 дней со дня его прекращения или отмены, упрощает процедуры публичных закупок энергосервиса, ускоряет процесс привлечения инвестиций в проекты по повышению энергоэффективности энергопотребительской инфраструктуры социально-гуманитарной сферы и других жизнедеятельности общин.
https://me.gov.ua
Комментарии к материалу