Минагро: Как работает нотариат в условиях военного положения
Специалисты Программы USAID по аграрному и сельскому развитию – АГРО подготовили разъяснительную информацию об особенностях работы нотариата, совершении регистрационных и нотариальных действий в условиях военного положения.
1. Поиск нотариусов
Для того чтобы оперативно найти нотариуса, работающего в конкретном регионе в условиях военного положения, можно воспользоваться перечнемот Нотариальной палаты Украины или специальным телеграм-ботом @NotariusUaChatBot.
На сегодняшний день нотариусы совершают ограниченный перечень нотариальных действий без использования специальных бланков нотариальных документов, а именно: нотариальное удостоверение доверенностей, нотариальное удостоверение завещаний, удостоверение подлинности подписей на документах и т. д.
2. Сделки с земельными участками
Поскольку не работают Государственный земельный кадастр и Государственный реестр прав на недвижимое имущество, сделки по купле-продаже земельных участков и смена собственника/пользователя земельного участка не осуществляются.
В настоящее время Минагрополитики и Минюст работают над частичным возобновлением работы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав в ограниченном функционале и с ограниченным доступом.
На период военного положения установлен упрощенный порядок предоставления военными администрациями в условиях военного положения сельскохозяйственных земель в пользование агропроизводителям на один год без регистрации участков в земельном кадастре, а прав на них в Реестре прав (24 марта 2022 г. ВРУ приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию условий для обеспечения продовольственной безопасности в условиях военного положения» (№ 7178).
3. Регистрация изменений в отношении юридических лиц и ФЛП
Минюст предоставил возможность проводить срочные регистрационные действия:
- автоматическая регистрация ФЛП через портал Дия;
- создание благотворительных организаций и общественных формирований и изменений к сведениям о них;
- изменение руководителя юридического лица в связи с его смертью;
- изменения местонахождение юридического лица; органов государственной власти, органов местного самоуправления, казенных предприятий, государственных предприятий, коммунальных предприятий, коммунальных организаций (учреждений, заведений), государственных организаций (учреждений, заведений), а также акционерных обществ, являющихся банками;
- изменение видов экономической деятельности ФЛП;
- прекращение предпринимательской деятельности ФЛП.
Государственная регистрация проводится исключительно государственными регистраторами, включенными в список Министерства юстиции, независимо от местонахождения недвижимого имущества / юридического лица или предпринимателя.
Подробную информацию можно получить у субъектов предоставления административных услуг в регионах.
4. Состояние работы единых и государственных реестров Украины
На сегодняшний день функционируют, за исключением отдельных административно-территориальных единиц: Наследственный реестр; Единый реестр доверенностей; Единый реестр специальных бланков нотариальных документов; Государственный реестр актов гражданского состояния; Государственный реестр обременений движимого имущества; Единый реестр должников.
Не функционируют: Государственный реестр прав на недвижимое имущество; Государственный земельный кадастр; Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (есть возможность совершать отдельные регистрационные действия); Единый государственный реестр судебных решений.
Ограничения работы реестров динамичны и изменяются в зависимости от хода войны. Министерство юстиции разрабатывает план поэтапного открытия доступа и работы реестра прав и реестра юридических лиц.
5. Обеспечение исполнения обязательств
Минюст и нотариальное сообщество принимают все возможные меры по возобновлению работы необходимых для кредитования инструментов и надлежащего оформления обеспечения выполнения обязательств. Первоочередной задачей является восстановление нотариального удостоверения аграрных расписок, а впоследствии ипотеки.
6. Нормативно-правовые изменения работы нотариата и совершение регистрационных действий в условиях военного положения
изложены в:
- постановлении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы нотариата в условиях военного положения» от 28.02.2022 года № 164 (с учетом изменений и дополнений);
- постановлении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы государственной регистрации и функционирования единых и государственных реестров, держателем которых является Министерство юстиции, в условиях военного положения» от 06 марта 2022 № 209 (с учетом изменений и дополнений).
Минагро
Комментарии к материалу