Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Медиация – это возможность урегулирования трудового спора

26.04.2022 6 0 0

В процессе трудовой деятельности между работником и работодателем могут возникать спорные вопросы в случаях нарушения законодательства о труде собственником или уполномоченным им органом, или отдельными работниками по заключению, исполнению, изменению, расторжению трудового договора и соблюдению других норм трудового законодательства.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров регламентировано главой XV КЗоТ Украины (далее – КЗоТ).

Согласно статье 221 КЗоТ, трудовые споры вправе рассматривать два органа, а именно: комиссия по трудовым спорам (далее – комиссия) и районные, районные в городе, городские или горрайонные суды (далее – суд).

Но сегодня, кроме указанных способов, альтернативный. Это медиация.

Что такое медиация? В каких случаях применяется и как им воспользоваться?

16 ноября 2021 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О медиации» № 1875-IX (далее – Закон), опубликован в газете Голос Украины» от 14.12.2021 № 237-238. Закон вступил в силу 15 декабря 2021 года.

Законом дополнена глава XV КЗоТ новой статьей 222-1 об урегулировании трудовых споров путем медиации.

Закон определяет правовые основы и порядок проведения медиации как внесудебной процедуры урегулирования конфликта (спора), принципы медиации, статус медиатора, требования к его подготовке и другие вопросы, связанные с этой процедурой.

Процедура медиации осуществляется по взаимному согласию сторон индивидуального трудового спора. Работник и работодатель заключают договор о проведении медиации и соглашение по результатам медиации в форме.

Медиацию проводят, чтобы урегулировать как трудовые, так и гражданские, семейные, хозяйственные, административные конфликты или споры и предотвратить их в будущем.

Введение в правовую систему медиации через принятие профильного закона открыло возможности для более эффективного, мирного и менее стоимостного пути внесудебного урегулирования споров.

Медиация – это метод разрешения спора во внесудебном порядке с привлечением медиатора (лица, которое помогает в процессе медиации, обеспечивает равенство и учет позиций сторон и ни в коем случае не принимает решений по содержанию конфликта).

Медиацию можно применять в конфликтах (спорах), возникающих в трудовых, гражданских, семейных, хозяйственных, административных правоотношениях, а также в уголовных производствах при заключении соглашений о примирении между потерпевшим и подозреваемым, обвиняемым и в других сферах общественных отношений.

Медиацию можно проводить как до обращения в суд, так и во время судебного производства или при исполнении решения суда. Участие в медиации является добровольным волеизъявлением сторон медиации.

Преимуществом медиационного процесса прежде всего конфиденциальность, ведь вся информация, получаемая медиатором от сторон, не подлежит разглашению. Также положительной стороной медиации является экономия времени, потому что рассмотрение дел в суде и исполнение судебных решений иногда продолжаются годами, а медиация в среднем может занимать от нескольких часов до нескольких встреч. Данный процесс может существенно сэкономить средства, так как отсутствуют расходы на услуги адвоката и судебный сбор.

То есть каждый человек, имеющий правовой конфликт и выказавший добровольное согласие, может попытаться разрешить этот конфликт в рамках медиации, доступ к которой обеспечивает система бесплатной правовой помощи. Для этого гражданам необходимо обратиться в бюро правовой помощи местных центров по оказанию бесплатной вторичной правовой помощи. Специалисты бюро, определив медиабельность дела, привлекают медиатора (специально подготовленный нейтральный и независимый специалист, помогающий сторонам конфликта (спора) в его урегулировании, организует и проводит медиацию).

Процесс медиации можно условно разделить на этапы:

1 этап. Подготовка к медиации, в течение которой медиатор:

– изучает историю проблемы и основную информацию о сторонах конфликта;

– пересматривает нормативные документы, при необходимости консультируется с другими специалистами;

– налаживает контакт со сторонами и проводит индивидуальные встречи с ними;

– организует безопасное и комфортное место для проведения медиации.

2 этап. Начало, в течение которого происходит:

– заключение договора с медиатором;

– вводное слово медиатора;

– сбор данных и оглашение порядка и правил;

– уяснение позиций сторон;

– определение тем для обсуждения.

     3 этап. Переговоры

На этом этапе происходит выявление интересов каждого участника конфликта и выяснение потребностей, скрытых за выявленными интересами.

    4 этап. Заключение и подписание соглашения, во время чего медиатор:

– проверяет наработанные варианты решений на реалистичность и возможность практической реализации;

– уточняет детали, согласовывает пункты соглашения, формируется окончательное решение, удовлетворяющее всех участников.

– участники ознакомляются с текстом соглашения и подписывают его (по общему правилу, заключается в 2-х экземплярах). Настоящее соглашение описывает четкий план выхода из конфликтной ситуации с указанными временными рамками и распределением ответственности между участниками конфликта.

Участие в медиации никак не лишает права граждан за обращение в суд. Однако есть случаи, когда невозможно применить медиацию, а именно отсутствие добровольного согласия сторон, домашнее насилие, давление и угрозы, злоупотребление алкогольными и наркотическими средствами, психические расстройства и умственная отсталость — все эти обстоятельства свидетельствуют о немедиабельности дела.

С помощью медиации стороны могут находить общие решения, опираясь на интересы и потребности друг друга, осознают всю значимость и ответственность за решения, принимаемые с учетом их взаимных интересов, и именно такие решения будут выполняться с большей вероятностью.

https://od.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу