Кредиторская задолженность бюджетных учреждений: отдельные нюансы учета в условиях войны
Часто у бухгалтеров бюджетных учреждений возникает необходимость учета кредиторской задолженности, что приобретает большую актуальность в условиях военного положения, когда у многих распорядителей возникают проблемы с выплатами. В подготовленном экспертами Программе USAID DOBRE разъяснении рассмотрена нормативно-правовая база и нюансы учета кредиторской задолженности в условиях военного положения.
Определения термина «кредиторская задолженность» в законодательстве, регулирующем вопрос ведения бухгалтерского учета в государственном секторе, нет. В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 №996-XIV (далее – Закон №996) определено значение употребления термина «обязательства» как задолженность предприятия, возникшая вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, олицетворяющих в себе экономические выгоды (ст. 1).
В то же время в БКУ используется термин бюджетное обязательство - это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем (п. 7 ч. 1 ст. 2).
В контексте требований БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета производятся только при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины (ч. 1 ст. 23).
При этом распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая, в частности, необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 49 БКУ, распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет поручение на осуществление платежа органу Казначейства Украины.
Именно после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства из первичных документов в бухгалтерском учете распорядителей бюджетных средств отражается кредиторская задолженность.
Задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги и заказчиками за выполненные работы или оказанные услуги, реализованная продукция отражается на счете 62 «Расчеты за товары, работы, услуги» Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе , утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2013 №1203
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об обязательствах определены НП(С)БОДС128 «Обязательства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24.12.2010 №1629, а информации о расчетах с кредиторами бюджетных учреждений – Порядком бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 02.04.2014 №372 (далее – Порядок №372).
В бюджетном законодательстве обязательство распорядителя бюджетных средств уплатить средства за любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода в соответствии с законодательством называется бюджетным финансовым обязательством.
Бюджетные денежные обязательства регистрируются органами Казначейства в бухгалтерском учете выполнения бюджетов. Механизм регистрации определен Порядком регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 02.03.2012 №309.
Следовательно, сущность бюджетных финансовых обязательств по бюджетному законодательству и кредиторской задолженности по законодательству по бухгалтерскому учету в государственном секторе тождественны.
В Порядке №372 определены виды кредиторской задолженности и значение терминов: просроченная кредиторская задолженность и кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек.
Более подробно рассмотрим такие виды кредиторской задолженности и полномочия распорядителей средств местных бюджетов при их наличии.
Просроченная кредиторская задолженность – это сумма кредиторской задолженности, возникающая на 30-й день после истечения срока обязательного платежа согласно заключенным договорам или если дата платежа не определена после получения подтверждающих документов за полученные товары, выполненные работы, предоставленные услуги.
Информация о наличии такой задолженности, возникшей на дату составления распорядителем средств бюджетной отчетности при выполнении сметы за текущий и прошлые отчетные годы, отражается в графе 10 «Кредиторская задолженность на конец отчетного периода (года), с нее просто
чена» формы №7д, №7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам». То есть из общей суммы кредиторской задолженности уточняется сумма задолженности, срок оплаты которой просрочен.
Согласно Порядку составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 №44 (далее – Порядок 44), Отчет о задолженности по бюджетным средствам составляется и подается распорядителями средств в органы Казначейства в составе месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности.
При обретении кредиторской задолженностью такого статуса распорядителям бюджетных средств важно соблюдать требования ч. 4 ст. 51 БКУ в части взятия бюджетных обязательств.
Так, при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате, стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги, электрическую и тепловую энергию, природный газ и другие энергоносители, распорядители бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований по общему фонду не берут бюджетных обязательств и не осуществляют платежей. по другим мерам, связанным с функционированием бюджетных учреждений (кроме защищенных расходов бюджета, определенных ст. 55 БКУ), до погашения такой задолженности.
Кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, – это просроченная кредиторская задолженность, в отношении которой кредитором утрачено право обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.
Для определения кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, прежде всего необходимо определить, когда истекает срок исковой давности.
Исковая давность, в соответствии со ст. 256 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) — это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса.
Общая исковая давность установлена продолжительностью в 3 года (ч. 1 ст. 257 ГКУ). Для отдельных видов требований закон может устанавливать специальную исковую давность: сокращенную или большую продолжительность по сравнению с общей исковой давностью (ч. 1 ст. 258 ГКУ).
Кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, по общему и специальному фонду местного бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) в соответствии с требованиями Порядка №372 списывается учреждениями ежеквартально.
С этой целью осуществляются следующие мероприятия:
Шаг 1. Определяется кредиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, путем проведения по решению руководителя инвентаризации расчетов. Составляется Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (п. 7 раздела ІІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 №879).
Типовые формы для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации утверждены приказом Министерства финансов Украины от 17.06.2015 г. №572.
Шаг 2. Составляется Справка о дебиторской и кредиторской задолженности по которым срок исковой давности истек в которой указываются такие кредиторы, их местонахождение. Также приводятся объяснения причин возникновения такой задолженности и соответствующие даты.
Шаг 3. Составляется Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию. Руководитель должен утвердить этот акт и все предыдущие документы.
Шаг 4. Акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию, составленный распорядителем более низкого уровня, соглашается распорядителем высшего уровня.
Для учреждений, имеющих двойную подчиненность, такое решение принимается учреждением высшего уровня, утверждающим смету.
Учреждение высшего уровня рассматривает представленные акты и в случае принятия соответствующего решения выдает распорядительный документ о списании по учету подведомственного учреждения кредиторской задолженности, срок исковой давности которого истек, по общему и специальному фонду соответствующего бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений).
Шаг 5. После получения соответствующего согласования главного распорядителя распорядителем средств низшего уровня выдается приказ (или другой внутренний распорядительный документ) на списание кредиторской задолженности. Списание производится на основании распорядительного документа руководителя учреждения.
Учреждения осуществляют списание кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек, по собственным поступлениям бюджетных учреждений ежеквартально в порядке, предусмотренном Порядком №372, но решение о списании принимается руководителем такого учреждения самостоятельно. Списание производится на основании распорядительного документа руководителя учреждения.
Информация о списании по учету кредиторской задолженности по собственным поступлениям бюджетных учреждений, срок исковой давности которой истек, сообщает учреждение высшего уровня.
Шаг 6. Составляется бухгалтерская справка и отображается на счетах бухгалтерского учета информация о списанном кредиторском задолженности.
При списании признается увеличение финансового результата выполнения сметы по кредиту субсчета 5512 "Накопленные финансовые результаты выполнения сметы" (п. 6.5 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденные финансов Украины от 29.12.2015 г. №1219).
Согласно требованиям Порядка №44, информация о суммах списанной в течение отчетного периода в установленном порядке кредиторской задолженности раскрывается в графе 12 «Кредиторская задолженность, списанная за период с начала отчетного года» формы №7д, №7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам».
Важно отметить, что в период действия в Украине военного положения сроки, определенные ст. 257 ГКУ, продлеваются на срок его действия (п. 19 раздела "Заключительные и переходные положения" ГКУ).
Указом Президента Украины от 24.02.2022 №64/2022 военное положение в Украине введено с 05 часов 30 минут 24 февраля 2022 года, который продлен до 18 августа 2023 года, поэтому сейчас задолженность, по которой сроки давности по состоянию на 22.02. не может считаться безнадежной и, соответственно, не подлежит списанию.
Следовательно, после окончания военного положения по каждому обязательству необходимо будет провести оценку возможности возникновения обязанности погашения такой задолженности в будущем и при необходимости принять решение о списании безнадежной задолженности.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу