Как зарегистрировать земельный участок: инструкция Госгеокадастра
Последовательность проведения государственной регистрации земельного участка в соответствии с Порядком ведения Государственного земельного кадастра.
Государственная регистрация земельного участка осуществляется во время ее формирования по результатам сдачи документации по землеустройству после ее согласования в установленном порядке и до принятия решения о его утверждении органом государственной власти или органом местного самоуправления (в случае, когда по закону такая документация подлежит утверждению таким органом) путем открытия Поземельной книги на такой земельный участок.
В соответствии с законодательством государственной регистрации земельного участка осуществляют государственные кадастровые регистраторы территориальных органов земельных ресурсов. Именно они принимают решение о государственной регистрации земельного участка или решение об отказе в такой регистрации.
Последовательность проведения государственной регистрации земельного участка определяется Порядком ведения Государственного земельного кадастра, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2012 № 1051.
Первым шагом в процессе проведения регистрации земельного участка является представление государственному кадастровому регистратору заявления о государственной регистрации земельного участка.
Государственная регистрация земельных участков осуществляется по заявлению:
- лица, которому по решению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, которые являются основанием для формирования земельного участка при передаче ее в собственность или пользование из земель государственной или коммунальной собственности, или уполномоченного им лица;
- собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности (в случае разделения или объединения ранее сформированных земельных участков) или уполномоченного ими лица;
- органа исполнительной власти, органа местного самоуправления (в случае формирования земельных участков соответственно государственной или коммунальной собственности);
- заказчика технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель (в случае внесения в Государственный земельный кадастр по результатам проведения инвентаризации земель массива земель сельскохозяйственного назначения сведений о земельном участке, входящем в такого массива)
- заказчика документации по землеустройству, по которой осуществляется формирование земельного участка государственной, коммунальной собственности, в случаях, когда разработка такой документации происходит без разрешения органа исполнительной власти, органа местного самоуправления;
- владельца земельной доли (пая) или его наследника (в случае формирования земельного участка в порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)
- лица, определенные частью первой статьи 118 Земельного кодекса Украины, в том числе владельца недвижимого имущества (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставляется (передается) из земель государственной или коммунальной собственности, или его наследника.
К заявлению в обязательном порядке прилагаются:
- документация по землеустройству, которые являются основанием для формирования земельного участка и электронный документ;
- в случае если в соответствии с законом разделение, объединение земельных участков осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, к заявлению о государственной регистрации земельного участка, сложившейся в результате разделения или объединения земельных участков, также прилагаются документы, надлежащим образом подтверждающие такое согласие.
Заявление с приложенными документами направляется заявителем средствами телекоммуникационной связи.
Заявление о внесении сведений в Государственный земельный кадастр вместе с документацией по землеустройству и документацией по оценке земель, которая является основанием для внесения сведений в Государственный земельный кадастр, может подаваться по желанию заявителя в бумажной или электронной форме.
Представление Государственному кадастровому регистратору заявления о внесении сведений в Государственный земельный кадастр вместе с документацией по землеустройству или документацией по оценке земель осуществляется разработчиком такой документации, если иное не установлено договором на выполнение работ по землеустройству или оценки земель.
Государственный кадастровый регистратор в момент поступления к нему заявления о государственной регистрации земельного участка проверяет:
- полномочия лица, обратившегося с таким заявлением;
- наличие полного пакета документов, необходимых для внесения сведений (изменений к ним) в Государственный земельный кадастр;
- пригодность электронного документа для проведения его проверки с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра.
В случае соответствия заявления вместе с документами требованиям, определенным законодательством, государственный кадастровый регистратор принимает заявление к рассмотрению по существу и учитывает ее путем регистрации в Государственном земельном кадастре с присвоением ей регистрационного номера и фиксацией даты ее регистрации.
Заявление регистрируется в день его поступления в порядке очередности.
Дата регистрации заявления в Государственном земельном кадастре является датой ее принятия.
Законодательством определен срок проведения государственной регистрации земельного участка, который составляет 14 календарных дней со дня регистрации заявления (7 дней - в случае осуществления государственной регистрации земельного участка по принципу экстерриториальности).
В течение определенного срока государственный кадастровый регистратор обрабатывает представленные документы и по результатам проведенной работы осуществляет государственную регистрацию земельного участка:
- с помощью программного обеспечения Государственного земельного кадастра присваивает кадастровый номер земельному участку;
- открывает Поземельную книгу и вносит сведения в нее (кроме сведений об утверждении документации по землеустройству, на основании которой осуществлена государственная регистрация земельного участка, а также о владельцах, пользователей земельного участка);
- делает отметку на титульном листе документации по землеустройству о проведении проверки электронного документа и внесения сведений в Государственный земельный кадастр и возвращает заявителю такую документацию.
Проставления государственным кадастровым регистратором указанной отметки является основанием для передачи соответствующей документации на утверждение органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае, когда по закону такая документация подлежит утверждению соответствующим органом).
В подтверждение государственной регистрации земельного участка государственный кадастровый регистратор на безвозмездной основе предоставляет выписку из Государственного земельного кадастра о земельном участке.
Государственный кадастровый регистратор может принимать решение об отказе в государственной регистрации земельного участка в случае:
- несоответствия представленных документов требованиям законодательства;
- расположение в пределах земельного участка, предполагается зарегистрировать, другого земельного участка или его части;
- представление заявителем документов не в полном объеме.
В таких случаях государственный кадастровый регистратор не позднее следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе во внесении сведений (изменений к ним) в Государственный земельный кадастр выдает или направляет заказным письмом с описью вложения заявителю такое решение.
land.gov.ua
Комментарии к материалу