Как война повлияла на важнейшие группы админуслуг – анализ текущего состояния
Эксперты шведско-украинского проекта PROSTO "Поддержка доступности услуг в Украине" на основе совместного исследования Инициативы "Право в условиях войны" подготовили информацию о текущем состоянии предоставления востребованных административных услуг.
В материале представлены ключевые изменения и выводы относительно таких групп услуг:
- регистрация актов гражданского состояния (РАГС),
- паспортные услуги,
- регистрация/декларирование места жительства,
- административные услуги социального характера (АПСХ),
- регистрация бизнеса, недвижимости,
- регистрация авто и выдача водительских удостоверений.
Паспортные услуги
Для удостоверения личности как в мирное, так и в военное время требуются паспортные документы.
В военное время обязана быть обеспечена возможность установления личности и выдачи в безопасных районах документа о личности (паспортных услугах).
Следует положительно оценить решение украинской власти относительно: продления действия «просроченных» паспортов (как внутренних, так и зарубежных); временного восстановления механизма внесения фото и информации о детях в загранпаспорта их родителей или законных представителей; введение есть Документ.
Для миллионов украинцев очевидна практическая полезность приложения «Действие», в частности, возможность электронного отображения в «Действии» информации, содержащейся в паспорте в форме карты и загранпаспорте.
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
1) определено, что паспорт, срок действия которого истек, в который своевременно не вклеена фотография, является действующим (действительным) документом, удостоверяющим личность;
2) в случае истечения срока действия паспорта для выезда за границу такой срок может быть продлен до 5 лет. Внесение необходимой информации осуществляется органами ГТС безвозмездно в день обращения;
3) предусмотрено внесение в паспорт для выезда за границу родителей (родителя) или другого законного представителя ребенка фото и информации о ребенке;
4) введен Документ, являющийся документом, удостоверяющим личность в период действия военного состояния, в форме отражения в электронной форме информации, идентифицирующей личность и содержащейся в паспорте гражданина Украины и/или в паспорте гражданина Украины для выезда за границу, и/или в удостоверении водителя. естьДокумент доступен через мобильное приложение Портала Действие. Предъявляется на период действия военного положения на электронном устройстве без дополнительного предъявления документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины.
Регистрация актов гражданского состояния (РАЦС)
Услуги в сфере ДРАЦС пользуются едва ли не самым большим спросом среди жителей, ведь связаны с такими жизненными событиями как рождение, смерть, брак. Даже в условиях военного времени, когда может происходить приостановка или ограничение доступа к реестру ДРАЦСГ, критически важно фиксировать указанные события.
Быстрые решения украинских властей, в частности, о возможности предоставления ключевых услуг этой сферы любым легитимным органом ДРАЦС, несмотря на временное приостановление доступа к реестру ДРАЦСГ, способствовали доступности этих услуг.
Также следует отметить положительное влияние цифровизации (в т.ч. мобильного приложения «Действие») на сферу ДРАЦС (прежде всего, возможность электронного отображения в «Действии» информации, содержащейся в свидетельстве о рождении ребенка).
Услуги по повторной выдаче свидетельств РАГС остались доступными в функционирующих отделах ДРАЦС по месту хранения актовой записи. Приостановка предоставления комплексной услуги является Малышом не критическим из-за возможности доступа к отдельным услугам, входящим в ее состав, в частности услуг по регистрации рождения, назначению государственных пособий.
В то же время сложным стал вопрос ДРАЦС (особенно регистрации смерти) на временно оккупированных территориях после 24 февраля 2022 г., а также в местах боевых действий.
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
1) при временном отсутствии доступа к реестру ДРАЦСГ актовая запись гражданского состояния составляется в бумажной форме. Это изменение было очень нужным, фактически явилось основанием для доступности ключевых услуг этой сферы по регистрации рождения, смерти, брака;
2) при государственной регистрации рождения в дополнение к Медицинскому свидетельству о рождении (форма N 103/о) основанием для такой регистрации является приравненная к этому свидетельству справка произвольной формы без проставления печати с определенным перечнем сведений, выписанная медицинским работником;
3) актовая запись о браке составляется отделом ДРАЦС в день получения заявления о государственной регистрации брака от военнослужащего, полицейского, медика. Если один из невест является военнослужащим, полицейским, медиком, то регистрация может производиться без личного присутствия такого жениха (невесты); акт о заключении брака может составляться непосредственным командиром (руководителем). Такой акт может составляться без личного присутствия одного или обоих невест с использованием средств видеосвязи; в случае отсутствия доступа к реестру ДРАЦСГ не применяются требования по проведению провероки этого Реестра.
Регистрация бизнеса, недвижимости
Отдельные услуги в сфере регистрации бизнеса достаточно востребованы, прежде всего в случаях мобилизации, перемещение бизнеса на другие территории, вызванное войной и т.д.
Услуги по регистрации недвижимости менее востребованные по сравнению с мирным временем.
Государственные регистраторы, включенные в Перечень, определенный Минюстом, снова получили возможность предоставлять отдельные административные услуги.
Следует положительно оценить решение Украинской власти, в частности:
- неотложности и экстерриториальности предоставления отдельных услуг;
- гибкости в вопросах доказательства уплаты административного сбора;
- неприменение требований к обязательному использованию сведений информационных систем, в случае временного отсутствия доступа к таким системам и ряду других решений.
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
1) регистрационные действия могут производить регистраторы Минюста и другие определенные им государственные регистраторы, включенные в соответствующий Перечень. Список может предусматривать ограничение (условия) проведения регистрационных действий;
2) полная экстерриториальность, независимо от местонахождения ФЛП, юрлиц, общественных объединений, имущества, если не предусмотрены ограничения (условия);
3) регистрация производится безотлагательно;
4) регистрация может производиться на основании присланных документов в электронной форме или электронных копий документов в бумажной форме (при их подписании КЭП заявителя);
5) административный сбор не взимается за государственную регистрацию благотворительных организаций, общественных объединений, предметом деятельности которых является предоставление помощи ВСУ;
6) уплата административного сбора может подтверждаться электронной копией (в том числе скрин-копией) соответствующего платежного документа;
7) не требуется нотариального удостоверять подлинность подписи на документе, если такая подпись выполнена в присутствии государственного регистратора, должностного лица с установлением лица подписанта на основании документа, удостоверяющего личность, если не предусмотрены ограничения;
8) не применяются требования обязательного использования для государственной регистрации сведений реестров, информационных систем, в случае временного отсутствия доступа таких реестров;
9) не осуществляется государственная регистрация создания общественных формирований, кроме общественных объединений;
10) удостоверение доверенностей и завещаний, удостоверение подлинности подписи на документах осуществляется без использования специальных бланков нотариальных документов;
11) на время действия военного положения течение срока для принятия наследства останавливается;
12) доверенности (кроме доверенностей на право распоряжения недвижимым имуществом, управления и распоряжения корпоративными правами) и завещания военнослужащих ВСУ, других военных формирований могут удостоверяться командиром этих формирований.
Регистрация авто и выдача удостоверений водителя
Государственная регистрация транспортных средств в условиях военного состояния имеет важное значение, особенно для учета транспортных средств (ТС), которые используются для нужд Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии, Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, Национальной полиции, Службы безопасности, медицинских служб, подразделений территориальной обороны и т.д., в том числе ввозимые как гуманитарная помощь от граждан, благотворительных организаций, стран-партнеров.
Часть ТС, принадлежащих юридическим и физическим лицам, могли быть и были мобилизованы для защиты государства и в результате их использования были уничтожены или повреждены. Из-за активных боевых действий большое количество транспорта также было уничтожено, повреждено, похищено.
Доступ к получению водительских удостоверений тоже очень важен для защиты страны, функционирования экономики и жизнедеятельности людей, в частности водительское удостоверение является документом, удостоверяющим личность.
Многие украинцы пользуются цифровыми документами в приложении «Действие», в частности, приравненными к бумажным электронным аналогам водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
С 15 марта т.г. в безопасных регионах Украины начало возобновляться предоставление отдельных услуг в отдельных сервисных центрах МВД и ЦНАП, в частности, постепенно возобновились услуги по:
- регистрации нового транспортного средства, приобретенного в автосалоне;
- регистрации транспортных средств, ввозимых из-за границы;
- получение дубликата свидетельства государственной регистрации транспортного средства.
- Произошли изменения и в порядке ввоза транспортных средств из-за границы. Со дня прекращения или отмены военного положения субъекты хозяйствования в течение 90 дней обязаны внести в реестр информацию: о поступлении, передаче, реализации транспортных средств, в том числе о заключении договоров купли-продажи; о продаже транспортных средств.
Что касается водительских удостоверений, то:
- удостоверения водителя, срок действия которых истек в период военного положения, продолжают действовать на территории Украины;
- право на управление транспортными средствами категорий С, С1 предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения категории В (на период военного положения).
Также стали доступны следующие услуги:
- обмен удостоверения водителя и получения его в случае замены, потери или угона (в частности, имеющие право выезда за пределы Украины, привлекается к обороне), в том числе без медицинской справки;
- сдача экзамена на категории С и СЭ (в первую очередь, для граждан, мобилизуемых в ВСУ, привлекаются в службу в терробороне и правоохранительных органах), возобновление принятия экзаменов на категории В и В1.
Список сервисов и услуг, предоставляемых в функционирующих сервисных центрах МВД, расширяется.
Регистрация/декларирование места жительства
Ряд административных и других публичных услуг зависят от регистрации места жительства физических лиц. Также эта регистрация напрямую влияет на деятельность военных администраций, органов местного самоуправления.
В условиях военного положения и в связи с ограничением доступа к ряду публичных реестров и ограничением обмена данными между ними, реализация действующего согласно законодательству алгоритма декларирования/регистрации места жительства во многих случаях является технически и логистически сложной или невозможной.
С начала военного положения ОМС не осуществляют регистрацию/декларирование места жительства (за исключением отдельных общин, где производились снятия с регистрации умерших лиц).
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
Услуги декларирования/регистрации места жительства физических лиц приостановлены. Изменений к правительственным актам не последовало.
Влияние войны на важнейшие группы админуслуг
Решение вопросов социальной защиты и социального обеспечения граждан в условиях военного положения имеет важное значение, особенно для лиц, потерявших родных, жилье, имущество, для пожилых людей и людей с инвалидностью, а также для поддержки военнослужащих, защищающих государство. Эти услуги критически нужны и для граждан, которые и раньше их получали.
С 24.02.2022 миллиона граждан были вынуждены покинуть свое место жительства. Право на получение статуса внутренне перемещенного лица (ВПЛ) получили лица, вынужденные покинуть свое постоянное место жительства из регионов, определенных Правительством, в связи с военными действиями. Эта категория лиц требует особого внимания, в том числе и по вопросам социальной защиты.
Вызовом для ЦНАП и уполномоченных лиц органов местного самоуправления при предоставлении администраций, связанных с учетом и оказанием помощи ВПЛ, стало применение программного комплекса «Социальная община». Особенно в период пиковых нагрузок. Возможность получения электронных публичных услуг для ВПЛ через мобильное приложение «Действие» (анонсированное с 19.04.2022) должно существенно способствовать уменьшению физических обращений за этими услугами.
Заслуживают положительной оценки действия и решения Украинской власти по обеспечению в условиях военного состояния социальной защиты граждан, в частности о предоставлении помощи на проживание для ВПЛ, компенсации расходов на временное размещение ВПЛ и т.д.
Какие изменения произошли со стороны государства (адаптация к условиям военного положения)
1) срок выплаты государственных социальных пособий, которые были назначены ранее, продлен на период введения военного положения и один месяц после его прекращения или отмены и выплачивается за полнолуние без обращения лица;
2) в случае, когда получателями государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью пропущенный срок пересмотра помощи, выплата таких видов пособия не останавливается на период введения военного положения и один месяц после его прекращения или отмены;
3) изменен порядок и размеры назначения помощи на проживание для ВПЛ, расширен круг субъектов, наделенных полномочиями взятия на учет таких лиц. Вовремя продлен срок обращения с помощью ВПЛ.
За март и апрель 2022 г. помощь на проживание будет предоставляться всем ВПЛ.
Начиная с мая 2022 г. такая помощь будет предоставляться ВПЛ, переместившимся с территории территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке), а также ВПЛ, в которых жилье разрушено или непригодно для проживания в результате повреждения и подавших заявку на возмещение соответствующих потерь, в частности через Единый государственный вебпортал электронных услуг. Перечень таких территориальных общин утверждается Минреинтеграции по согласованию с Минобороны из предложений соответствующих областных, Киевской городской военных администраций;
4) утвержден порядок компенсации затрат на временное размещение ВПЛ;
5) определен порядок подачи заявления в электронной форме о получении помощи от международных организаций;
6) для лиц, проживающих в населенных пунктах, находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), начислении и выплате всех причитающихся социальных выплат (пенсий, социальных пособий, льгот и субсидий и т.п.) продолжаются в полном объеме с учетом определенных Правительством особенностей;
7) реализуется совместный с Управлением Верх
ного комиссара ООН по делам беженцев проект по дополнительным мерам по социальной поддержке ВПЛ, предусматривающий выплату пособия в размере 2220 гривен на каждого члена семьи в месяц. Выплата помощи производится для наиболее уязвимых категорий в течение не менее трех месяцев;
8) повышенные нормы пенсионного обеспечения, предусмотренные для военнослужащих из числа участников боевых действий и лиц с инвалидностью в результате войны, членов семей погибших военнослужащих;
9) предусмотрена денежная помощь гражданскому населению - разовая выплата наличных средств лицам, проживающим в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса внутренне перемещенных лиц;
10) определены возможность и порядок предоставления информационного сообщения о поврежденном или уничтоженном в результате боевых действий недвижимое имущество через Портал Деяния или ЦНАП, или нотариуса.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу