Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как подписать налоговую отчетность в электронном виде при временном отсутствии руководителя или главного бухгалтера

22.05.2024

Каков порядок подписания налоговой отчетности в электронном виде в случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) руководителя (директора) или главного бухгалтера (в т. ч. если истек срок действия квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи лица, которому делегировано право подписи)? 

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса (далее – НК) (п. 42.6 НК) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557, зарегистрированным в Министерстве юстиции 03.08.2017 под № 959/30827 (далее – Порядок). 

Пунктом 48.5 НК определено, что налоговая декларация должна быть подписана, в частности, руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и подачу налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и подачи налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика, такая налоговая декларация подписывается таким руководителем. 

Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие наложенной на электронный документ квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи, в соответствии с требованиями Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (пп. 48.5.1 НК).

Согласно п. 2 разд. II Порядка создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком. 

Руководитель обязан для предоставления квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи, на электронные документы при их передаче в контролирующий орган использовать личный ключ, квалифицированный сертификат которого предоставлен руководителем в контролирующий орган первым любым электронным документом или уведомлением о предоставление информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи (п. 1 разд. ІІІ Порядка). 

Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, наделяемых правом подписания, подачи, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 НК). 

Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, автор уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит автор, путем направления уведомления о предоставлении информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3 разд. ІІІ Порядка).

В Уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. На сформированное Уведомление первыми накладываются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи, основанные на квалифицированных сертификатах электронных подписей всех лиц, включенных в Уведомление, в порядке очередности их внесения в Уведомление, после них – квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя и последней – квалифицированная электронная печать (при наличии), которая основывается на квалифицированном сертификате электронной печати (п. 4 разд. ІІІ Порядка). 

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных п. 42.6 НК. 

Учитывая вышесказанное, в случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) руководителя (директора) на сформированную налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи должностных лиц, которым делегировано право подписи, путем направления Уведомления, принятого контролирующим органом, в следующем порядке: 

  • первым – главного бухгалтера; 
  • вторым – лица, указанные в Уведомлении с типом подписи «Директор»; 
  • третьим – квалифицированная электронная печать (при наличии). 

Следует отметить, что в случае истечения срока квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи лица, указанного в Уведомлении с типом подписи «Директор»/«Бухгалтер», такое лицо утрачивает право подписи электронных документов. 

В случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) главного бухгалтера на сформированную налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя (директора) и квалифицированная электронная печать (при наличии). 

ОИР, категория 129.03


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
07.11.2025
Изменения в законодательстве с 03 ноября по 07 ноября 2025 года
Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года Правительство утвердило Порядок и условия использования свободных остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на конец 2024 года за счет дополнительной дотаци...
30.09.2025
Письмо ПФУ: по вычислению средней заработной платы для больничных после июльских изменений
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ ЛИСТ від 17.09.2025 р. № 2800-030401-8/62282 (Витяг) Розглянувши [...] інформаційний запит [...] щодо обчислення середньої заробітної плати, Пенсійний фонд України повідомля...
Новое
22.12.2025
Галина Третьякова обозначила ключевые подходы к модернизации национальной политики занятости
12 декабря 2025 года Председатель Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова приняла участие в мероприятии: «Будущее на рынке труда Украины. Стратегия занятости населения 2030. Партнерство государства, бизнеса и людей для экономического восстановления&ra...
19.12.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (15.12.2025 - 19.12.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Минюст об определении размера алиментов: основные особенности и критерии, оцениваемые судом Обеспечение должного содержания ребенка является одной из приоритетных обязанностей родителей, закрепленных законодательством Украины. В январе 2026 года мне исполняется...
19.12.2025
КМУ определил критерии должностей работников ОМС с функциями обслуживания
КМУ утвердил критерии определения должностей работников органов местного самоуправления, выполняющих функции обслуживания. К таким должностям относятся работники, чьи обязанности связаны с организационным, техническим, материально-техническим или информационным обеспечением деятельности органов мест...