Как общине оформить бесхозное имущество в коммунальную собственность: алгоритм действий
Нередки случаи, когда в территориальной общине расположено недвижимое имущество, не имеющее собственника или владелец которого неизвестен. Согласно части первой статьи 335 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины), такое недвижимое имущество является бесхозяйственной вещью. Не передача его в коммунальную собственность (как того требует законодательство) приводит к тому, что органы местного самоуправления по меньшей мере недополучают в местный бюджет потенциальных поступлений в форме арендной платы за его использование или от его реализации. Также бесхозное имущество может стать дополнительным ресурсом для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому органам местного самоуправления следует больше внимания уделять выявлению имущества, которое может быть бесхозяйным, и предпринимать все необходимые действия по его передаче в коммунальную собственность, в том числе обращение в суд с соответствующим заявлением. Порядок и особенности таких действий эксперты Проекут USAID «ГОВЕРЛА» рассмотрели в этой публикации.
Понятие бесхозяйного имущества
Согласно части первой статьи 335 ГК Украины, бесхозяйна вещь, которая не имеет собственника или владелец которой неизвестен. Понятие "не имеет собственника" и "собственник неизвестный" приведены в разъяснении Минюста от 13.10.2011 г. «Некоторые аспекты приобретения права собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества» (см. таблицу 1).
Следовательно, согласно вышеупомянутому разъяснению бесхозяйна вещь, не имеющая собственника или владелец которой неизвестный, а между понятием «не имеет собственника» и «владелец неизвестный» общим является то, что отсутствует лицо, которое могло бы оспорить право собственности на это вещь.
Согласно статье 179 ГК Украины, вещью является предмет материального мира, в отношении которого могут возникать гражданские права и обязанности. Согласно статье 181 ГК Украины, различают движимые и недвижимые вещи. Остановимся более подробно именно на характеристике недвижимых вещей, а именно, что считается недвижимыми вещами и каким образом обретение их в собственность территориальной общины (см. таблицу 2).
Выявление и учет недвижимого имущества, которое может быть бесхозяйственным[1].
Законодательством не определено, как органы местного самоуправления выявляют, получают и учитывают информацию о недвижимом имуществе, которое может быть бесхозяйственным. Это может быть осуществлено, например, путем получения от жителей территориального общества информации о наличии неиспользуемых зданий и сооружений. Также соответствующая информация может стать известна должностным лицам исполнительных органов, других структурных подразделений местного совета, коммунальных предприятий, учреждений и организаций, старостам при исполнении ими своих полномочий. Такая информация, как правило, собирается и концентрируется в исполнительных органах совета, к полномочиям которых отнесены эти вопросы.
Справочно: Согласно подпункту 1 пункта "а" статьи 29 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся собственные полномочия по управлению в пределах, определенных советом, имуществом, принадлежащим к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин.
Следует отметить, что в отношении выявленного имущества, которое может быть признано бесхозным, при необходимости органом местного самоуправления инициируется и осуществляется комиссионное обследование. По анализу практики деятельности таких комиссий в органах местного самоуправления они проводятся:
- постоянно действующими комиссиями, созданными в соответствии с решением сельского/поселкового/городского совета;
- постоянно действующими комиссиями, созданными в соответствии с решением исполнительного комитета сельского/поселкового/городского совета;
- временными комиссиями, созданными согласно распоряжению сельского/поселкового/городского головы.
По результатам обследования комиссия составляет акт по форме, разработанной и утвержденной соответствующим органом местного самоуправления. В таком акте целесообразно приводить детальное описание недвижимого имущества, информацию о его местонахождении, его фактическом состоянии, возможности использования по назначению и т.п. Однако законодательством не предусмотрена обязательность проведения такого обследования.
Важно! При обследовании недвижимого имущества, которое может быть бесхозным, в случае отсутствия присвоенного ему адреса должностные лица местного самоуправления:
- осуществляют необходимые действия по подготовке соответствующего проекта решения исполнительного органа сельского/поселкового/городского совета (органа по присвоению адреса) о присвоении адреса объекту бесхозяйного недвижимого имущества;
- готовят пакет документов, необходимых для присвоения адреса, в порядке, предусмотренном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности" и постановлением Кабинета Министров Украины от 07.07.2021 г. № 690 "Об утверждении Порядка присвоения адресов объектам строительства, объектам недвижимого имущества ”.
Взятие бесхозного недвижимого имущества на учет
Согласно части второй статьи 335 ГК Украины и абзаца четвертого части третьей статьи 3 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений", бесхозные, недвижимые вещи берутся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены.
В соответствии с пунктами 1, 2 части первой статьи 10 Закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений", субъектом, к которому необходимо обратиться органу местного самоуправления с соответствующим заявлением, является государственный регистратор прав на недвижимое имущество ( в том числе и к тому, который является должностным лицом местного самоуправления этого же совета или нотариус.
При формировании заявления о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества вносятся сведения, в частности:
1) идентификатор объекта в Единой государственной электронной системе в сфере строительства;
2) регистрационный номер объекта недвижимого имущества (в случае наличия открытого раздела в Государственном реестре прав на недвижимое имущество), в частности, и отказ собственника от права собственности на такое имущество или право собственности прекращено на основании решения суда;
3) адрес объекта недвижимого имущества;
4) наименование органа местного самоуправления и его идентификационный код согласно ЕГРПОУ.
Взятие на учет бесхозного недвижимого имущества происходит в день принятия соответствующего заявления. Датой и временем взятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества считаются дата и время регистрации заявления.
Справка: Перед обращением к государственному регистратору прав на недвижимое имущество или нотариуса обязательно необходимо выяснить факт наличия сведений о технических характеристиках соответствующего недвижимого имущества в Единой государственной электронной системе в сфере строительства. В случае отсутствия такой информации следует вынести на рассмотрение исполнительного комитета сельского/поселкового/городского совета вопрос о необходимости проведения технической инвентаризации недвижимого имущества.
Согласно части второй статьи 335 ГК Украины, предусмотрена обязанность органа местного самоуправления разместить уведомление о взятии бесхозной недвижимой вещи на учет в печатных медиа. Согласно пункту девятом части первой статьи 1 Закона Украины «О медиа» печатное медиа - медиа, осуществляющее распространение информации в текстовой или визуальной форме на печатных носителях, однотипно оформленное, выходит в свет через определенные промежутки времени в течение года - по мере наступления соответствующего периода или накопления материала.
Целью такого сообщения является установление собственника или другого лица, имеющего право требовать возврата недвижимого имущества, или заявить о своих правах на него.
В объявлении о взятии на учет бесхозного недвижимого имущества рекомендуем указать: дату взятия государственным регистратором бесхозного недвижимого имущества на учет и информацию о намерении местного совета подать в суд[2] заявление о передаче бесхозного недвижимого имущества в собственность территориального общества в случае сведений о владельцах, наследниках или правопреемниках этого недвижимого имущества и подтверждающих документов о праве собственности или правопреемства в отношении него.
В объявлении также указывается:
- срок, в течение которого, в случае наличия информации относительно возможных собственников (наследников, правопреемников) или непосредственных собственников (наследников, правопреемников) бесхозного недвижимого имущества или наличия у собственников правоустанавливающих документов на него, соответствующие лица могут обращаться к соответствующим должностным лицам исполнительного органа местного самоуправления;
- адрес соответствующего органа местного самоуправления, к которому необходимо обратиться с имеющейся информацией относительно владельцев, наследников или правопреемников этого недвижимого имущества и подтверждающих документов о праве собственности или правопреемства в отношении него, контактное лицо и его номер телефона, адрес электронной почты.
Организация защиты прав и интересов территориального общества в судебном порядке
Категория судебных дел о передаче бесхозной недвижимой вещи в коммунальную собственность рассматривается в порядке отдельного производства в соответствии с пунктом 7 части второй статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК Украины). Это разъясняется тем, что в данной категории дел отсутствует спор о праве, разрешаемом в порядке искового производства.
Справка: Согласно части первой статьи 293 ГПК Украины отдельное производство - это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица, или создания условий осуществления им личных неимущественных. или имущественных прав, или подтверждение наличия или отсутствия неоспоримых прав.
Согласно части шестой статьи 294 ГПК Украины, при наличии такого спора суд оставляет заявление о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориального общества без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право подать иск на общих основаниях.
Заявителем по делам о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной общины согласно части второй статьи 355 ГК Украины есть орган, уполномоченный управлять имуществом соответствующей территориальной общины, то есть соответствующий сельский, поселковый, городской совет.
Справка: Согласно части пятой статьи 60 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных общин в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности. В соответствии с частью пятой статьи 16 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", от имени и в интересах территориальных общин права субъекта коммунальной собственности осуществляют именно соответствующие советы.
Заявление о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность территориального общества в соответствии со статьей 329 ГПК подается в суд по местонахождению этой вещи после истечения одного года со дня взятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Содержание заявления должно соответствовать статье 330 ГПК Украины (см. табл. 3).
Согласно статье 333 ГПК Украины, суд не признает имущество бесхозяйным, а лишь устанавливает во время судебного разбирательства, что недвижимое имущество является бесхозяйным. Поэтому для органа местного самоуправления важно принятие всех возможных мер для подтверждения того факта, что недвижимое имущество действительно не имеет собственника или его собственник неизвестен, до даты обращения в суд. Для этого необходимо получить соответствующую информацию о зарегистрированных правах и их обременениях относительно такого имущества, содержащихся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, или обратиться в соответствующее бюро технической инвентаризации с запросом о получении информации об имуществе, государственной регистрации прав и их обременений на которое было зарегистрировано до 1 января 2013 года.
Субъектом права на бесхозяйную недвижимую вещь есть территориальная община по местонахождению такого недвижимого имущества. Поэтому требования в заявлении о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность соответствующего территориального общества следует сформулировать следующим образом:
Согласно решению суда бесхозное недвижимое имущество передается в коммунальную собственность сельского, поселкового, городского территориального общества в лице сельского, поселкового, городского совета. В соответствии с пунктом 9 части первой статьи 27 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» судебное решение о приобретении права собственности на недвижимое имущество, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации таких прав.
Справочно: Судебный сбор за подачу в суд заявления о передаче недвижимой вещи в коммунальную собственность установлен согласно подпункту 4 пункта 1 части второй статьи 4 Закона Украины «О судебном сборе», согласно которому сумма судебного сбора составляет 0,5 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Согласно абзацу четвертому статьи 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2024 год» с 1 января 2024 г. установлен прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо в расчете на месяц в размере 3028 гривен, поэтому сумма судебного сбора по такой категории дел в 2024 г. · составляет 1514 гривен.
В целях урегулирования вопросов обнаружения имущества, которое может быть бесхозяйственным, и дальнейшего обращения в суд о передаче такого имущества в коммунальную собственность, органы местного самоуправления могут принять соответствующий акт локального характера. Таким актом может быть детализирован, в частности, порядок взаимодействия исполнительных органов, других структурных подразделений, коммунальных предприятий, учреждений и организаций местного совета по выявлению, учету и передаче бесхозяйного недвижимого имущества в собственность территориального общества и т.п., проект которого разработан экспертами Проекта USAID «ГОВЕРЛА». В нем, в частности, определяются алгоритм такого взаимодействия при: и) выявлении, сборе, проверке и анализе информации об имуществе, которое может быть бесхозяйственным; ii) ведение учета такого имущества; iii) порядка досудебной защиты прав и интересов территориального общества; iv) государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, переданные по решению суда в собственность территориального общества и другое. В приложении к настоящему акту предложена форма акта обследования недвижимого имущества, которое может быть бесхозяйным.
По вопросам поддержки органов местного самоуправления в нормировании деятельности по бесхозяйному имуществу, расположенному на территории соответствующего территориального общества, можно обратиться к экспертам Проекта USAID «ГОВЕРЛА» готовы предоставить по электронной почте: olena_hulenko@hoverla.com или vadym_tverdokhlib@HOVERLA.
[1] Важно разграничить между собой два понятия: "имущество, которое может быть бесхозяйным" и "бесхозяйственное имущество". Имущество приобретет статус именно "бесхозяйного имущества" с даты, когда будет взято на учет именно государственным регистратором прав на недвижимое имущество или нотариусом, как это предусмотрено законодательством. В то же время с даты его выявления на территории территориального общества и фиксации этого факта в соответствующих документах (реестрах) органов местного самоуправления такое имущество является "имуществом, которое может быть бесхозяйным".
[2] Это следупный шаг в соответствии с законодательством в общей процедуре передачи бесхозного имущества в коммунальную собственность.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу