Как общинам получить и использовать международную помощь - разъяснение экспертов
Многие общины из разных стран мира пытаются помочь украинским собратьям, в частности, в части предоставления финансовой поддержки общинам. В связи с этим, финансовые эксперты Офиса поддержки реформы децентрализации при Минрегионе подготовили основные моменты получения и использования таких средств.
Прежде всего, стоит отметить, что валюта ведения учета бюджетных учреждений – гривна, поэтому все документы по учету и отчетности должны быть в гривнах. Все операции по использованию средств международной помощи, стоимость которых определена в иностранной валюте или нуждаются в расчетах в иностранной валюте, перечисляют по курсу НБУ в гривну для отражения в учете. Об открытии счета и зачислении средств Согласно пункту 12 статьи 691 Бюджетного кодекса Украины (далее – Кодекс), поступления в рамках программ помощи и грантов Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений относятся к поступлениям специального фонда местных бюджетов.
Согласно пункту 11.1 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938 (далее – Порядок 938), для совершения операций в иностранной валюте распорядители бюджетных средств (получатели бюджетных средств) открывают счета в учреждениях банков балансовыми счетами согласно требованиям нормативных актов Национального банка. Для учета денежных средств, поступающих на счета в банке, предусмотрены субсчета 2311 «Текущие счета в банке» и 2312 «Другие текущие счета в банке».
Согласно пункту 3.7. раздела ІІ. «Классификация дохода и его признание» Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы» суммы внешней безвозмездной помощи признаются активом (дебиторской задолженностью) и доходом на момент вступления в силу договора. Международную финансовую помощь в такой ситуации можно считать внешней безвозмездной помощью. Учитывая указанное, поступление средств на счет бюджетного учреждения будет считаться дебиторской задолженностью и отражаться на субсчете 2117 «Другая текущая дебиторская задолженность», а доход – на субсчете 7511 «Доходы по необменным операциям».
Операции в иностранной валюте при первоначальном признании отражаются в валюте отчетности путем пересчета суммы в иностранной валюте с применением валютного курса к началу дня даты совершения операции (даты признания активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов) (Пункт 1 раздела II Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов»далее –НС 130).
Валютным курсом является курс гривны, установленный Нацбанком, в денежную единицу другой страны. Следовательно, сумму международной финансовой помощи при начислении дебиторской задолженности и доходов бюджетное учреждение отражает в учете по курсу НБУ, установленному на дату.
Сообщения Нацбанка об официальном курсе гривны по отношению к иностранным валютам публикуют ежедневно на официальном сайте: https://bank.gov.ua/ru/markets/exchan...По дебиторской задолженности по поступлению внешней безвозмездной помощи могут возникать курсовые разницы. Определение курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте производится на дату осуществления хозяйственной операции и на дату баланса (на отчетную дату). При определении курсовых разниц на дату осуществления хозяйственной операции перечисляются все соответствующие монетарные статьи с применением валютного курса к концу дня этой даты (Пункт 4 раздела II НС 130).
То есть определяется разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при различных валютных курсах НБУ. Если гривны можно получить больше при конвертации стоимости актива из иностранного в национальную валюту, признают положительную курсовую разницу – доход. Если меньше – отъемную курсовую разницу – расходы. Согласно пп. 5.23, 5.24 Типовой корреспонденции, п. 4 разд. II НС 130, п. 2.8 разд. II НС 124, п. 2 разд. II НС 1358 положительная курсовая разница отражается в составе других доходов от обменных операций (субсчет 7411), а емкая – в составе других расходов от обменных операций (субсчет 8411).
Следовательно, если в учете уже отразили дебиторскую задолженность и доходы, то получение грантовых средств учитывается записью по дебету субсчета 2311 и кредиту субсчета 2117. Дебиторская задолженность – это монетарная статья, так как операция предполагает движение по этому счету, то необходимо определить курсовую разницу между оценкой ее при курсе на дату признания и на дату погашения. Так же определяют курсовые разницы, когда перечисляют валюту на продажу (заметим: курсовые разницы определяют только для суммы валюты, задействованной в сделке, т.е.бывает). И также определяют курсовые разницы на дату составления отчетности.
При этом следует отметить, что продажа иностранной валюты имеет право осуществлять исключительно финансовое учреждение. То есть банки. Согласно п. 7 разд. ІІ Положение об осуществлении операций с валютными ценностями, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02.01.2019 № 2 субъект валютных операций (в нашем случае бюджетное учреждение) для осуществления валютных операций по покупке/продаже/обмену иностранной валюты подает в банк заявление на покупку или продажу иностранной валюты. Заявление подается в любой форме. Реквизиты заявления определяются в договоре банковского счета или другом договоре, заключенном между банком и бюджетным учреждением.
Банк для продажи иностранной валюты выходит на межбанковский валютный рынок Украины и осуществляет продажу по коммерческому курсу, сложившемуся на межбанке по состоянию на время проведения операции. Продажа незначительных сумм может быть осуществлена без выхода на межбанк по курсу, определенному банком на дату операции. В любом случае продажа валюты производится по коммерческому курсу.
Следовательно, в учете на дату продажи определяют разницу между курсом продажи и курсом НБУ на эту же дату. Положительная разница формирует доходы (которые предлагаем также включать в состав других доходов по обменным операциям, субсчет 7411), а отъемная разница – расходы (их, соответственно, – в состав других расходов по обменным операциям, субсчет 8411).
Отметим, что начисление доходов или расходов от продаж инвалюты не освобождает от необходимости признавать курсовые разницы. Ведь тогда сравнивали курс, по которому учитывают валюту, и курс, по которому происходили продажи, а отдельно еще необходимо оценить изменение курса, по которому учитывают валюту, с даты предварительной оценки. Согласно Порядку составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.01.2012 № 44 (далее – Порядок 44) в графе « грн" (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1) (приложение 6 к Порядку) справочно приводится сумма курсовой разницы, на которую увеличились или уменьшились поступления в графе «Поступило средств за отчетный период (год) - грн».
Для отражения международной финансовой помощи Классификацией доходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 № 11 «О бюджетной классификации», предусмотрен код 42030000 «Поступления в рамках программ помощи Европейского Союза, правительств иностранных государств," .
Согласно пункту 11.3 Порядка 938 при проведении операций в иностранной валюте распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) составляется справка об операциях в иностранной валюте, форма которой предусмотрена Порядком казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 декабря 2012 года № 1407, которая подается на бумажных и электронных носителях в орган Казначейства в течение трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, по каждому виду (коду) иностранной валюты отдельно.
В соответствии с пунктом 4 раздела IV Порядка 44 остатки средств в иностранной валюте, находящихся на текущих счетах, открытых в учреждениях банков на имя распорядителей бюджетных средств в соответствии с нормативно-правовыми актами отражаются в справке об остатках средств в иностранной валюте, находящихся на текущих счетах, открытых в учреждениях банков (приложение 12 к Порядку 44). Приложение 12 заполняется в гривнах, без отображения информации о курсовых разницах или эквиваленте в инвалюте. Информация в справке приводится из данных о подтверждение остатков, предоставленных учреждениями банков по установленным ими формами.
В составе годовой бюджетной отчетности в справку добавляется информация о подтверждении остатков, предоставленная учреждениями банков. Поступления в рамках такой помощи бюджетные учреждения зачисляют исключительно на специальные регистрационные счета, открытые в органах Государственной казначейской службы для зачисления этих поступлений. После поступления международной помощи приобретатель вносит изменения в специальный фонд сметы по направлениям расходов. Движение средств, полученных в качестве иностранных кредитов или займов, отражают дополнительно и развернуто в форме отчета о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (кредиты (ссуды) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций) (форма № 4-3д.1 , №4-3м.1). В графах этого отчета параллельно отражают суммы остатков денежных средств, поступлений и расходов на текущем счете в иностранной валюте и перечислены в национальную валюту Украины.
Также в отчете отображаются и суммы курсовых разниц. Сумма курсовой разницы на остатки средств на валютных счетах по общему фонду отражается в графе 7 формы № 2д, 2м (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 44). Процедура открытия счетов вНациональной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины осуществляется в соответствии с требованиями Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 22.06.2012 №758. Об использовании средств международной финансовой помощи Согласно пункту 202 статьи 91 Кодекса в местных бюджетах могут предусматриваться средства на реализацию программ помощи и грантов Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений. Финансирование осуществляется согласно плану использования бюджетных средств, содержащему распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете распорядителя бюджетных средств.
Применение кодов функциональной классификации расходов, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 № 11 «О бюджетной классификации», зависит от вида расходов, их функционального назначения и условий заключенных договоров. Отражение международной помощи по кодам экономической классификации зависит от экономической сущности расходов. Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета утверждена приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 № 333 «Об утверждении Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкции по применению классификации кредитования бюджета.
Дополнительно сообщаем, что для практической реализации положений международного договора местные советы могут также образовывать целевые фонды в соответствии со статьей 68 Закона Украины "О местном самоуправлении". (далее – Закон). Поступление в целевые фонды в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 № 11 «О бюджетной классификации» отображаются по коду 50110000 «Целевые фонды, образованные Верховной Радой Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и местными органами исполнительной власти» и согласно статье 69 Кодекса относятся к поступлениям специального фонда местных бюджетов. Порядок формирования и использования целевых фондов определяется положением об этих фондах, утверждаемым соответствующим местным советом (п. 2 ст. 68 Закона), нормы которого в данном случае должны согласовываться с требованиями грантового контракта.
Относительно перечисления части средств гранта другим исполнителям В соответствии с частью 2 статьи 101 Кодекса Верховная Рада Автономной Республики Крым и местные советы могут предусматривать межбюджетные трансферты в соответствующих бюджетах, в том числе другие субвенции. Предоставление таких субвенций осуществляется на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора, которым определяются условия их предоставления. Учитывая указанное, «транзитное» перечисление части средств гранта между местными бюджетами возможно посредством другой субвенции на договорных основах.
В договоре должны быть оговорены порядок, условия предоставления и направления использования средств предоставленной субвенции. Финансирование общественных организаций возможно путем включения ее в сеть распорядителя средств местного бюджета как получателя бюджетных средств с соблюдением требований Порядка 938. Получатель бюджетных средств использует такие средства на основании плана использования бюджетных средств, содержащих распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете этого распорядителя бюджетных средств. В случае получения бюджетных средств получателем платежи производятся со счета, открытого в установленном порядке в органах Государственной казначейской службы.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу