Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как исправить ошибку, возникшую при регистрации права собственности на недвижимое имущество?

14.07.2023 76 0 0

Эксперты Программы USAID DOBRE подготовили разъяснение по теме: «Как исправить ошибку, возникшую при регистрации права собственности на недвижимое имущество?».

Ошибки, описки или неточности в правоустанавливающих документах, могут создать собственнику проблемы, которые не позволяют свободно совершать сделки с этим имуществом до момента их исправления. В разъяснении:

  • типы ошибок;
  • способы исправления ошибок;
  • плата за внесение поправок.

Статья 316 Гражданского кодекса Украины определяет, что правом собственности является право человека на вещь (имущество), которое она осуществляет в соответствии с законом по собственной воле, независимо от воли других лиц.

Правоустанавливающий документ на право собственности – это документ, удостоверяющий правовую связь конкретного имущества с лицом его собственника и составленный в порядке, предусмотренном законодательством.

Любые действия лица, направленные на приобретение, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом Украины от 01.07.2004 года № 1952-IV «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952), могут совершаться, если вещные права на такое имущество зарегистрированы в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Ошибки, описки или неточности в правоустанавливающих документах, могут создать собственнику проблемы, которые не позволяют свободно совершать сделки с этим имуществом до момента их исправления.

Все допущенные ошибки можно обобщить.

Важно! Технической ошибкой, которая может быть исправлена государственным регистратором без дополнительных процедур является грамматическая описки, типографская, арифметическая или иное уточнение. Другие обстоятельства, влияющие на необходимость внесения изменений в правоустанавливающие документы или регистрационные записи о правах в соответствующие государственные реестры, регулируются по другим процедурам. К примеру, увеличение площади недвижимого имущества, возникшее в процессе его перепланировки или реконструкции, потребует проведения повторной технической инвентаризации объекта, которая определит изменения характеристик такого имущества за определенный период времени. Эта процедура будет регулироваться, в первую очередь, Порядком проведения технической инвентаризации.

Устранение технических ошибок можно осуществить:

  • без обращения в суд;
  • в судебном порядке.

Самым простым способом исправления ошибок является обращение к государственному регистратору (в идеале – совершающему соответствующую регистрацию). При этом следует учесть, что такая регистрация проводится государственными регистраторами, а также может осуществляться нотариусами как специальными субъектами, на которых возлагаются функции государственного регистратора прав (эти функции имеют не все нотариусы).

Уже в условиях военного положения законодательное регулирование порядка исправления отдельных ошибок, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество было откорректировано. В частности, действующей редакцией абз. 1 ч. 2 ст. 26 Закона № 1952 установлено, что в случае допущения технической ошибки (грамматической описки, опечатки, арифметической или иной ошибки) при внесении сведений о вещных правах, обременения вещных прав в Государственный реестр прав государственный регистратор самостоятельно исправляет такую ошибку, при условии что документы за результатом рассмотрения заявления заявителю не выдавались.

В случае если после получения заявителем документов по результатам рассмотрения заявления обнаружена техническая ошибка, допущенная при регистрации прав, в частности ошибка в сведениях о субъекте вещного права, обременение, сведения о вещном праве, обременение, сведения о недвижимом имуществе, в том числе его технических характеристиках, или если произошло исправление такой ошибки в документах, подаваемых для государственной регистрации прав, или произошло изменение адреса объекта недвижимого имущества, такие ошибки, сведения исправляются государственным регистратором на основании заявления лица, сведения о вещных правах, обременение вещных прав которого содержат такую ошибку.

А вот в случае, когда исправления происходят в результате удовлетворения жалобы на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации прав или подтверждение факта использования идентификаторов доступа государственного регистратора в Государственный реестр прав другими лицами, ошибки исправляются должностным лицом Министерства юстиции Украины, его территориальных органов или на на основании решения Министерства юстиции Украины, его территориальных органов - государственным регистратором, которым допущена техническая ошибка.

Важно! Исправление ошибки, сведений, влияющих права третьих лиц, осуществляется государственным регистратором исключительно при наличии согласия таких лиц или из судебного решения.

Относительно платы за внесение поправок. В случае устранения технической ошибки, допущенной по вине заявителя, взимается административный сбор в размере 0,04 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2023 году это 110 грн.). При этом согласно п. 8 ч. 9 ст. 34 Закона № 1952, органы государственной власти, органы местного самоуправления освобождаются от уплат.

и административного сбора, если исправление производится в обычные сроки. Если требуется срочное (ускоренное) внесение исправлений, то все категории «льготников» уплачивают сбор в обычном порядке.

Обратите внимание, что сельский, поселковый, городской совет, исполнительный орган которого осуществляет функции субъекта государственной регистрации прав согласно п. 9 ч. 9 ст. 34 Закона №1952 может принять решение об освобождении от уплаты административного сбора при проведении государственной регистрации прав. Это может быть актуально для внесения определенных уточнений или других операций с регистрацией прав на недвижимое имущество в вашем сообществе в условиях военного положения.

Заявление об исправлении технических ошибок согласно требованиям к оформлению заявлений и решений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденных приказом Минюста от 21.11.2016 г. № 3276/5, может быть подано двумя способами:

  • с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество (так называемая «бумажная форма»);
  • с помощью Единого государственного вебпортала электронных услуг или других информационных систем, обеспечивающих идентификацию пользователя с использованием средств электронной идентификации с высоким уровнем доверия, для предоставления заявлений в сфере государственной регистрации прав в электронной форме, обеспечения доступа к результатам предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации прав , получение сведений из Государственного реестра прав (электронная форма)

Представление заявления в бумажной форме не означает, что заявитель должен написать или распечатать соответствующий текст самостоятельно. Лицо, к которому обращается заявитель с заявлением об исправлении ошибки (т.е. государственный регистратор или нотариус с соответствующими функциями) самостоятельно вносят необходимые сведения в реестр и производят заявление путем его печати с помощью программных средств ведения Реестра на листах бумаги форматом А4.

На заявлении в бумажной форме проставляется подпись заявителя (заявителей), на заявление в электронной форме накладывается квалифицированная электронная подпись заявителя (заявителей).

В случае, если ошибка производна – то есть неправильная регистрационная запись, сведения в свидетельстве или выписке о праве собственности, договоре аренды и т.д. были обусловлены недостатками первичного документа (например, решение органа приватизации жилищного фонда органа местного самоуправления, балансодержателей или органов управления имуществом содержало ошибку) , следует сначала обратиться к лицу, органу, выдавшему такой документ или к его правопреемнику. Решение такого органа (лица) о внесении поправок в первичный документ будет основанием для обращения владельца (пользователя) к государственному регистратору или нотариусу для внесения соответствующих изменений в запись о государственной регистрации прав и выдаче нового выписки с откорректированными сведениями.

Еще одним способом исправления ошибок будет подача соответствующего заявления в суд. Этот способ следует использовать исключительно в случаях, когда досудебное урегулирование не помогло исправить обнаруженные ошибки. И не потому, что этот способ является длиннее, сложнее и дороже. Таково требование закона.

Применить процедуру установления фактов, имеющих юридическое значение, можно при наличии следующих обстоятельств:

  • в соответствии с законом такие факты порождают юридические последствия, это означает, что именно от них зависит возникновение, изменение или прекращение имущественных прав;
  • действующее законодательство не предусматривает иную возможность их установления;
  • заявитель не может иным образом получить или восстановить утраченные документы, удостоверяющие факты, имеющие юридическое значение.

Заявление лица об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту его жительства. Такое заявление подается в порядке отдельного производства, определенного Главой 6 Раздела IV «Отдельное производство» Гражданского процессуального кодекса Украины (далее – ГПК).

В частности, п. 6 ч. 1 ст. 315 ГПК предусматривает, что к таким быть отнесены факты принадлежности правоустанавливающих документов лицу, фамилии, имени, отчеству, место и время рождения которого, указанные в документе, не совпадают с фамилией, именем, отчеством, местом и временем рождение этого лица, указанным в свидетельстве о рождении или в паспорте, а также другие факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, если законом не определен иной порядок их установления (ч. 2 ст. 315 ГПК) .

Заявление должно быть составлено с соблюдением требований по составлению исковых заявлений. В соответствии со статьей 175 Гражданского процессуального кодекса Украины, заявление подается в письменной форме. К заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении обстоятельства. Заявление подписывается заявителем или его представителем с указанием даты его подачи.

Кроме стандартных требований к искового заявления, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно содержать следующие обязательные сведения:

  • какой факт заявитель просит установить и с какой целью;
  • причины невозможности устранения ошибок и восстановления документации, удостоверяющих этот факт;
  • доказательства, подтверждающие факт.

Также необходимо быуде уплатить судебный сбор и добавить в заявление соответствующий документ об уплате.

https://decentralization.gov.ua

1 из 1

Комментарии к материалу