Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как говорить о русско-украинской войне в школе: основное пособие для педагогов

06.02.2024

5 февраля прошла презентация пособия «Как говорить о русско-украинской войне в школе. Уроки стойкости, борьбы и побед». Спикеры события осветили, что именно следует рассказывать детям о войне, на чем акцентировать и какие техники, задачи можно использовать в разговорах с ними. Детальнее читайте ниже.

Война повлияла и продолжает оказывать влияние на всех украинцев. Как и взрослые, дети и подростки переживают травмы так же болезненно. Однако в отличие от взрослых, сформировавших навыки стрессоустойчивости и свободы самоопределения, у детей этих навыков нет. Именно поэтому важно помочь им наработать психологическую устойчивость, стать более выносливыми и сильными.

Как отметил министр образования и науки Украины Оксен Лесной, задача образования в этом контексте — сформировать у гражданина целостную картину происходящих вокруг событий, дать осознание их первопричин, привить ценности и показать, как государство их имплементирует в свои решения. Один из первых шагов — создать методические рекомендации, ориентирующие педагогов, какие аспекты следует освещать учащимся, как сформировать связь между историческими фактами и современными решениями Украины.

Уроки, изложенные в данном руководстве, призваны помочь ученику формировать активную гражданскую позицию, учить различать факты и фейки и не поддаваться манипуляциям и враждебной пропаганде. Учителя могут использовать пособие при подготовке к воспитательному или классному часу, урокам по гражданскому образованию, истории, украинскому языку и литературе.

Пособие не является нормативно-регуляторным документом и не предусматривает обязательного выполнения предложенных инструкций. Авторы разрабатывали материалы так, чтобы инициировать диалог в школах и пригласить учителей в его производство. Также в пособие добавили призвание на дополнительные материалы (статьи, книги, видео и т.п.), чтобы педагоги имели полноценный инструментарий для проведения бесед. Об этом рассказал генеральный директор директората школьного образования МОН Игорь Хворостяный.

В пособии три раздела:

  • «Зачем» – почему важно говорить о войне в школе;
  • «Что» – на чем следует акцентировать во время разговоров;
  • Как - как донести нужную информацию через конкретные упражнения и техники.

Как отметила модератор встречи, кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, соавтор пособия Антонина Макаревич, при создании пособия команда, которая над ним работала, разработала комбинацию материалов для младшей, средней и старшей школы. Это только рекомендации, поэтому учителя в соответствии с запросом ученичества могут сформировать собственный урок: выбрать из каждого раздела те методы и информацию, которые наиболее подходят конкретным школьникам.

Такая структура позволяет учителям выбрать для обсуждений темы, которые отвечают возрастным особенностям учащихся и учениц, их психоэмоциональному состоянию.

«ЗАЧЕМ» ГОВОРИТЬ
В последние девять лет россия ведет войну против Украины. Российская пропаганда, в частности мифы и фейки, распространяется не только среди украинцев, но и во всем мире. Чтобы предотвратить дезинформацию, необходимо заботиться о безопасности в украинском инфопространстве и привить детям навыки медиаграмотности.

Во время презентации кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, офицер ВСУ Александр Алферов рассказал, почему важно иметь осознание событий уже сейчас и на собственном опыте поделился, как это писать о войне, если она продолжается. Это руководство создано с учетом материалов и фактов, признанных на международном уровне, а следовательно, оно одновременно будет понятно и украинскому читателю, и читателю из Европы, США, Великобритании, Канады и тому подобное.

Развитие медиаграмотности — это сквозной навык Новой украинской школы, который является важной и необходимой составляющей современной повседневной жизни.

«ЧТО» ГОВОРИТЬ
О разделе «Что» рассказал кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, офицер ВСУ, соавтор пособия Александр Панарин. О современной войне необходимо говорить на примерах исторических фактов – так можно проследить четкую связь между прошлым и настоящим. В разделе «Что» учителя найдут достоверную информацию о войне России против Украины, исторические факты в противовес российским манипуляциям, в частности о победах и вызовах Украины в современной войне.

При создании пособия авторы опирались на запросы общества, ведь исторические факты и знания стали необходимы для борьбы с враждебной пропагандой и понимания контекста русско-украинской войны. Украинский нарратив должен строиться, с одной стороны, на личных историях, а с другой — на истории украинского государства, в частности, современной борьбы за свое существование.

Также в этой части авторы отметили, что необходимо употреблять корректные сроки при обсуждении войны, и объяснили, как гибридная война трансформировалась в полномасштабное вторжение. В разделе также говорится о зверствах российских военных против

гражданских, оккупацию Мариуполя, захват ЗАЭС, подрыв Каховской гидроэлектростанции и т.д. Эта достоверная информация о ходе событий во время войны позволит учителям подготовиться к ее обсуждению.

«КАК» ГОВОРИТЬ
Кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, преподаватель, соавтор пособия Александр Охрименко рассказал, что этот раздел пособия содержит конкретные упражнения и техники, которые помогут рассказать школьникам о российско-украинской войне и не травмировать их. Упражнения направлены на то, чтобы лучше понять опыт детей во время войны, научить их осознавать собственные эмоции и переживания.

С помощью предложенных техник учитель может поговорить с учениками о войне, сосредоточившись в то же время не на военных событиях, а на том, как они переживают и воспринимают ситуацию вокруг себя, как им лучше справиться с современными реалиями.

В частности, в руководстве предложены варианты, как можно использовать искусство для того, чтобы помочь детям прожить травматические состояния или понять свои эмоции. Авторы также рекомендуют конкретные техники, общеупотребительные.

Пособие создавалось с учетом особенностей детской психики и мировосприятия. В разработке приняла участие детская и семейная психологи Светлана Ройз, которая во время презентации посоветовала, как учителям подготовиться к разговору, настроить себя на нее, на что следует обращать внимание и как не травмировать детей во время беседы о войне.

Психологиня отметила, что говорить о войне с детьми очень важно, ведь у них нет сложившихся версий событий. Если не рассказать им о происходящем, они могут придумать собственное объяснение или ориентироваться на российские нарративы и враждебную пропаганду. Прежде всего, объяснения от взрослых должны сопровождаться ощущением собственной эмоциональной стойкости и покоя. Именно поэтому разговор следует начать с упражнений, движений, действий, направленных на то, чтобы сконцентрироваться на настоящем моменте. Объяснения должны быть четкими и понятными для детей.

Условно разговор можно разделить на три блока:

  • Стабилизационный – подготовка к разговору;
  • Конфронтация – обсуждение сложной темы;
  • Интеграция – резюмирование, рефлексия обсуждения.

Во время беседы важно быть внимательными к состоянию детей, ведь невозможно спрогнозировать, что может вызвать у них обостренную реакцию. Следует соблюдать осторожность при выборе материалов, которые педагоги будут демонстрировать ученикам, в частности избегать звуков и визуальных изображений, которые могут стать триггером: взрывы, сигналы воздушной тревоги, мертвые тела, кровь и т.д.

Самое главное – создать безопасное пространство для каждого участника разговора. Учителю полезно делиться чувствами, чтобы своим примером легитимизировать те или иные сложные для учащихся эмоции.

Для создания более мощных системных разъяснений и диалога с детьми о войне необходимо разрабатывать дополнительные материалы в партнерстве с другими институтами, а также учитывать рекомендации для разных категорий детей.

Пользоваться пособием можно как на занятиях в школе, так и во внеурочное время. Чтобы посодействовать формированию осознанной идентичности ученичества, становлению их активной гражданской позиции и развитию критического мышления, приглашаем ознакомиться с пособием и пользоваться им.

https://mon.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.08.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (04.08.2025 - 08.08.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минсоцполитики: Об индексации заработной платы Согласно статье 34 Закона Украины от 19.11.2024 № 4059-IX "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" (далее - Закон № 4059) определено, что исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных ...
22.08.2025
В Украине обновлены типы заведений дошкольного образования
В Украине обновлены типы заведений дошкольного образования. Это позволит сделать садики доступными для каждого ребенка независимо от места проживания или жизненных обстоятельств. Среди форматов:  ясли – для детей от 3 месяцев;  семейные садики – организованные семьей в соб...
17.06.2025
Внесены изменения в предельные суммы расходов на приобретение автомобилей, мебели и другого оборудования
Кабинет Министров Украины внес изменения в постановление от 04.04.2001г. №332 «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содерж...
Новое
12.09.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (08.09.2025 - 12.09.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минфина: О возможности возмещения работнику расходов за приобретенные билеты на поезд не с места постоянной работы Министерство финансов Украины рассмотрело [...] обращение [...] о служебной командировке и в пределах компетенции сообщает. У кого не будет...
12.09.2025
Письмо ГКСУ: О применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
12.09.2025
Письмо ГКСУ: О применении КЭКР при приобретении электронных марок
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 27.08.2025 р. № 15-12-12/18756   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків при придбанні електронних марок та в межах компетенції повідомляє.   Закон...