Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как говорить о русско-украинской войне в школе: основное пособие для педагогов

06.02.2024

5 февраля прошла презентация пособия «Как говорить о русско-украинской войне в школе. Уроки стойкости, борьбы и побед». Спикеры события осветили, что именно следует рассказывать детям о войне, на чем акцентировать и какие техники, задачи можно использовать в разговорах с ними. Детальнее читайте ниже.

Война повлияла и продолжает оказывать влияние на всех украинцев. Как и взрослые, дети и подростки переживают травмы так же болезненно. Однако в отличие от взрослых, сформировавших навыки стрессоустойчивости и свободы самоопределения, у детей этих навыков нет. Именно поэтому важно помочь им наработать психологическую устойчивость, стать более выносливыми и сильными.

Как отметил министр образования и науки Украины Оксен Лесной, задача образования в этом контексте — сформировать у гражданина целостную картину происходящих вокруг событий, дать осознание их первопричин, привить ценности и показать, как государство их имплементирует в свои решения. Один из первых шагов — создать методические рекомендации, ориентирующие педагогов, какие аспекты следует освещать учащимся, как сформировать связь между историческими фактами и современными решениями Украины.

Уроки, изложенные в данном руководстве, призваны помочь ученику формировать активную гражданскую позицию, учить различать факты и фейки и не поддаваться манипуляциям и враждебной пропаганде. Учителя могут использовать пособие при подготовке к воспитательному или классному часу, урокам по гражданскому образованию, истории, украинскому языку и литературе.

Пособие не является нормативно-регуляторным документом и не предусматривает обязательного выполнения предложенных инструкций. Авторы разрабатывали материалы так, чтобы инициировать диалог в школах и пригласить учителей в его производство. Также в пособие добавили призвание на дополнительные материалы (статьи, книги, видео и т.п.), чтобы педагоги имели полноценный инструментарий для проведения бесед. Об этом рассказал генеральный директор директората школьного образования МОН Игорь Хворостяный.

В пособии три раздела:

  • «Зачем» – почему важно говорить о войне в школе;
  • «Что» – на чем следует акцентировать во время разговоров;
  • Как - как донести нужную информацию через конкретные упражнения и техники.

Как отметила модератор встречи, кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, соавтор пособия Антонина Макаревич, при создании пособия команда, которая над ним работала, разработала комбинацию материалов для младшей, средней и старшей школы. Это только рекомендации, поэтому учителя в соответствии с запросом ученичества могут сформировать собственный урок: выбрать из каждого раздела те методы и информацию, которые наиболее подходят конкретным школьникам.

Такая структура позволяет учителям выбрать для обсуждений темы, которые отвечают возрастным особенностям учащихся и учениц, их психоэмоциональному состоянию.

«ЗАЧЕМ» ГОВОРИТЬ
В последние девять лет россия ведет войну против Украины. Российская пропаганда, в частности мифы и фейки, распространяется не только среди украинцев, но и во всем мире. Чтобы предотвратить дезинформацию, необходимо заботиться о безопасности в украинском инфопространстве и привить детям навыки медиаграмотности.

Во время презентации кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, офицер ВСУ Александр Алферов рассказал, почему важно иметь осознание событий уже сейчас и на собственном опыте поделился, как это писать о войне, если она продолжается. Это руководство создано с учетом материалов и фактов, признанных на международном уровне, а следовательно, оно одновременно будет понятно и украинскому читателю, и читателю из Европы, США, Великобритании, Канады и тому подобное.

Развитие медиаграмотности — это сквозной навык Новой украинской школы, который является важной и необходимой составляющей современной повседневной жизни.

«ЧТО» ГОВОРИТЬ
О разделе «Что» рассказал кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, офицер ВСУ, соавтор пособия Александр Панарин. О современной войне необходимо говорить на примерах исторических фактов – так можно проследить четкую связь между прошлым и настоящим. В разделе «Что» учителя найдут достоверную информацию о войне России против Украины, исторические факты в противовес российским манипуляциям, в частности о победах и вызовах Украины в современной войне.

При создании пособия авторы опирались на запросы общества, ведь исторические факты и знания стали необходимы для борьбы с враждебной пропагандой и понимания контекста русско-украинской войны. Украинский нарратив должен строиться, с одной стороны, на личных историях, а с другой — на истории украинского государства, в частности, современной борьбы за свое существование.

Также в этой части авторы отметили, что необходимо употреблять корректные сроки при обсуждении войны, и объяснили, как гибридная война трансформировалась в полномасштабное вторжение. В разделе также говорится о зверствах российских военных против

гражданских, оккупацию Мариуполя, захват ЗАЭС, подрыв Каховской гидроэлектростанции и т.д. Эта достоверная информация о ходе событий во время войны позволит учителям подготовиться к ее обсуждению.

«КАК» ГОВОРИТЬ
Кандидат исторических наук, соавтор учебников и пособий по истории и гражданскому образованию, преподаватель, соавтор пособия Александр Охрименко рассказал, что этот раздел пособия содержит конкретные упражнения и техники, которые помогут рассказать школьникам о российско-украинской войне и не травмировать их. Упражнения направлены на то, чтобы лучше понять опыт детей во время войны, научить их осознавать собственные эмоции и переживания.

С помощью предложенных техник учитель может поговорить с учениками о войне, сосредоточившись в то же время не на военных событиях, а на том, как они переживают и воспринимают ситуацию вокруг себя, как им лучше справиться с современными реалиями.

В частности, в руководстве предложены варианты, как можно использовать искусство для того, чтобы помочь детям прожить травматические состояния или понять свои эмоции. Авторы также рекомендуют конкретные техники, общеупотребительные.

Пособие создавалось с учетом особенностей детской психики и мировосприятия. В разработке приняла участие детская и семейная психологи Светлана Ройз, которая во время презентации посоветовала, как учителям подготовиться к разговору, настроить себя на нее, на что следует обращать внимание и как не травмировать детей во время беседы о войне.

Психологиня отметила, что говорить о войне с детьми очень важно, ведь у них нет сложившихся версий событий. Если не рассказать им о происходящем, они могут придумать собственное объяснение или ориентироваться на российские нарративы и враждебную пропаганду. Прежде всего, объяснения от взрослых должны сопровождаться ощущением собственной эмоциональной стойкости и покоя. Именно поэтому разговор следует начать с упражнений, движений, действий, направленных на то, чтобы сконцентрироваться на настоящем моменте. Объяснения должны быть четкими и понятными для детей.

Условно разговор можно разделить на три блока:

  • Стабилизационный – подготовка к разговору;
  • Конфронтация – обсуждение сложной темы;
  • Интеграция – резюмирование, рефлексия обсуждения.

Во время беседы важно быть внимательными к состоянию детей, ведь невозможно спрогнозировать, что может вызвать у них обостренную реакцию. Следует соблюдать осторожность при выборе материалов, которые педагоги будут демонстрировать ученикам, в частности избегать звуков и визуальных изображений, которые могут стать триггером: взрывы, сигналы воздушной тревоги, мертвые тела, кровь и т.д.

Самое главное – создать безопасное пространство для каждого участника разговора. Учителю полезно делиться чувствами, чтобы своим примером легитимизировать те или иные сложные для учащихся эмоции.

Для создания более мощных системных разъяснений и диалога с детьми о войне необходимо разрабатывать дополнительные материалы в партнерстве с другими институтами, а также учитывать рекомендации для разных категорий детей.

Пользоваться пособием можно как на занятиях в школе, так и во внеурочное время. Чтобы посодействовать формированию осознанной идентичности ученичества, становлению их активной гражданской позиции и развитию критического мышления, приглашаем ознакомиться с пособием и пользоваться им.

https://mon.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
21.04.2025
Минимальные зарплаты в странах ЕС: данные на 2025 год
Евростат обнародовал первые данные за 2025 год о минимальных зарплатах. Так, с 1 января 2025 г. национальная минимальная заработная плата установлена ​​в 22 из 27 стран Европейского Союза. Исключения остаются Дания, Италия, Австрия, Финляндия и Швеция. В 10 странах минимальная зарплата меньше &euro...
17.06.2025
Внесены изменения в предельные суммы расходов на приобретение автомобилей, мебели и другого оборудования
Кабинет Министров Украины внес изменения в постановление от 04.04.2001г. №332 «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содерж...
Новое
15.07.2025
Аттестационная коллегия МОН провела очередное заседание: принят ряд важных решений
3 июля 2025 состоялось очередное заседание Аттестационной коллегии Министерства образования и науки Украины. Участники рассмотрели как традиционные вопросы — присуждение научных степеней и присвоение ученых званий — так и важные решения, связанные с академической добродетелью, имплемента...
15.07.2025
Правительство утвердило распределение образовательной субвенции до конца 2025 года
Кабинет Министров Украины утвердил распределение 33,83 млрд грн образовательной субвенции между местными бюджетами на сентябрь-декабрь 2025 года. Напомним, ранее было распределено 68,2 млрд грн между местными бюджетами на январь-август 2025 года. Распределение средств до конца календарного года пр...
15.07.2025
Правительство утвердило Государственную целевую экономическую программу поддержки термомодернизации зданий до 2030 года
Кабинет Министров Украины одобрил Государственную целевую экономическую программу поддержки термомодернизации зданий на период до 2030 года. Разработчик документа – Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины. Цель программы – снизить энергопотребление в жилом фонде...