В демократическом обществе прозрачность и добродетель лиц, выполняющих функции государства, являются ключевыми принципами доверия к власти. Одним из рисков при объективном принятии решений является конфликт интересов — ситуация, когда частные интересы должностного лица могут влиять на его служебную деятельность.
Украинское законодательство содержит четкие правила по предотвращению и урегулированию конфликта интересов как для членов Кабинета Министров Украины, так и для народных депутатов. Эти нормы призваны минимизировать злоупотребление властью и гарантировать добродетель принятия государственных решений.
Конфликт интересов в деятельности членов Кабмина
Правила урегулирования конфликта интересов у члена Кабинета министров Украины регулируются положениями в. 45¹ Закона Украины «О Кабинете Министров Украины».
Согласно требованиям закона, в случае возникновения конфликта интересов — реального или потенциального у члена Кабмина, он должен уведомить об этом Кабинет Министров в письменной форме не позднее следующего рабочего дня. Кроме того, в этом случае должностное лицо не имеет права участвовать в решении связанных с конфликтом интересов вопросов.
Если конфликт невозможно разрешить, а член Кабмина не устраняет его самостоятельно, Премьер-министр может подать в Верховную Раду Украины представление о его увольнении. Относительно министра обороны и министра иностранных дел такое представление делается с согласия Президента. Подробнее – здесь.
Конфликт интересов в деятельности народных депутатов
Народные депутаты должны соблюдать правила предотвращения конфликта интересов во время служебных и представительских полномочий. Им запрещено действовать или принимать решения, когда существует реальный конфликт интересов.
В частности, народный избранник не может назначить своим помощником близкого человека или члена семьи на оплачиваемую должность – это конфликт интересов. Дипломатический паспорт депутата нельзя использовать для частных поездок. Кроме того, запрещено использовать депутатский мандат для личной выгоды.
Также нарушением будет, если депутат обращается в госорганы или подает запросы для удовлетворения личных интересов, как, например, это было здесь. Это противоречит закону и может стать основанием для административной ответственности.
Кроме того, депутатам запрещено вмешиваться в уголовные производства из-за своих обращений к стражам порядка. Детальнее — по ссылке.
Согласно положениям ч. 2 ст. 35-1 Закона Украины "О предотвращении коррупции", если у депутата есть конфликт интересов во время работы коллегиальных органов, народный избранник не имеет права участвовать в принятии решений соответствующим органом.
О конфликте интересов депутата может заявить член коллегиального органа или участник заседания, которого касается рассматриваемого вопроса — с внесением информации в протокол.
В соответствии с Регламентом Верховной Рады, если Парламент создает временную специальную комиссию для подготовки или доработки законопроектов или других актов, в ее состав не могут входить депутаты, имеющие конфликт интересов по ее тематике. Депутат, депутатские фракции или группы предлагающие включить в состав такой комиссии, должен сам сообщить о наличии конфликта и отказаться от участия.
Аналогичные правила действуют и для временных следственных комиссий. Если конфликт интересов возникает уже после формирования комиссии, депутат не имеет права голосовать по вопросам, где конфликт существует. Подробнее – здесь.
Если у депутата есть конфликт интересов по определенному вопросу во время пленарного заседания Верховной Рады Украины, он имеет право участвовать в его обсуждении и голосовании, но при условии, если:
Данные требования прописаны в ч. 1 ст. 31 – и ч. 6 ст. 37 Регламента Верховной Рады Украины. Подробнее – здесь.
Больше о конфликте интересов, как возникает и о путях его устранения – читайте в Базе Знаний НАПК.
https://nazk.gov.ua