Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как директору школы улучшить качество образования? Подробно о внутреннем мониторинге

28.09.2022 28 0 0

Большинство руководителей школ практикуют внутренние мониторинги успешности обучения учащихся, однако только в трети учебных заведений результаты этих мониторингов анализируют и корректируют работу учителей.

Такие данные обнародовала Государственная служба качества образования. Поэтому учреждение подготовило советы, как организовать мониторинг и, главное, как эффективно применять результаты внутренних мониторингов.

Зачем директору проводить внутренние мониторинги?

Результаты мониторинга являются лучшим индикатором образовательного процесса. Это позволяет оценить ситуацию и убедиться в том, что обучение в школе оказывает положительное влияние на успешность детей. Это своеобразный маркер для директора, показывающий эффективность затраченных усилий и ресурсов.

Мониторинг VS контроль: в чем разница?

Мониторинг от контроля отличает:

  • системность;
  • последующая корректировка результатов.

Например, для директора мониторинг результатов обучения учащихся – это возможность выявить пробелы в знаниях учащихся, вызванные дистанционкой во время пандемии COVID-19 и войны, и спланировать работу по ликвидации этих пробелов.

Важно, что цель мониторинга – не поиск проблем, а получение решений, как улучшить работу учителя и заведения в целом.

Как насчет учителей?

Мониторинг – это также вариант, как проанализировать эффективность работы команды. Директор может отследить положительные или отрицательные тенденции в работе каждого учителя: как педагоги работают с системами оценивания, реализуют ли компетентностное обучение, как взаимодействуют с аудиторией. Для учителей важна обратная связь. Качественный и обоснованный отзыв руководителя – немаловажная часть развития и мотивации учителя.

Этапы внутреннего мониторинга результатов обучения

Этап І. Сбор информации

Источники:

  • Учебные работы
  • Одним из средств получения информации есть диагностические работы. При разработке задач максимальной релевантности лучше использовать таски международных мониторингов PISA, TIMSS и других.

Инструментами для проведения таких работ могут быть:

  • тесты, построенные на компетентностной основе;
  • обучающие проекты;
  • эссе;
  • устные инструменты.

2. Результаты ГНА и ВНО

Это хороший источник сбора и анализа информации.

Директору следует использовать такие данные и для сравнения успеваемости учащихся по результатам ВНО и их годовых оценок. Если директор увидит большую разницу, это будет сигналом для более тщательного изучения работы учителя и его системы оценки.

3. Классные журналы

Оценки учащихся могут поведать и о системе оценки, и о содействии педагога с классом, и об отзыве класса о педагоге.

Динамика оценок журнала поможет руководству школы промониторить работу нового учителя и помочь ему адаптироваться. А сравнительный анализ результатов обучения "новеньких" учеников с их результататами в предыдущих школах позволит руководителю улучшить адаптацию таких детей.

Полезно также сравнить средний балл учащихся по отдельным предметам, а также пересмотреть результаты итоговой оценки в классах на одной параллели. Разница в результатах – повод для руководителя дополнительно изучить причины.

Этап II. Анализ результатов мониторинга

Сам мониторинг – это лишь часть дела. Важно проанализировать его результаты, сделать выводы, разработать рекомендации и приступать к реализации. В этом и заключается разница между обычной оценкой успешности учащихся, проводимой учителями, и мониторингом, проводимым руководством школы.

Учитель отслеживает прогресс каждого ученика, а директор имеет в руках инструменты для более глобального изучения работы школы.

Проанализировав полученную информацию, руководство школы определяет тенденции, достижения и трудности. Например, тенденции к снижению успеваемости в классе после смены учителя или появлению нового ученика или активности группы учащихся.

Результаты мониторинга можно изучать с помощью метода SWOT-анализа — определить сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Дополнительно руководитель школы для анализа результатов мониторинга может использовать метод группировок – систематизировать полученную информацию по общим признакам.

Проводить мониторинг следует дважды в год по предметам инвариантной составляющей учебного плана.

Этап ІІІ. Планирование мероприятий

Проанализировав результаты мониторинга, выявив сильные и слабые стороны, руководитель должен составить план мер по решению проблем, а также для стимулирования развития положительных тенденций. Это поможет руководителю школы эффективно использовать полученную информацию, спроектировать точки роста заведения, превращая слабые стороны в сильные.

Первые, с кем директору важно работать для улучшения качества образовательной деятельности школы – это учителя. Положительная динамика результатов обучения, успешное применение системы оценки и другие достижения педагогов обязательно должны быть поощрены. Поддержка директора и выражение публичной благодарности среди коллектива проста, но ценная часть работы руководителя. Признание успехов – это мотивация учителя и толчок к развитию других.

Не стоит устраивать публочное осуждение, если результаты работы учителя оказались плохими. Хороший директор должен поддержать своих подчиненных, промониторить работу учителя более тщательно, выявить проблемные места и предложить педагогу повышение квалификации, прикрепить к учителю наставника или ментора, найти и предложить другие варианты обучения

https://nus.org.ua

Комментарии к материалу