Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Качественное дистанционное обучение в условиях войны: советы для директора школы

11.08.2022 34 0 0

Пандемия коронавируса уже заставила всех педагогов адаптироваться и перестроить свою работу на дистанционный режим. Впрочем, война в Украине привнесла новые вызовы – разрушение школ, вынужденно переселенные ученики и педагоги, которые учатся и работают в новых для себя школах по всей Украине и за ее пределами, «выпадение» из образовательного процесса отдельных детей и целых классов через воздушные тревоги, боевые действия и другие причины, связанные с войной.

Руководству школ сейчас, как никогда, важно при всем поддерживать качество образовательной деятельности заведения. В этой публикации Государственная служба качества образования Украины собрала советы директору школы, как обеспечить и поддерживать качественное дистанционное обучение в условиях войны.

Советы по организации дистанционного обучения в условиях войны

1. Изменения в календарно-тематическом планировании
В условиях войны и постоянных воздушных тревог сложно придерживаться устойчивого расписания занятий и календарно-тематического планирования. Поэтому КТП должно быть гибким инструментом в руках учителя.

Директору школы важно донести педагогам, что стали календарно-тематические планы сегодня не ко времени. Педагог может использовать свой привычный КТП в качестве основы, а одновременно адаптировать и изменять план, увеличивая время, например, на повторение материалов предыдущего года и конкретизацию материала после диагностирования (особенно полезно в начале учебного года).

Педагогу в календарно-тематическом плане следует:

  • выбрать темы, которые можно перенести на самостоятельную обработку учащимися (целесообразно включать сюда темы, по которым имеются качественные ресурсы);
  • уплотнить темы, более простые для усвоения, и наоборот – определить требующие более детального изучения;
  • определить темы, которые изучаются впервые и без которых невозможно усвоение дальнейшего материала.

Это поможет учителю гибче использовать календарно-тематический план в условиях войны.

2. Единая обучающая платформа
Длительное дистанционное обучение должно проходить с применением специальной онлайн-платформы. Чтобы детям и педагогам было комфортно и понятно, важно, чтобы такая платформа была единственной для всей школы. Это может быть, например, Google Classroom, Moodle или же разработанная по заказу учебного заведения платформа. Учителям в свою очередь важно предоставлять обратную связь учащимся и наладить систему оценки через четкие критерии, сроки выполнения задач и введение дедлайнов.

Учитывая, что дистанционное обучение как образовательная технология требует системного подхода, школам следует начать разработку полноценных дистанционных курсов по основным учебным предметам для 5-11 классов. Преимущество полноценных курсов над наборами учебных материалов в структурированности, пошаговое сопровождение самостоятельной работы учащегося, наличие системной обратной связи.

Такие курсы можно использовать во время смешанного обучения, вынужденного дистанционного обучения для системного применения технологии обучения «Перевернутый класс».

Наличие таких курсов позволит также открывать классы с дистанционной формой получения образования, актуальность которых растет.

3. Смешанная учеба
В условиях войны организовать смешанное обучение может быть сложно, впрочем, есть другие модели его организации, относящиеся преимущественно к методам обучения. Все модели распределения учебного времени занятия по синхронному и асинхронному режимам являются моделями смешанного обучения.

Одним из эффективных методов является "Перевернутый класс", стимулирующий учащихся быть активными участниками образовательного процесса. Для обучения учащихся в асинхронном режиме могут применяться деятельные методы обучения, пошаговые инструкции для самостоятельной работы.

4. Деятельные методы обучения
Обеспечить разнообразие познавательной деятельности и заинтересовать учащихся педагогу помогут проектные, поисковые, исследовательские задачи. Как правило, основная часть таких задач выполняется учениками в асинхронном режиме.

Одной из разновидностей организации такого обучения может быть системное применение технологии «Перевернутый класс», которая предусматривает предоставление учащимся задач для ознакомления с новым материалом до того, как его будет объяснять учитель на уроке. Это может быть просмотр видео, разбор практических проблемных ситуаций, обработка учебного текста и превращение его в другую форму – таблицу, инфографику графики, диаграммы, тесты и т.д. В таком случае роль учителя и сам формат урока меняется. Учитель создает условия для повышения активности учащихся на уроке. Учитель с детьми на уроке могут обсуждать вопросы, сформулированные учащимися после просмотра видео, создавать ментальную карту, моделировать, дискутировать и т.д. При этом овладевать новым материалом следует только после обсуждения выполненных задач, обратной связи от педагога или взаимооценки выполненных задач.

Предлагаемая модель представляет собой вариант смешанного обучения, поскольку учащиеся половину материала прорабатывают в дистанционном формате самостоятельно.

5. Самостоятельная проработка материала
Самостоятельное овладение учащимися материала во время дистанционного обучения в условиях войны особенности.

Педагогу следует разделить на логические тематические блоки. Это поможет детям обучаться самостоятельно. Вместе с тем учителям важно предоставлять детям максимально четкие инструкции по освоению каждого блока материала и критерии для самостоятельной оценки результата.

Важно помнить, что самостоятельная работа должна иметь четкое материальное воплощение – продукт. Это могут быть таблица, графики, понятийное поле, текст другого стиля, инфографика, рисунок, ряд выполненных упражнений и т.д. Задания могут относиться как к всему объему материала, так и к его части.

Устные традиционные задачи (перевод материала или ответы на вопросы) неэффективны для самостоятельного обучения.

6. Отслеживание динамики учебных достижений
Не смотря на войну, отслеживать учебные достижения учащихся важно и необходимо. Для этого учителям следует разработать задачи для диагностики. Сделать это педагоги могут, подбирая задачи по темам и ожидаемым результатам. Вместе с тем каждый учитель по собственному опыту знает, каковы "чувствительные" точки усвоения той или иной темы. В первую очередь им необходимо уделять больше внимания, включать такие задачи в диагностические работы.

Отслеживание динамики учебных достижений учащихся позволит педагогам своевременно диагностировать возможные образовательные потери и своевременно реагировать на них. Для диагностирования образовательных потерь следует в первую очередь определить пропущенные темы, разработать задачи по оценке учебных достижений, проанализировать результаты. После этого разработать планы преодоления образовательных потерь: коллективные, групповые или индивидуальные. Такие планы могут включать самостоятельную работу учащегося, консультации учителя, выполнение заданий в группах.

7. Сотрудничество с родителями
Сотрудничество педагогов с родителями – важная составляющая успеха и качества дистанционного обучения учащихся. Впрочем, следует помнить, что сотрудничество не означает перевода на родителей разъяснения материала или выполнения задач. Здесь важна роль учителя. Родители же могут мотивировать детей, поддерживать их и помогать организовать самостоятельную работу, создать условия для самоконтроля и самооценки.

В условиях дистанционного обучения больше внимания следует уделить сотрудничеству с родителями учащихся начальной школы, поскольку именно они будут организовывать обучение своих детей, по крайней мере в первые месяцы. Следует рассказать, как будет проходить обучение, согласовать расписание учебных занятий, разъяснить, как работать с учебными платформами и платформами для организации видеоконференций, как себя вести и помочь детям в случае воздушной тревоги. Родителям также следует предоставить доступ к онлайн-платформе, через которую осуществляется дистанционное обучение.

https://pon.org.ua

Комментарии к материалу