Гендерное равенство в образовании: как это реализовать в общине
Систему образования небезосновательно считают фабрикой смыслов, а обучение – основой формирования представления о мире и отношениях людей в нем. Признавая важность этого, украинское правительство в конце 2022 года одобрило Стратегию внедрения гендерного равенства в сфере образования до 2030 года и план по его реализации. Что это значит для педагогов, работающих в территориальных общинах?
Органам местного самоуправления делегированы полномочия реализовывать политику равенства женщин и мужчин с момента формирования Украиной гендерной политики на государственном уровне. Но приоритетность принципа равенства в контексте евроинтеграции Украины особенно сильно зазвучала в последнее время. Стратегия внедрения гендерного равенства в сфере образования до 2030 года позволяет педагогам видеть пределы своей ответственности в этих вопросах, а также иметь практические подсказки по поводу того, как именно достигать гендерного равенства. Основные стратегические цели названной Стратегии можно изложить в следующих тезисах:
- Фиксация идей гендерного равенства во всех документах, которыми руководствуются педагоги.
- Распространение гендерно чувствительных политик и практик в учебных заведениях.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах равных прав и возможностей женщин и мужчин.
- Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин, предотвращение и противодействие любой дискриминации.
Важно будет подчеркнуть, что такое внимание к вопросам гендерного равенства в образовании несет преимущества не только для тех, с кем работают педагоги, но и для самих педагогов. Так, первая стратегическая цель Стратегии предполагает проведение в коллективах педагогов гендерных социальных аудитов, результаты которых призваны сделать условия работы коллективов более чувствительными к потребностям разных групп женщин и мужчин. Фиксация идей равенства в коллективном договоре позволяет иметь дополнительные удобства для лиц, имеющих семейные обязанности, гибкие условия труда и другие возможности совмещения профессиональной и частной жизни. Что же касается всех других регламентирующих документов в образовании, то упоминание в них идей равенства не лишнее, а делает эту политику видимой, придает ей актуальность, обязательность и ответственность, ведь в недавнем прошлом вокруг гендерной тематики в Украине было немало дезинформации и умышленной дискредитации
В рамках реализации второй стратегической цели в качестве примеров гендерно чувствительных практик можно привести целый ряд инициатив, среди которых:
1) создание безбарьерной, инклюзивной среды, дружественной к семьям с детьми и маломобильным группам населения;
2) обучение/воспитание атмосферы взаимоуважения, взаимодействия, коллегиальности, инклюзивности, неповторимой индивидуальности каждого человека;
3) формирование представления об равных правах и возможностях женщин и мужчин, о равенстве женщин и мужчин и партнерства в семье и обществе, безопасность и согласие в отношениях, раскрытие навязываемых информационными источниками стереотипов по признаку пола или других стереотипов, унижающих достоинство женщин и мужчин;
4) поощрение ребят к совместному хозяйственно-бытовому труду, совместным занятиям/играм, совместному пользованию игровым/учебным инвентарем;
5) предоставление соискателям и соискателям образования полной и исчерпывающей информации о возможности профессионального самоопределения и овладения профессиональными умениями в соответствии с личностными способностями и интересами без ограничения их рамками "женских/мужских" профессий; проведение кампаний по информированию и мотивации девушек и женщин по выбору нестереотипной карьеры STEM;
6) использование гендерно чувствительного и недискриминационного языка и т.д.
Третья стратегическая цель предусматривает разные формы работы по повышению уровня знаний и навыков педагогов в вопросах гендерного равенства – через тематические конференции, доступ к информационным источникам, участие в соответствующих проектах, проведение гендерных аудитов, экспертиз, консультаций.
Четвертая стратегическая цель, помимо прочего, содержит целый ряд направлений работы, связывающих гендерное равенство с безопасностью, разрешением конфликтов, послевоенным восстановлением, ведь признано, что уровень гендерного равенства связан с уровнем конфликтов в обществе и наоборот.
Сквозными задачами Стратегии уже традиционно усовершенствование сбора данных, дезагрегированных по признаку пола, а также критическое осмысление и преодоление гендерных стереотипов.
С полным текстом Стратегии и планом можно ознакомиться по ссылке. А в ответ на то, что порой конкретные примеры действий по достижению гендерного равенства кажутся сложно достижимыми, Ассоциация ОТГ собрала коллекцию реализованных украинскими общинами практик, опыт которых может помочь вам определиться с собственными инициативами. Приглашаем к ознакомлению с ними по ссылке.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу