Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Эксперт ответила на вопрос об организации деятельности института старост и осуществлении ими полномочий во время действия военного положения

12.05.2023 28 0 0

В связи с полномасштабным вторжением России в Украину 24.02.2022 г. и введением правового режима военного положения, согласно Закону Украины от 12.05.2015 г. №389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон №389) , в органах местного самоуправления появляются вопросы практического внедрения законодательства, связанного с деятельностью старост и воплощения ими их возможностей во время деяния военного положения.

Такие вопросы можно разделить на две группы:

  • вопросы деятельности института старост в территориальных общинах (далее – ТГ), в которых сельский, поселковый, городской совет (далее – совет), его исполнительный комитет (далее – исполком) и сельский, поселковый, городской голова (далее – председатель) осуществляют свои полномочия самостоятельно;
  • вопросы деятельности института старост в ТГ, где полномочия совета, его исполкома и председателя осуществляет начальник военной администрации населенного пункта (дальше – начальник ВА НП) согласно ч. 2 в. 10 Закона №389.

Вопросы деятельности института старост в ТГ, в которых совет, его исполком и председатель осуществляют свои полномочия самостоятельно
 
Возможно ли во время действия военного положения проводить общественное обсуждение кандидатуры старосты?

Да, возможно. Абзацем 2 ч. 1 ст. 54-1 Закона №280 предусмотрено, что кандидатура старосты вносится на общественное обсуждение (общественные слушания, собрания граждан, другие формы консультаций с общественностью). То есть, общественное обсуждение может проходить в формах, не предусматривающих массовые собрания. Например, это может быть опрос (устный) или анкетирование (письменное) жителей соответствующего старостинского округа и т.д. Данный вопрос связан с положениями п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона № 389, предусматривающий запрет на проведение мирных собраний, митингов, походов и демонстраций, других массовых мероприятий во время действия режима военного положения. Однако если общественное обсуждение будет проведено в форме, не предусматривающей собрания большого количества людей – нарушения в этом не будет.

Возможно ли во время действия военного положения не соблюдать определенную ч. 1 ст. 54-1 Закона № 280 необходимого количества голосов жителей при общественном обсуждении кандидатуры старосты (многие жители уехали на время войны)?
Нет, невозможно. Положение абзаца 1 ч. 1 ст. 54-1 Закона № 280 о необходимом количестве голосов жителей старостинского округа для согласования кандидатуры старосты должно быть соблюдено. В противном случае кандидатура старосты будет считаться не согласованной жителями старостинского округа.

Староста уехала в более безопасную местность в Украине и приобрела статус внутренне перемещенного лица, находится в отпуске без сохранения заработной платы. Возможно ли временно возложить исполнение ее обязанностей на другого старосту?
Само возложить на исполнение обязанностей или полномочий конкретного старосты – невозможно. Однако возможно уполномочить осуществлять отдельные функции, которые осуществляла находящийся в отпуске староста другое должностное лицо местного самоуправления (не обязательно это должно быть староста по должности – это может быть любое должностное лицо местного самоуправления, работающее в аппарате совета и его исполнительного комитета, которая может такие функции осуществлять, кроме своих должностных обязанностей). Однако это лицо не сможет осуществлять представительские полномочия старосты в соответствующем совете и исполнительном комитете, предусмотренные ч. 5 ст. 54-1 Закона №280.

Кроме этого, можно применить положения абзаца 2 ч. 2 ст. 2 Закона № 2136, предусматривающего с целью оперативного привлечения к выполнению работы новых работников, а также устранения кадрового дефицита и нехватки рабочей силы, в том числе в результате фактического отсутствия работников, эвакуировавшихся в другую местность, находящихся в отпуске, простой, временно потерявших трудоспособность или местонахождение которых временно неизвестно, возможность для работодателя заключать с новыми работниками срочные трудовые договоры в период действия военного положения или на период замещения временно отсутствующего работника. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона №2136 этот Закон определяет, в частности, особенности прохождения службы в органах местного самоуправления.

Возможно ли объявить старости простой на период действия военного положения?

Староста является должностным лицом местного самоуправления по Закону №2493, на него в соответствии с ч. 3 ст. 7 указанного Закона распространяется действие законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 2493. В соответствии со ст. 4 КЗоТ законодательство о труде состоит из КЗоТ и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

Понятие простоя предусмотрено ст. 34 КЗоТ – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. В случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца. Оплата времени простоя не по вине работника производится по правилам ст. 113 КЗоТ из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить работодателя или бригадира, мастера или должностных лиц. За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок. Время простоя по вине работника не оплачивается.

Законом №389 предусмотрена возможность утверждения временной структуры исполнительных органов совета. Так, согласно ч. 9 ст. 9 Закона № 389 в случае утверждения председателем временной структуры исполнительных органов совета для работников, должности которых не включены в временную структуру, объявляется простой или осуществляется их перевод на равнозначную или низшую должность. Решение об утверждении временной структуры исполнительных органов совета утрачивает силу не позднее 30 дней со дня прекращения или отмены военного положения, если им не установлен более ранний срок утраты силы.

Следовательно, возможность объявления старости простоя предусмотрена двумя отдельными положениями законодательства и может быть применена при наличии предусмотренных указанными нормами обстоятельств.

Может ли староста в период военного положения давать указания и поручения руководителям коммунальных предприятий и учреждений, работающих на территории старостинского округа?

Указанные должностные лица не находятся в подчинении старосты, однако он может это делать в рамках осуществления им своих полномочий, предусмотренных ч. 5 ст. 54-1 Закона № 280 (введение режима военного положения не является критерием). К примеру:

  • в рамках организации исполнения решений сельского, поселкового, городского совета, его исполнительного комитета, распоряжений сельского, поселкового, городского головы на территории соответствующего старостинского округа и в осуществлении контроля за их исполнением (п. 5 ч. 5 ст. 54-1 Закона № 280 );
  • в рамках осуществления контроля над использованием объектов коммунальной собственности, расположенных на территории соответствующего старостинского округа (п. 9 ч. 5 ст. 54-1 Закона № 280)
  • в рамках осуществления контроля за состоянием благоустройства соответствующего старостинского округа (п. 10 ч. 5 ст. 54-1 Закона №280).

Вопросы деятельности института старост в ТГ, в которых полномочия совета, его исполкома и председателя осуществляет начальник ВА НП.

Может ли начальник ВА ЧП утвердить на должность старосту?

Да, может, в случае осуществления им полномочий совета, его исполкома и председателя в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 389 способом, предусмотренным ч. 1 ст. 54-1 Закона №280 (по результатам общественных обсуждений). В этом случае утверждение согласованной жителями соответствующего старостинского округа кандидатуры старосты осуществляется начальником ВА НП единолично путем издания распоряжения (приказа). Начальник ВА НП в данном случае одновременно реализует полномочия председателя и соответствующего совета.

Может ли начальник ВА ЧП уволить старосту с должности?

Да, может, в случае осуществления им полномочий совета, его исполкома и председателя в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона №389 и наличия законных оснований. В таком случае увольнение старосты в соответствии с законом осуществляется начальником ВА НП единолично путем издания распоряжения (приказа). Начальник ВА НП в данном случае реализует полномочия соответствующего совета.

Может ли начальник ВА ЧП объявить простой старости?

Староста является должностным лицом местного самоуправления по Закону №2493, на него в соответствии с ч. 3 ст. 7 указанного Закона распространяется действие законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 2493. В соответствии со ст. 4 КЗоТ законодательство о труде состоит из КЗоТ и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

Понятие простоя предусмотрено ст. 34 КЗоТ – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя или на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного луны. Оплата времени простоя не по вине работника производится по правилам ст. 113 КЗоТ из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). О начале простоя, кроме простоя структурного подразделения или всего предприятия, работник должен предупредить работодателя или бригадира, мастера или должностных лиц. За время простоя, когда возникла производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для окружающих его людей и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок. Время простоя по вине работника не оплачивается.

Законом №389 предусмотрена возможность утверждения временной структуры исполнительных органов совета начальником ВА НП. Так, согласно абзацу 2 п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона № 389 начальник ВА ЧП может утвердить временную структуру исполнительных органов совета (для работников, должности которых не включены во временные штатные расписания, объявляется простой или осуществляется их перевод на равнозначную или низшую должность).

Кому подчиняется староста в случае осуществления полномочий председателя начальником ВА ЧП – начальнику ВА ЧП или заместителю председателя?

Согласно ч. 6 ст. 54-1 Закона № 280 при осуществлении предоставленных полномочий староста является ответственным и подотчетным – сельскому, поселковому, городскому совету и подконтрольным – сельскому, поселковому, городскому голове.

Согласно ч. 2 ст. 54-1 Закона № 280 староста работает на постоянной основе в аппарате соответствующего совета и его исполнительного комитета, а в случае избрания членом этого исполнительного комитета – в исполнительном комитете совета.

В случае осуществления начальником ВА НП полномочий совета, его исполкома и соответствующего председателя в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона №389 аппарат сельского, поселкового, городского совета и его исполнительного комитета, другие исполнительные органы (с учетом абзаца 3 п. 1 этой части), коммунальные предприятия, учреждения и организации соответствующей территориальной общины подчиняются начальнику ВА НП.

Может ли начальник ВА ЧП образовывать или изменять старостинские округа?

Да, может, в случае осуществления им полномочий совета, его исполкома и председателя в соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона №389. В таком случае решение принимается начальником ВА НП единолично путем издания распоряжения (приказа). Начальник ВА НП в данном случае реализует полномочия соответствующего совета. Однако после окончания или отмены военного положения, когда будет возобновлена полноценная работа соответствующих органов местного самоуправления – соответствующий совет может принять другое решение по этому вопросу.

Может ли временная структура исполнительных органов совета не предусматривать на период действия военного положения должностей старост?

Понятием «временная структура исполнительных органов совета» оперирует исключительно Закон №389, другие акты законодательства не содержат такого понятия. К сожалению, Закон № 389 не определяет каких-либо требований или критериев к должностям, предусматриваемым временной структурой, не предоставляет преимуществ одних должностей над другими (например, выборных над невыборными должностями). Решение о включении/не включении тех или иных должностей во временную структуру исполнительных органов совета принимается начальником ВА НП, исходя из местных условий и учитывая обстоятельства.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу