Согласно пункту 1 части второй статьи 8 и пункту 2 части первой статьи 9 Закона Украины от 23.09.99 N 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании" (далее - Закон N 1105) работодатель обязан осуществлять застрахованным лицам, в случае наступления страховых лиц на получение, в случае наступления страхового случая, страховых выплат, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно статье 22 Закона N 1105 страховая выплата в связи с временной потерей трудоспособности застрахованным лицам, работающим на условиях трудового договора (контракта), гиг-контракта, другого гражданско-правового договора и по другим основаниям, предусмотренным законом, назначается и предоставляется по основному месту работы (действие).
Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), пособие по беременности и родам застрахованным лицам (в том числе тем, которые осуществляют предпринимательскую или другую деятельность и одновременно работают на условиях трудового договора) предоставляется по основному месту работы (деятельности) и по месту работы по совместительству Украины. случаев, предусмотренных абзацем третьим части третьей статьи 36 настоящего Закона.
Основанием для назначения застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности является сформированный на основе медицинского заключения о временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности. В случае работы по совместительству, по трудовому договору (контракту) одновременно с осуществлением предпринимательской или иной деятельности основанием для назначения пособия является копия листка нетрудоспособности, заверенная подписью руководителя и печатью (при наличии) по основному месту работы. Для застрахованных лиц, одновременно осуществляющих предпринимательскую и другую деятельность и не работающих на условиях трудового договора (контракта), копию листка нетрудоспособности удостоверяет выдающее его учреждение здравоохранения (ст.23 Закона №1105)
Сложившийся листок нетрудоспособности направляется страхователям, с которыми застрахованное лицо находится в трудовых отношениях (по основному месту работы и по совместительству), через кабинет страхователя на вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины.
После отражения сформированного листка нетрудоспособности в электронном кабинете страхователя на вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины работодатель как по основному месту, так и по совместительству, в соответствии со статьей 24 Закона N 1105, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления (изменения статуса на “предоставление нетрудоспособности застрахованному лицу
Механизм исчисления средней заработной платы для расчета страховых выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности определен Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, 26.09.2001 N 1266 (далее – Порядок).
Пунктом 30 Порядка предусмотрено, что в случае когда на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает по совместительству, на условиях гражданско-правового договора, осуществляет предпринимательскую или иную деятельность, связанную с получением дохода непосредственно от такой деятельности, исчисление средней заработной платы (суммы заработной платы) по страхованию (местами) производства другого вида (видов) деятельности. Расчетный период в таком случае определяется по каждому месту работы в отдельности.
Страховые выплаты и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя осуществляются на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности (в случае выдачи листка нетрудоспособности в форме документа на бумаге – на основании его копии, заверенной подписью руководителя и скрепленной местопечатью) среднюю заработную плату по основному месту работы. Если лицо работает на нескольких работах по совместительству, дополнительно прилагаются справки о средней заработной плате по местам работы по совместительству.
Следовательно, при предоставлении страховой выплаты по месту работы по совместительству застрахованному лицу необходимо предоставить справку о средней заработной плате по основному месту работы и при выдаче листка нетрудоспособности в форме документа на бумаге – его копию, заверенную подписью руководителя и скрепленную печатью (в случае наличия) за основ.
В случае формирования электронного листка нетрудоспособности такой листок нетрудоспособности направляется страхователям, с которыми застрахованное лицо находится в трудовых отношениях по основному месту работы и по совместительству через кабинет страхователя на вебпортале электронных услуг Пенсионного фонда Украины. Застрахованное лицо в этом случае предоставляет по месту работы по совместительству только справку о средней заработной плате по основному месту работы.
При этом следует отметить, что застрахованное лицо, имеющее право на льготу, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности еще добавляет копии соответствующих удостоверений или других документов, подтверждающих право на льготу.
https://www.pfu.gov.ua