Что говорить и как поступить, чтобы поддержать и помочь?
Предлагайте поддержку, не навязывая ее: «Хочешь ли ты поговорить о происходящем? Я могу выслушать. Если сейчас неудачное время, просто знай, что я здесь. Когда будешь готов (готова), я рядом».
Слушайте активно. Используйте положительное невербальное общение, сохраняйте открытое положение тела и демонстрируйте, что вы заинтересованы, поддерживая зрительный контакт. Не спешите. Человек может нуждаться в посторонней поддержке, но быть не готов говорить. Можно предложить стакан воды/чая и сказать так: Ты не один (одна), я рядом. Мы можем просто посидеть в тишине».
Позвольте человеку проявлять какие-либо эмоции, не запрещайте их следующими фразами: «Успокойся. Не плачь. Не бойся. Не думай так». Покажите человеку, что вы принимаете его чувства: «Я вижу, что ты испытываешь страх, панику, вину….», «То, что ты испытываешь – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию». Осознание и принятие своего эмоционального состояния – это первый шаг к улучшению.
Используйте положительный поддерживающий язык, например: «Я здесь, с тобой. Ты не один (одна)», «Мне знакомо то, что ты чувствуешь», «Благодарю, что поделился (поделилась), иногда трудно это сделать», «Я поражен тем, как ты справился (справилась) с….», « Мне очень жаль, что тебе сейчас так тяжело. Могу ли я что-нибудь сделать для тебя?».
Направляйте внимание человека на активные действия, например: «Чем я могу помочь?», «Предлагаю прогуляться и попить кофе», «Я не знаю ответа на твой вопрос, но я могу быть рядом, выслушать и поделиться контактами специалистов…», «Я знаю, что в таких ситуациях могут помочь физические упражнения или простая прогулка…».
Избегайте давать советы и ставить диагнозы, поделитесь контактной информацией и/или направьте человека к ресурсам, где он сможет получить помощь специалиста.
https://zt.dsp.gov.ua
Комментарии к материалу