Административная процедура: основные термины
Публикация посвящена определению ключевых терминов, используемых в Законе об административной процедуре (далее – ЗАП). Определение этих терминов оказывает непосредственное влияние на то, как именно применяются и толкуются правовые нормы, регулируемые ЗАП, и на какие общественные отношения распространяется действие закона.
Предмет регулирования ЗАП охватывает отношения органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять функции публичной администрации с физическими и юридическими лицами по рассмотрению и решению административных дел путем принятия и исполнения административных актов.
Исходя из этого, возникает необходимость выяснить, прежде всего, такие термины, как «административный орган», «административный акт», «функции публичной администрации».
Административный орган – орган исполнительной власти, орган власти Автономной Республики Крым, орган местного самоуправления, их должностное лицо, другой субъект, который в соответствии с законом уполномочен осуществлять функции публичной администрации.
Термин «административный орган» – это функциональная категория. Что это значит? Административный орган определяется не по названию или статусу, а по конкретной функции, которую он выполняет. Следовательно, административным органом становится тот субъект, который в конкретной ситуации осуществляет публично административные функции. Например, ОВД и ОМС могут выполнять различные функции, а они становятся административными органами только тогда, когда осуществляют публичные административные функции (например, предоставляют разрешения или услуги гражданам или бизнесу). В то же время, эти органы не считаются административными, когда осуществляют нормотворческие или политические функции, такие как принятие нормативно-правовых актов или бюджетов.
Наряду с классическими ОВВ и ОМС, административными органами могут быть другие субъекты, осуществляющие аналогичные функции публичной администрации, как государственные предприятия.
Административный акт – решение или юридически значимое действие индивидуального характера, принятое (совершенное) административным органом для решения конкретного дела и направленное (направленное) на приобретение, изменение, прекращение или реализацию прав и/или обязанностей отдельного лица (лиц).
Этот термин является центральной категорией ЗАП и главной правовой формой деятельности административных органов.
Административный акт может быть оформлен как письменно, так и устно. Ключевыми признаками административного акта являются:
- индивидуальность и конкретность. Административный акт относится к конкретному лицу или группе лиц. Он решает индивидуальное дело (например, разрешение на строительство). В самом акте четко определяется адресат – конкретный участник административного производства;
- принятие административным органом. Административный акт исходит из органов, уполномоченных на осуществление публичной администрации. Это отличает его от актов, принимаемых законодательными или судебными органами;
- односторонность. Административный акт принимается односторонне. Для его действия не требуется согласование или волеизъявление других лиц (как в случае с административными договорами);
- внешнее действие административного акта – прямое влияние на частных лиц. Административный акт носит внешний характер, в отличие от внутренних актов, регулирующих только организационные вопросы внутри административного органа (поручения, приказы, направленные на подразделения и персонал органа, например, при решении кадровых вопросов).
Функции публичной администрации – предоставление административных услуг, осуществление инспекционной (контрольной, надзорной) деятельности, решение других дел по заявлению лица или собственной инициативе административного органа.
Также следует рассмотреть следующие категории, которые помогают определить границы применения ЗАП.
Административное дело – дело, касающееся публично-правовых отношений по обеспечению реализации права, свободы или законного интереса лица и/или исполнения им определенных законом обязанностей, защиты его права, свободы или законного интереса, рассмотрение которого осуществляется административным органом. Административное дело всегда касается конкретного физического или юридического лица и разрешается административным органом на основании собранных доказательств и обстоятельств.
Административная процедура – определенный законом порядок рассмотрения и разрешения дела. То есть административная процедура закрепляет правила и общий порядок: как должно происходить рассмотрение заявлений, принятие решений, общение с гражданами и т.д. ЗАП устанавливает общие принципы и ключевые элементы этого порядка. Процедурные действия органов публичной администрации могут быть детализированы в различных нормативно правовых актах, регулирующих специфические сферы.
Административное производство – совокупность процедурных действий, совершаемых административным органом, и принятых процедурных решений по рассмотрению и решению дела, которое завершается принятием и, в необходимых случаях, исполнением административного акта. Если административная процедура является моделью решения административных дел, то административное производство – это уже практическая реализация процедуры по конкретному делу.
Публичный интерес – интерес государства, общества, территориального общества, а также важные для большого количества лиц интересы и потребности. При этом публичный интерес может включать все эти составляющие или только отдельные из них в зависимости от ситуации. Интересы государства не всегда совпадают с интересами общества, равно как интересы отдельных территориальных общин могут отличаться от общегосударственных. К публичным интересам также относятся вопросы, имеющие значение для многих физических или юридических лиц, таких как охрана окружающей среды или доступ к инфраструктуре. Административные процедуры должны сбалансировать публичные и частные интересы.
Дискреционное полномочие – полномочия, предоставленные административному органу законом, выбирать один из возможных вариантов решения в соответствии с законом и целями, с которыми такое полномочие предоставлено. Дискреционные полномочия означают свободу администрации оценивать ситуацию и принимать решения, предоставляя ей простор для выбора среди нескольких допустимых вариантов. В то же время административный орган обязан действовать исключительно в рамках целей или целей, для которых это полномочие предусмотрено, что подчеркивает важность целевого характера каждого решения.
Процедурное действие – действие административного органа, совершаемого при рассмотрении дела, но которым дело не решается по существу;
Процедурное решение – решение административного органа, которое принимается при рассмотрении дела, но которым дело не решается по существу.
Последние два термина облегчают понимание различий между «процедурными действиями, процедурными решениями» и собственно «административным актом». Ключевое отличие состоит в том, что процедурные действия (например, осмотр вещей или места) и процедурные решения (например, решение об экспертизе или отводе должностного лица) не решают дело по существу. Это этапы процесса, тогда как административный акт напрямую решает вопросы дела.
https://minjust.gov.ua
Комментарии к материалу