Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Плательщики НДС в вопросах и ответах

24.05.2018 68449 1 4



Многие из бюджетных учреждений государственного сектора не являются плательщиками НДС, но они должны постоянно анализировать полученные поступления, чтобы не пропустить момент преобразования в плательщика НДС. В этой статье мы дадим ответы на 10 вопросов, из которых вы узнаете об алгоритме действий в случае приобретения статуса плательщика НДС.


Кто является плательщиком НДС?

Согласно п. 180.1 Налогового кодекса (далее – НК) плательщиком НДС являются:

  • любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и добровольно регистрируется в качестве налогоплательщика в порядке, определенном ст. 183 НК;
  • любое лицо, которое зарегистрировано или подлежит регистрации в качестве налогоплательщика;
  • любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащие налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины согласно Таможенному кодексу (далее – ТК);
  • лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без создания юрлица;
  • лицо – управитель имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по НДС относительно хозяйственных операций, связанных с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;
  • лицо, которое осуществляет операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, по которому не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в т. ч. имущества, определенного ст. 243 ТК), независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров/услуг, установленной п. 181.1 НК, и какой режим налогообложения применяет;
  • лицо, которое уполномочено вносить налог с объектов налогообложения, которые возникают вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, которые находятся в подчинении налогоплательщика в порядке, установленном КМУ;
  • лицо-инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет в случае поставки услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг расположено на таможенной территории Украины, является получатель услуг (п. 180.2 НК).

Итак, плательщиком НДС является любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность. Но существуют стоимостные требования относительно НДС-регистрации.

В каком случае лицо подлежит обязательной НДС-регистрации?

Если общая сумма от налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, начисленная (уплаченная) лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС), такое лицо обязано зарегистрироваться налогоплательщиком в контролирующем органе по своему местонахождению (месту проживания) с соблюдением требований, предусмотренных ст. 183 НК (п. 181.1 НК).

В какой срок необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС?

Лицо, которое подлежит обязательной НДС-регистрации, не позже 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, установленный ст. 181 НК, подает в орган ГФС по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление (приложение 1 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина от 14.11.14 г. № 1130).

Заявление подается лично физлицом или непосредственно руководителем либо представителем юрлица-плательщика с документальным подтверждением личности и полномочий.

Налогоплательщики, заключившие с соответствующим органом ГФС договор о признании электронных документов, могут подать заявление средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством (п. 183.7 НК).

Обратите внимание: если последний день подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за таким днем рабочий день (п. 183.6 НК).

Имеет ли право лицо добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС?

Да, имеет. Согласно п. 183.3 НК в случае добровольной регистрации лица в качестве налогоплательщика или лица, которое соответствует требованиям пп. 6 п. 180.1 НК, регистрационное заявление подается не позже чем за 20 календарных дней (далее – к. д.) до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться налогоплательщиками и будут иметь право на налоговый кредит и составление налоговых накладных (далее – НН).

Такие «добровольцы» имеют право привести в заявлении желаемый (запланированный) день регистрации, которая соответствует дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого они будут считаться плательщиками НДС и будут иметь право на составление НН.

Важно: регистрационное заявление о добровольной НДС-регистрации может быть подано госрегистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя. Электронная копия регистрационного заявления, изготовленная путем сканирования, передается госрегистратором в орган ГФС одновременно со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) о регистрации юрлица или физлица-предпринимателя согласно Закону 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755).

В регистрационном заявлении указываются основания для регистрации лица в качестве налогоплательщика.

В какой срок проводится НДС-регистрация и начиная с какого дня лицо осуществляет свою деятельность как плательщик НДС?

Орган ГФС обязан в течение трех рабочих дней после поступления регистрационного заявления внести в реестр налогоплательщиков запись о регистрации такого лица налогоплательщиком (п. 183.9 НК):

  • с желаемого (запланированного) дня регистрации, указанного в заявлении, который соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца), с которого такие лица будут считаться налогоплательщиками и будут иметь право на составление НН, – в случае добровольной регистрации;
  • с 1-го числа месяца, следующего за днем истечения 20 к. д. после подачи заявления, – в случае добровольной регистрации, если желаемый (запланированный) день регистрации в заявлении не указан;
  • с желаемого (запланированного) дня, соответствующего 1-му числу календарного квартала, в котором будет применяться ставка единого налога, которая предусматривает уплату НДС, – в случае перехода лиц на упрощенную систему налогообложения или изменения ставки единого налога;
  • с 1-го числа календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, – в случае регистрации лиц, определенных в абзаце первом п. 183.4 НК, которые соответствуют требованиям п. 181.1 НК, если 1-е число календарного месяца, с которого осуществляется переход на уплату других налогов и сборов, на день подачи заявления не наступило;
  • со дня внесения записи в реестр налогоплательщиков – в случае обязательной НДС-регистрации или регистрации лиц, определенных в абзаце первом п. 183.4, которые соответствуют требованиям п. 181.1 НК, если 1-е число календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, на день подачи заявления наступило.

Обратите внимание: лицу, которое регистрируется налогоплательщиком, присваивается индивидуальный налоговый номер, который используется для уплаты налога (п. 183.18 НК).

По запросу налогоплательщика орган ГФС предоставляет бесплатно в течение двух рабочих дней после дня получения такого запроса извлечение из реестра налогоплательщиков, который действует до внесения изменений в реестр. Формы запроса и извлечения утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (п. 183.11 НК).

Может ли ГФС отказать в регистрации плательщиком НДС?

Да, может, если (п. 183.8 НК):

  • по результатам рассмотрения регистрационного заявления и/или представленных документов установлено, что лицо не соответствует требованиям, определенным п. 181.1, 182.1 и 183.7 НК;
  • существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации согласно ст. 184 НК;
  • при подаче заявления или определении желаемого (запланированного) дня регистрации не соблюдены порядок и сроки, установленные п. 183.1, 183.3–183.7 НК.

Каковы основания для аннулирования НДС-регистрации?

Регистрация действует до даты ее аннулирования, которое проводится путем исключения из реестра налогоплательщиков и происходит, если (п. 184.1 НК):

  • какое-либо лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика в течение предыдущих 12 месяцев, подало заявление об аннулировании регистрации, если общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, которые предоставляются таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной ст. 181 НК, при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, установленных разд. V НК (пп. «а»);
  • какое-либо лицо, зарегистрированное налогоплательщиком, приняло решение о прекращении и утвердило ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс согласно законодательству при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, предусмотренных разд. V НК (пп. «б»);
  • какое-либо лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика, регистрируется плательщиком единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплату НДС (пп. «в»);
  • лицо, зарегистрированное как налогоплательщик, в течение 12 последовательных налоговых месяцев не подает органу ГФС декларацию по НДС и/или подает такую декларацию (налоговый расчет), которая (который) свидетельствует об отсутствии поставки/приобретения товаров/услуг, осуществленных с целью формирования налогового обязательства или налогового кредита (пп. «г»);
  • учредительные документы какого-либо лица, зарегистрированного налогоплательщиком, признаны решением суда недействительными (пп. «ґ»);
  • хозяйственным судом вынесено определение о ликвидации юрлица-банкрота (пп. «д»);
  • налогоплательщик ликвидируется по решению суда (физлицо лишается статуса субъекта хозяйствования), или лицо освобождено от уплаты налога, или его НДС-регистрация аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда (пп. «е»);
  • физлицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика, умерло, оно объявлено умершим, признано недееспособным или безвестно отсутствующим, ограничена его гражданская дееспособность (пп. «є»);
  • прекращено действие договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о распределении продукции (для налогоплательщиков, указанных в пп. 4, 5 и 8 п. 180.1 НК) или закончился срок, на который образовано лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика (пп. «з»).

Имейте в виду: согласно п. 184.2 НК аннулирование регистрации на основании, определенном в пп. «а» п. 184.1 НК, осуществляется только по заявлению налогоплательщика, а на основаниях, определенных в пп. «б»–«з» п. 184.1 НК, может осуществляться по заявлению плательщика или по самостоятельному решению соответствующего органа ГФС.

Регистрация аннулируется на дату:

  • подачи заявления налогоплательщиком или принятия решения органом ГФС об аннулировании регистрации;
  • указанную в судебном решении;
  • прекращения действия договора о совместной деятельности, договора управления имуществом, соглашения о разделе продукции или окончания срока, на который образовано лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика;
  • предшествующую дню потери лицом статуса плательщика НДС.

При этом датой аннулирования НДС-регистрации признается дата, наступившая раньше.

Согласно п. 184.3 НК орган ГФС аннулирует НДС-регистрацию лица, которое подало заявление об аннулировании регистрации, если установит, что оно соответствует требованиям п. 184.1 НК.

В случае отсутствия законных оснований для аннулирования регистрации орган ГФС в течение 10 к. д. после поступления заявления об аннулировании регистрации подает такому плательщику обоснованный письменный отказ в аннулировании с необходимыми объяснениями (п. 184.4 НК).

Орган ГФС обязан письменно уведомить лицо об аннулировании НДС-регистрации в течение трех рабочих дней после дня такого аннулирования (п. 184.10 НК).

Аннулируется ли НДС-регистрация в случае реорганизации путем присоединения, слияния, преобразования и разделения?

Порядок аннулирования регистрации плательщиков НДС определен ст. 184 НК и регламентирован разд. V Положения № 1130.

Как предусмотрено п. 5.2 Положения № 1130, аннулирование регистрации согласно пп. «б» п. 184.1 НК может быть инициировано плательщиком НДС – юрлицом после составления комиссией по прекращению (комиссией по реорганизации, ликвидационной комиссией) или ликвидатором ликвидационного баланса, передаточного акта или распределительного баланса в случае реорганизации плательщика путем присоединения, слияния, разделения и преобразования (если датой госрегистрации юрлица, образованного в результате преобразования, является дата завершения преобразования).

Этот порядок аннулирования НДС-регистрации применяется с соблюдением требований ст. 104 Гражданского кодекса (далее – ГК), где определено, что юрлицо прекращается в результате реорганизации или ликвидации. В случае реорганизации юрлиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

Порядок прекращения юрлица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования установлен ст. 107 ГК.

Согласно п. 107.2 ГК после окончания срока предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юрлица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования), который должен содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юрлица, которое прекращается, относительно всех его кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами.

Как предусмотрено ч. 3–7 ст. 4 Закона № 755, в случае:

  • выделения юрлиц осуществляется госрегистрация юрлиц, образованных в результате выделения, и изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, о юрлице, из которого осуществлено выделение, относительно юрлица-правопреемника;
  • слияния юрлиц осуществляется госрегистрация вновь образованного юрлица и прекращение юрлиц, которые прекращаются в результате слияния;
  • преобразования юрлиц осуществляется госрегистрация прекращения юрлица, которое прекращается в результате преобразования, и вновь образованного юрлица;
  • разделения юрлиц осуществляется госрегистрация вновь образованных юрлиц и госрегистрация прекращения юрлица, которое прекращается в результате разделения;
  • присоединения юрлиц осуществляется госрегистрация прекращения юрлиц, которые прекращаются в результате присоединения, и изменений в сведения, которые содержатся в ЕГР, относительно правопреемства юрлица, к которому присоединяются.

Освобождаются ли от обложения НДС операции по поставке товаров (работ, услуг) неприбыльными организациями?

Нет, и вот почему. НДС относится к общегосударственным налогам и сборам и является косвенным налогом, который начисляется и уплачивается согласно нормам разд. V НК (ст. 9, пп. 14.1.178 НК).

Итак, из норм НК следует, что НДС – это косвенный общегосударственный налог на потребление товаров/услуг на таможенной территории Украины, а плательщиком НДС является субъект (юридическое или физическое лицо), который потребляет эти товары/услуги. То есть налогообложению подлежат операции по поставке товаров/услуг независимо от того, кто их потребляет – неприбыльное учреждение или прибыльная организация.

НК установлен перечень операций по поставке товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения и освобождены от обложения НДС, а не отдельных категорий потребителей, поэтому и облагаются налогами такие операции в зависимости от наличия или отсутствия установленной НК льготы по налогообложению поставки тех или иных товаров/услуг.

Какие операции освобождены от налогообложения?

Исчерпывающий перечень операций, которые освобождаются от налогообложения, приведен в п. 197.1 НК. Наиболее распространенными из таких операций, которые осуществляются субъектами госсектора, являются:

  • поставка услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями, в том числе обучения аспирантам и докторантам, учебными заведениями, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также услуг по воспитанию и обучению детям в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств и услуг по проживанию учащихся или студентов в общежитиях;
  • поставка услуг по доставке пенсий, страховых выплат и денежной помощи населению (независимо от способа доставки) на всех этапах доставки к конечному потребителю;
  • поставка услуг по охране здоровья заведениями здравоохранения, которые имеют лицензию на поставку таких услуг, а также поставка услуг реабилитационными учреждениями для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью, которые имеют лицензию на поставку таких услуг согласно законодательству, за исключением услуг, приведенных в пп. 197.1.5 НК;
  • поставка реабилитационных услуг лицам с инвалидностью, детям с инвалидностью, а также поставка путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет, лиц и детей с инвалидностью;
  • поставка услуг по содержанию и питанию детей и лиц в заведениях социальной сферы;
  • поставка услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом;
  • поставка услуг по погребению и поставка ритуальных товаров государственными и коммунальными службами (согласно перечню из пп. 197.1.10 НК);
  • безвозмездная передача в государственную собственность или коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в их совместную собственность объектов всех форм собственности, которые находятся на балансе одного налогоплательщика и передаются на баланс другого, если такие операции проводятся по решению КМУ, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятому в пределах их полномочий;
  • бесплатная поставка товаров/услуг собственного производства подсобными хозяйствами и лечебно-производственными трудовыми мастерскими (цехами, участками) домов-интернатов, территориальных центров социального обслуживания (предоставление социальных услуг), центров реинтеграции бездомных лиц, центров социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, специализированных больниц, лечебно-профилактических заведений особого типа и диспансеров при условии, что такая передача осуществляется для удовлетворения собственных нужд этих заведений;
  • поставка государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления (плата за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т. п.);
  • предоставление услуг по регистрации актов гражданского состояния госорганами, уполномоченными осуществлять такую регистрацию согласно законодательству;
  • поставка библиотеками, которые находятся в государственной или коммунальной собственности либо в собственности всеукраинских общественных организаций инвалидов, платных услуг по комплектованию регистрационно-учетных документов (билетов, формуляров), пользованию редкими, ценными справочниками, книгами (в том числе ночным абонементом), тематическому отбору литературы по запросу потребителя и предоставлению тематических, адресно-библиографических и фактографических справок;
  • поставка (продажа, передача) земельных участков, земельных долей (паев), кроме тех, которые размещены под объектами недвижимого имущества и включаются в их стоимость согласно законодательству (с учетом положений пп. 197.1.13 НК);
  • плата за аренду земельных участков, которые находятся в собственности государства или территориальной громады, если такая арендная плата полностью зачисляется в соответствующие бюджеты;
  • оплата стоимости фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ лицом, которое непосредственно получает такие средства со счета органа, осуществляющего казначейское обслуживание бюджетных средств, и т. п.

Обратите внимание: ст. 195 НК содержит перечень операций, которые подлежат налогообложению по нулевой ставке, а ст. 196 НК – операции, которые не являются объектом налогообложения. И хотя в этот перечень могут вноситься изменения согласно законодательству, при осуществлении деятельности нужно тщательно соблюдать нормы действующего законодательства на актуальную дату и следить за изменениями.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы