Ведение военного учета: на кого возлагается и как оплачивается
Из данной консультации вы узнаете: о требованиях к квалификации и штатной численности лиц, которые занимаются ведением военного учета; особенностях оплаты этой работы и поощрительных выплатах.
Кто ведет военный учет в учреждении
Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных утвержден постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921 (далее – Порядок № 921). Для обеспечения выполнения этого Порядка в первую очередь следует четко определиться со специалистами, на которых будет возлагаться такая обязанность.
Работник, который будет осуществлять военный учет, должен быть осведомленным в вопросах, связанных с выполнением таких особых функций, в совершенстве владеть всеми законодательными нормами, регулирующими эти вопросы. Кроме того, его дисциплина должна быть безукоризненной, чтобы работа выполнялась четко и своевременно, ведь речь может идти также об учете военнослужащих в особый период или в период военного положения.
Если на сегодняшний день в учреждении нет лица, ответственного за ведения военного учета призывников и военнообязанных, ситуацию следует немедленно исправить, соблюдая установленные в п. 10 Порядка № 921 правила определения количества «военных учетчиков».
Напомним: согласно данной норме Порядка № 921 количество лиц, ответственных за ведение военного учета, необходимо определять в зависимости от наличия на учете призывников и военнообязанных.
Так, в госорганах (например, местные госадминистрации, территориальные органы министерств, ведомств и т. п.) критерии таковы: от 500 до 1 000 призывников и военнообязанных – назначается 1 ответственный; от 1 000 до 2 000 – 2 ответственных, а на каждые следующие 1 000 – по 1 ответственному дополнительно.
В учреждениях и организациях (больница, госпиталь, институт, спортшкола, лицей, библиотека и т. п.) численность ответственных за учет лиц определяется так: при наличии на учете от 500 до 1 000 призывников и военнообязанных – 1 ответственный; от 2 000 до 4 000 – 2 ответственных; от 4 000 до 7 000 – 3 ответственных, а на каждые следующие 3 000 призывников и военнообязанных – по 1 ответственному дополнительно.
Следовательно, чтобы правильно определить общую численность указанных лиц, в первую очередь нужно четко знать численность призывников и военнообязанных, которые состоят на военном учете по состоянию на 1 января текущего года (п. 12 Порядка № 921).
Особенностью является то, что в случае наличия в таких органах местного самоуправления (далее – ОМС), как исполкомы сельских, поселковых, городских советов, а также в учреждениях и организациях двух и более лиц, ответственных за ведение военного учета, их объединяют в отдельное военно-учетное подразделение. Руководитель самостоятельно определяет, какое именно подразделение может быть создано: отдел или сектор, группа и т. п. Что касается должностных окладов работникам таких отдельных структурных подразделений, то их необходимо устанавливать на уровне должностных окладов работников кадрового подразделения.
Квалификационные требования к лицам, ответственным за ведение военного учета
Кто же должен выполнять работу по ведению военного учета? На практике чаще всего она возлагается на кадровую службу, поскольку именно специалист по кадровой работе кроме выполнения других кадровых задач ведет также этот учет. По крайней мере, это следует из положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников, Выпуск I «Профессии работников, общие для всех видов экономической деятельности», утвержденного приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336).
Согласно Справочнику № 336 в задачи и обязанности такого специалиста, как инспектор по кадрам, в частности, входит ведение учета личного состава согласно унифицированным формам первичной учетной документации.
Поскольку документы военного учета предусматривают ведение персонального учета призывников и военнообязанных по типовой форме № П-2 «Личная карточка работника», утвержденной совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.09 г. № 495/656, то и ведение учета военнообязанных специалистом по кадрам представляется абсолютно нормальным. То есть фактически военный учет относится к составляющим повседневной работы кадровика учреждения. Конечно, выполнение такой функции должно быть зафиксировано в должностной инструкции работника.
Особенности оплаты труда лиц, осуществляющих военный учет
Задачи по ведению военного учета военнообязанных возлагаются на работников, которые состоят в штате учреждения и выполняют не только функции, присущие кадровой службе. То есть учет может вести юрист, а кое-где – и работник бухгалтерской службы.
Условия оплаты труда должны определяться в соответствии с нормативными документами, действующими в учреждении, организации, ОМС или госорганах.
То есть к работникам заведений и учреждений здравоохранения, культуры, образования и т. п. применяются нормы постановления КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298) и отраслевые приказы министерств и ведомств, разработанные и изданные во исполнение данного правительственного решения.
Если речь идет о работниках ОМС, то оплата их труда должна осуществляться согласно постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
Оплата труда госслужащих осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15).
В то же время заметим, что согласно п. 11 Порядка № 921 при наличии на военном учете в госорганах, учреждениях, организациях менее 500 призывников и военнообязанных обязанности по ведению военного учета должны возлагаться на работника кадрового подразделения или службы управления персоналом. В таком случае этому работнику устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (кроме тех, кто занимает должность госслужащего).
Особенности оплаты труда лиц, ответственных за ведение военного учета, рассмотрим на примере различных практических ситуаций.
Ситуация 1
На военном учете в колледже всего состоит 528 человек, включая работников заведения и их воспитанников. Обязанности по ведению военного учета призывников и военнообязанных возложены на работника кадровой службы, на что, в частности, указано в его должностной инструкции.
То есть в данной ситуации в зависимости от числа лиц, состоящих на военном учете, в должностной инструкции работника кадровой службы должно быть зафиксировано, что на него возлагается ведение такого учета. Если до сих пор этот вопрос не упорядочен, советуем безотлагательно внести необходимые изменения в должностную инструкцию работника.
Таким образом, оплата труда по этой должности должна осуществляться исходя из норм приказа МОН от 26.09.05 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» (далее – Приказ № 557).
Важно, какую именно должность занимает работник кадрового подразделения, ответственный за ведение военного учета.
Так, согласно приложению 11 к Приказу № 557 должностной оклад:
- старшего инспектора может устанавливаться в пределах 5–6-го тарифного разряда (далее – т. р.). Например, по 6-му т. р. должностной оклад составит 2 498 грн.;
- инспектора – в диапазоне 4–5-го т. р., то есть 2 188–2 343 грн.;
- табельщика – по 4-му т. р., оклад – 2 188 грн.
Для расчета применено примечание 1 приложения 1 к Приказу № 557, согласно которому должностные оклады (тарифные ставки) рассчитываются исходя из должностного оклада работника 1-го тарифного разряда, установленного в размере прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.18 г. Согласно ст. 7 Закона от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» этот показатель ПМ составляет 1 723 грн.
Добавим: поскольку должно быть обеспечено соблюдение государственной гарантии в отношении минимального заработка работника – не меньше минимальной заработной платы, то на сегодняшний день он должен составлять не менее 3 723 грн.
Кроме того, исходя из п. 4 Приказа № 557, руководителю заведения предоставлено право устанавливать работникам другие выплаты, в частности:
- надбавки: в размере до 50 % должностного оклада – за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения), за сложность, напряженность в работе; за почетные звания; за знание и использование в работе иностранного языка;
- доплаты: в размере до 50 % должностного оклада – за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.
В пределах финансовых возможностей по решению руководителя работнику будет выплачиваться материальная помощь, включая помощь на оздоровление, а также премия.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации работнику полагается заработок, определенный в соответствии с действующими условиями оплаты труда в зависимости от должности, на которую он назначен. Каких-либо особенностей его оплаты в связи с ведением им военного учета нет. Конечно, доплата, предусмотренная п. 11 Порядка № 921, работнику не устанавливается.
Ситуация 2
Работник подразделения по кадровой работе областной больницы не выполнял функций военного учета, и это не предусматривалось его должностной инструкцией. Такая работа ему поручена. В целом учету подлежит 470 лиц. Как это оформляется документально и как определяется его заработок?
В первую очередь издается приказ руководителя больницы, согласно которому на работника возлагаются обязанности по обеспечению учета призывников и военнообязанных. Кроме того, безотлагательно готовятся изменения в должностную инструкцию по его должности, о чем также не помешает сказать в упомянутом приказе.
Заметим, что при таких обстоятельствах у работника значительно расширяется круг обязанностей по сравнению с теми, которые были возложены на него еще при приеме на работу и заключении с ним трудового договора. Поэтому работник может отказаться от выполнения функций по военному учету, и это его право.
Здесь усматриваются признаки изменения существенных условий труда. Такой вывод основывается на том, что работнику придется выполнять значительный дополнительный объем работы.
В таком случае руководитель обязан уведомить работника об изменении существенных условий труда не позднее чем за 2 месяца (ст. 32 КЗоТ). Если работник не соглашается на продолжение работы в новых условиях, то ему может быть предложено увольнение по п. 6 ст. 36 КЗоТ.
Понятное дело, работодателю по нраву оптимистичный вариант развития событий, когда работник не против ведения им военного учета, несмотря на существенную нагрузку, которая его ожидает.
Важно в данной ситуации то, что доплата за ведение военного учета работнику не будет устанавливаться, поскольку согласно общим нормам трудового законодательства непосредственно за выполнение своих обязанностей, оговоренных должностной инструкцией (в т. ч. по ведению военного учета, как в нашей ситуации), работник должен получать зарплату.
В то же время законодательство не отрицает возможность принятия руководителем решения об установлении ему, например, одной из надбавок – или за высокие достижения в труде, или за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада, которую, например, ранее он не получал. Можно в локальном документе по определению условий оплаты труда персонала больницы предусмотреть по этой должности норму, согласно которой работнику будет выплачиваться премия в большем размере, нежели другим работникам его подразделения.
Заработная плата работнику кадровой службы такого заведения здравоохранения должна рассчитываться согласно Условиям оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденным совместным приказом Минздрава и Минтруда и соцполитики от 05.10.05 г. № 308/519 (далее – Условия № 308/519). Должностной оклад инспектора по кадрам определяется согласно пп. 2.2.21 Условий № 308/519, а именно по 6-му т. р. он составляет 2 498 грн.
Прочие выплаты этому специалисту устанавливаются на общих основаниях, предусмотренных для работников бюджетной сферы Постановлением № 1298. То есть работник может получать надбавки, доплаты, материальную помощь и премию согласно Условиям № 308/519. Алгоритм выплат аналогичен установленному, например, Приказом № 557 для педагогов (его мы рассмотрели в ситуации 1).
Ситуация 3
Работнику кадрового подразделения городского совета, который ведет учет призывников и военнообязанных в количестве 136 человек, не установлена доплата за такую работу. Правильно ли это?
Работники, на которых возлагается кадровая работа, могут претендовать на установление доплаты за ведение военного учета при таких условиях:
- во-первых – это наличие на учете призывников и военнообязанных меньше чем 500 чел.;
- во-вторых, если эту работу работник выполняет за рамками задач, установленных его должностной инструкцией.
Определиться в данном вопросе должен председатель городского совета исходя из конкретных обстоятельств.
Кроме того, напомним: недавно в письме Минсоцполитики от 09.02.18 г. № 227/0/101-18/281 разъяснено следующее: если на должностное лицо кадрового подразделения или службы управления персоналом возложены дополнительные обязанности по ведению военного учета, не предусмотренные должностной инструкцией, то за их выполнение устанавливается соответствующая доплата. Если в должностной инструкции определено задание по ведению военного учета, то предусмотренная п. 11 Порядка № 921 доплата работнику не выплачивается.
Оплата труда работника городского совета осуществляется в соответствии с Постановлением № 268. Так, согласно приложению 55 к этому Постановлению для должности заведующего военно-учетным бюро (кстати, как и старшего инспектора, инспектора) этого совета должностной оклад определен в размере 2 118 грн.
Особенности, касающиеся госслужащих
Обращаем внимание, что лицам, которые занимают должности госслужбы и на которых возложена обязанность ведения военного учета, ни при каких основаниях не может быть установлена за это доплата.
Связано это с тем, что, во-первых, составляющие заработка госслужащих определены в ст. 50, 52 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Поэтому к заработку госслужащего, кроме должностного оклада, надбавки за выслугу лет, надбавки за ранг госслужащего, премии и некоторых видов выплат за дополнительную нагрузку, никакие другие выплаты не относятся.
Это подтверждается и нормами Постановления № 15, которым определяются условия оплаты труда этих должностных лиц, поскольку «военной» доплаты в данном правительственном решении нет.
Во-вторых, в п. 11 Порядка № 921 четко сказано, что доплата за ведение учета призывников и военнообязанных устанавливается работникам учреждений, организаций, за исключением госслужащих.
Поэтому, даже если госслужащий ведет учет в количестве менее 500 человек и это не предусмотрено его должностной инструкцией, упомянутая доплата ему не устанавливается.
Напомним: в условиях действия предыдущего документа, которым регулировались вопросы ведения военного учета, а именно Положения о военном учете военнообязанных и призывников, утвержденного постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377, а также до вступления в силу Закона № 889 (т. е. до 01.05.16 г.) госслужащие имели возможность получать, кроме предусмотренных действующими условиями оплаты труда выплат, также доплату за военный учет в размере до 50 % должностного оклада. Однако обычно условием для осуществления такой выплаты было наличие экономии средств фонда оплаты труда соответствующего госоргана.
Комментарии к материалу