Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Совместительство и совмещение: как считать «минималку»

13.03.2017 35854 10 4


Расчет заработной платы работников всегда был кропотливым трудом. В текущем году в связи с кардинальными изменениями трудового законодательства нужно внимательно следить за выплатой гарантированного минимального заработка. Рассмотрим, как сейчас действовать экономическим и кадровым службам, производя расчеты с работниками, оформленными на работу по совместительству, и с теми, кто работает по совмещению должностей.


Совмещение профессий (должностей)

Исходя из норм ст. 21 КЗоТ, при заключении трудового договора, который фактически является соглашением между работником и учреждением, работник обязуется выполнять определенный этим соглашением объем работ. Конкретизация круга исполняемых обязанностей должна содержаться в должностной инструкции по каждой должности, предусмотренной штатным расписанием учреждения. Работодатель, заключая трудовой договор, берет на себя обязательство выплачивать работнику заработную плату с обеспечением определенных коллективным договором учреждения условий труда. Конечно, в соглашении фиксируются полагающиеся работнику согласно трудовому законодательству размеры и условия труда.

В то же время работник, кроме выполнения по основной работе задач, возложенных на него согласно заключенному трудовому договору, вправе выполнять в том же учреждении дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (ст. 105 КЗоТ). В таком случае ему производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника согласно условиям, предусмотренным в коллективном договоре.

Кроме КЗоТ сейчас еще действуют несколько «советских» нормативных документов. В частности, как сказано в письме Минсоцполитики от 25.03.10 г. № 319/13/84-10, можно применять в части, касающейся определения понятия «совмещение профессий (должностей)», следующие документы, регулирующие упомянутые вопросы:

  • постановление Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» (далее – Постановление № 1145);
  • Инструкция по применению постановления Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», утвержденная приказом Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС от 14.05.82 г. № 53-ВЛ (далее – Инструкция № 53).

Согласно Инструкции № 53 совмещение профессий (должностей) – это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе.

Что касается доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, то они устанавливаются согласно условиям и порядку, определенным постановлением КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298), и отраслевых приказов соответствующих министерств. Доплата устанавливается в размере до 50 % должностного оклада по основной должности.

Знаем, что упомянутые виды работ допускаются в одном учреждении, заведении с согласия работника в течение установленной продолжительности рабочего времени, если это экономически оправданно и не приводит к ухудшению работы по основной должности. Предпосылкой для этого является наличие в штатном расписании вакантной должности. В случае отсутствия вакантной должности совмещение невозможно.

Выполнение работником работы на условиях совмещения оформляется приказом работодателя – обычно руководителя заведения образования, культуры, здравоохранения и т. п. В приказе определяется совмещаемая должность, условия выполнения работы по этой должности и размер доплаты к должностному окладу (тарифной ставке). Желательно также установить, на какой именно срок устанавливается указанная доплата.

Хотим предотвратить такие действия работодателя, как издание приказа о совмещении по другой профессии (должности), если по этой другой профессии (должности) установлены требования, которые работник не может соблюдать по объективным причинам. Например, рабочему по обслуживанию придомовых территорий гериатрического пансионата поручается в пределах его рабочего времени выполнять работу садовника. Однако хотя обе должности являются должностями рабочих, выполняющих малоквалифицированные работы, квалификационные требования к этим должностям разные, и может произойти так, что работу садовника работник не будет выполнять с надлежащим качеством.

Также кажется рискованным поручать повару 3-го квалификационного разряда дополнительную работу по должности повара 5-го квалификационного разряда.

Обратите внимание, что решение по конкретному размеру доплаты руководитель принимает в зависимости от сложности, характера и объема выполняемой работы. Зависит размер доплаты и от того, сколько затратит работник основного рабочего времени на ее выполнение. Руководитель вправе определиться также по поводу установления доплаты нескольким работникам в размере до 50 % должностного оклада по основной должности в пределах экономии по должностному окладу (ставке заработной платы) отсутствующего работника.

Работникам, которые занимают руководящие должности (руководители бюджетных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители), указанные виды доплат не устанавливаются.

Практически дополнительная работа выполняется благодаря уплотнению работником своего рабочего времени при выполнении функций, определенных по его основной работе. Причем выполняется работа в пределах объема рабочего времени, установленного работнику при заключении с ним трудового договора (40 ч в неделю, а некоторым категориям работников – работникам заведений образования, здравоохранения, социальной защиты, и т. п. – меньшей продолжительности).

Чем отличаются упомянутые виды работ?

Совмещение профессий (должностей) – это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности);

Расширение зоны обслуживания и увеличение объема выполняемых работ – это выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности;

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника – это замена работника, отсутствующего в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда за ним в соответствии с законодательством сохраняется рабочее место или должность.

Еще добавим, что, исходя из требований ст. 32 КЗоТ, в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда в случае продолжения работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда, включая установление совмещения профессий (или его отмену) работника следует уведомить в срок не позднее чем за 2 месяца.

Трудовое законодательство предусматривает два варианта установления совмещения профессий (должностей) с выплатой соответствующих доплат, а именно:

  • согласование этого вопроса с работником с учетом норм ст. 21 и 105 КЗоТ, Постановления № 1145 и Инструкции № 53;
  • изменение существенных условий труда по инициативе работодателя согласно нормам ч. 3 ст. 32 КЗоТ (т. е. уведомление работника заранее, за 2 месяца до изменений). В таком случае с тем работником, который не согласился впредь работать в новых условиях (совмещать профессию, должность), трудовой договор прекращается согласно п. 6 ст. 36 КЗоТ. Речь идет об увольнении работника в случае его отказа от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Особенность установления и выплаты доплаты за совмещение профессий (должностей) состоит в том, что она устанавливается работнику (или нескольким работникам одновременно) независимо от выплаты им других надбавок и доплат.

Например, младшей медсестре поликлиники (3-й тарифный разряд, должностной оклад с 01.01.17 г. – 1 888 грн.) установлена надбавка за высокие достижения в труде в размере 40 % ее должностного оклада (755,20 грн.). С изданием приказа руководителя поликлиники об осуществлении ею совмещения по должности кастелянши (1-й тарифный разряд, должностной оклад с 01.01.17 г. – 1 600 грн.) без освобождения от ее основной работы как медсестры ей устанавливается доплата в размере 50 % ее должностного оклада младшей медсестры (944 грн.). В целом ей начисляется заработная плата в размере 3 587,20 грн. (1 888,00 грн. + 755,20 грн. + 944,00 грн.).

Если работником отработан неполный месяц, доплата за совмещение профессий (должностей) начисляется согласно установленному руководителем размеру в процентах к месячной тарифной ставке или окладу по основной работе пропорционально отработанному времени.

Сохраняются за работником-совместителем, который выполняет свою основную работу в полном объеме, и льготы, которые ему полагаются за его занятость на работах с вредными условиями труда. Это, в частности, может быть дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и т. п. – причем независимо от того, установлены ли такие льготы по совмещаемой профессии (должности).

Напомним, что со вступлением в силу с 01.01.17 г. Закона от 06.12.16 г. № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774) изменены принципы определения минимальной заработной платы (далее – МЗП). Теперь в МЗП входит не только должностной оклад, но и установленные согласно действующим нормативно-правовым актам стимулирующие выплаты – доплаты, надбавки, премии и т. п.

Как мы уже сообщали (см. «Социальные гарантии государства на 2017 год утверждены», «Ответственность за трудовые правонарушения»), согласно Закону № 1774 Закон от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) дополнен ст. 31, предусматривающей, что при исчислении размера зарплаты работника для обеспечения ее минимального размера не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работы, премии к праздничным и юбилейным датам.

Размер МЗП с 01.01.17 г. составляет 3 200 грн. в месяц (ст. 7 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год»).

Важно помнить, что все виды дополнительной работы, которая поручается работнику (совмещение, увеличение объема выполняемых работ, временная замена отсутствующего сотрудника), должны выполняться только в пределах основного рабочего времени. Из этого и следует однозначный вывод: вышеупомянутые доплаты входят в расчет минимального заработка работника – 3 200 грн.

Совместительство

Вопросы работы по совместительству регулируются нормами постановления КМУ от 03.04.93 г. № 245 (далее – Постановление № 245).

Выполнение работником, кроме своей основной, другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время в том же или ином учреждении считается совместительством. Так установлено в Положении об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденном совместным приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.93 г. № 43 (далее – Приказ № 43, Положение № 43).

Постановление № 245 и Положение № 43 предусматривают возможность введения руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом ограничений на совместительство. Оно может касаться лишь работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, поскольку такая работа может негативно отразиться на состоянии здоровья работников. Ограничивается работа по совместительству и лиц, не достигших 18 лет, и беременных женщин.

В п. 2 Постановления № 245 предусмотрено, что по совместительству можно работать в течение не более чем 4 ч в день и полного рабочего дня в выходной день, причем за месяц продолжительность такой работы не может превышать половины месячной нормы рабочего времени. Запись в трудовую книжку производится работодателем только в случае, если того пожелает сам совместитель.

Согласно Постановлению № 245 и Положению № 43 не имеют права работать по совместительству руководители учреждений, их заместители, а также руководители структурных подразделений и их заместители.

Оплата труда совместителей производится за фактически выполненную работу.

Обращаем внимание, что Приказом № 43 утвержден также Перечень работ, которые не считаются совместительством. В частности, к совместительству не относится: техническая, медицинская, бухгалтерская экспертиза с разовой оплатой труда; педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более чем 240 ч в год; выполнение обязанностей, за которые установлена доплата к окладу (ставке).

Оформление на работу производится с обязательным предъявлением работником работодателю паспорта, а в случае необходимости – и документа о соответствующем образовании, если работа требует от работника специальных знаний. Запись в трудовую книжку делается работодателем только в случае, если того пожелает сам совместитель.

Работодатель должен определиться, какая именно работа для работника является основной, а какая – совместительством. Так, в случае увольнения с основной работы работника, который работает по совместительству, работа по совместительству может стать основным местом его работы. Основной следует считать ту должность, по которой работником выполняется наибольший по сравнению с другими должностями объем работ.

Важно помнить: поскольку с работником-совместителем заключается отдельный трудовой договор, учет рабочего времени и начисление заработной платы должно осуществляться по каждому трудовому договору отдельно.

Из этого следует, что работнику, оформленному на работу по совместительству, расчет размера заработка производится отдельно по каждой занимаемой им должности – то ли на полную ставку, то ли на 0,5 ставки, или 0,25 и т. п. В таком случае с 01.01.17 г. ему гарантируется государством минимальный заработок пропорционально отработанному им времени.

Например, учителю гимназии I категории установлен 11-й тарифный разряд, то есть его должностной оклад с 01.01.17 г. – 3 152 грн. Также он оформлен как совместитель на 0,5 должности ассистента учителя школы с инклюзивным обучением по 9-му тарифному разряду, должностной оклад – 2 768 грн. Если ему не установлены стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии), заработок его должен начисляться так:

  • по основной должности учителя гимназии:

3 152 грн. (должностной оклад) +
+ 48 грн. (доплата до МЗП) = 3 200 грн.;

  • по должности по совместительству:

1 384 грн. (должностной оклад на 0,5 должности) +
+ 216 грн. (доплата до МЗП пропорционально
отработанному времени) = 1 600 грн.

Итого его заработок составит 4 800 грн.

В условиях действия новых законодательных норм по определению гарантированного минимального заработка работодателю следует тщательно отслеживать корректность оформления трудовых договоров с работниками, во избежание нарушений по включению или невключению в МЗП определенных составляющих заработка. Так, доплата работнику на работе по совмещению профессий (должностей) или выполнению обязанностей временно отсутствующего работника входит в МЗП. Работнику-совместителю гарантированный минимальный заработок следует рассчитывать по каждой должности отдельно, пропорционально отработанному им рабочему времени.

Ниже приведем образцы заявлений работников и приказов руководителей по оформлению совмещения профессий (должностей) и работе по совместительству.

Образец 1

Главному врачу районной больницы № 2

медицинской сестры операционного отделения

Заявление
о выполнении дополнительной работы по вакантной
должности в порядке совмещения профессий

Согласна на выполнение без освобождения меня от основной работы, обусловленной трудовым договором и должностной инструкцией, дополнительной работы по вакантной должности медицинской сестры перевязочного отделения с доплатой 50 % должностного оклада по этой должности в порядке совмещения профессий с 01.03.17 г.

24.02.17 г.    (подпись)    О. С. Вербицкая

Не возражаю против совмещения медицинской сестрой операционного отделения Вербицкой О. С. должности медицинской сестры перевязочного отделения с 01.03.17 г.

Заведующий операционным отделением (подпись)

24.02.17 г.

Образец 2

Главному врачу районной больницы № 2

бухгалтера по учету основных средств

Заявление
о выполнении дополнительной работы
в порядке расширения зоны обслуживания

Согласна на выполнение без освобождения от моей основной работы дополнительной работы в порядке расширения зоны обслуживания работы бухгалтера с доплатой 50 % по вакантной должности бухгалтера по учету запасов с 01.03.17 г.

24.02.17 г.            (подпись)    М. И. Марко

Не возражаю против расширения зоны обслуживания бухгалтером по учету основных средств Марко М. И.

Руководитель группы учета    (подпись)    С. П. Полевая

Образец 3

Докладная записка
по обоснованию выполнения работы по расширению зоны
обслуживания бухгалтером по учету основных средств Марко М. И.

Должность бухгалтера по учету запасов является вакантной в течение более чем одного месяца. Для обеспечения достоверного и своевременного учета запасов с учетом требований законодательства за счет экономии заработной платы по этой должности предлагается производить доплату другому бухгалтеру, который будет проводить все бухгалтерские операции по своей должности и должности бухгалтера по учету запасов.

Руководитель группы учета    (подпись)    С. П. Полевая

Образец 4

Приказ
от 28.02.17 г. № 18-к

О выполнении дополнительной работы по вакантной должности с согласия работника

Поручить:

  • Вербицкой О. С., медицинской сестре операционного отделения, с ее согласия, выполнение без освобождения ее от основной работы, дополнительной работы с доплатой 50 % по вакантной должности медицинской сестры перевязочного отделения с доплатой 50 % должностного оклада по этой должности в порядке совмещения профессий с 01.03.17 г.

Основания: ст. 105 КЗоТ; коллективный договор районной больницы № 2 на 2017 год; штатное расписание на 2017 год; заявление Вербицкой О. С.; докладная записка руководителя группы учета Полевой С. П.

<...>

Образец 5

Докладная записка
с предложением введения совмещения должностей

24.02.17 г.

Для оптимизации численности рабочих больницы предлагается ввести на рабочем месте кухонного рабочего совмещение должности мойщика посуды.

Заведующий хозяйственной частью больницы    (подпись)    В. А. Дзюбенко

Образец 6

Приказ
от 28.02.17 г. № 19-к

О введении совмещения

Исходя из производственных возможностей пищеблока районной больницы № 2, на рабочем месте кухонного рабочего совмещать должность мойщика посуды, которая является вакантной, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. В связи с изменением в организации производства и труда ввести на рабочем месте кухонного рабочего совмещение должности мойщика посуды.

2. Кухонному рабочему Пантелееву С. Я. изменить существенные условия труда, поручив ему не ранее чем через 2 месяца после предупреждения выполнение без освобождения его от основной работы дополнительной работы по вакантной должности мойщика посуды в порядке совмещения профессий.

3. Кадровой службе больницы предупредить Пантелеева С. Я. в двухдневный срок под его подпись о введении на его рабочем месте совмещения должности мойщика посуды.

Основания: ст. 32, 105 КЗоТ; коллективный договор районной больницы № 2; штатное расписание на 2017 год; докладная записка заведующего хозяйственной частью больницы Дзюбенко В. А.

С приказом ознакомлен:

кухонный рабочий    (подпись)    С. Я. Пантелеев

Дата

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 10

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы