Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Профтехобразование для лиц с особыми потребностями: новации законодательства

13.12.2018 2238 0 1


В последнее время государство немалое внимание уделяет лицам с особыми образовательными потребностями (далее – лица с ООП). Рассмотрим, что произошло в сфере обучения данной категории граждан в заведениях профтехобразования.


Лиц каких категорий касаются образовательные новации

Существенные изменения в получении гражданами образования в учебных заведениях всех уровней предусмотрены Законом от 05.09.17 г. № 2145-VІІІ «Об образовании» (далее – Закон № 2145), вступившим в силу с 28.09.17 г. Этим документом выделен процесс получения знаний лицами с ООП, в частности как он должен организовываться в заведениях образования.

Исходя из положений Закона № 2145, образование должно обеспечивать всестороннее развитие человека как личности, его талантов, умений, способности действовать на пользу другим людям и обществу. Качественное образование должно быть доступно также лицам с ООП.

В соответствии с определением ст. 1 Закона № 2145 лицами с ООП считаются те, кто нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе в целях обеспечения их права на образование. Важно, что категории лиц с ООП должны быть определены актами Кабмина (ч. 8 ст. 19 Закона № 2145).

На сегодняшний день проект решения Кабмина по данному вопросу подготовлен и прорабатывается в установленном порядке.

Согласно этому проекту к категориям лиц с ООП, в частности, относятся:

  • лица с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, болезнями нервной системы;
  • задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, сложными нарушениями речи (в т. ч. с дислексией);
  • прочими сложными нарушениями развития (в т. ч. с расстройствами спектра аутизма);
  • граждане, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах;
  • те, кто проживает на временно оккупированной территории;
  • дети-беженцы и дети, нуждающиеся в дополнительной и временной защите;
  • лица с особыми языковыми образовательными потребностями (в частности, получающие образование на языке коренных народов) и т. п.

Реализация новых законодательных норм

К получателям образования в профессиональных и профессионально-технических заведениях применяются положения Закона от 10.02.98 г. № 103/98-ВР «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании» (далее – Закон № 103).

Для конкретизации и упорядочения образовательных норм в отношении лиц с ООП, которые обучаются в профтехзаведениях, Законом от 06.09.18 г. № 2541-VІІІ (далее – Закон № 2541) внесены, в частности, изменения в Закон № 103 и сделан акцент на обеспечении права получения профтехобразования этими лицами. Речь идет о том, что у этих лиц будут формироваться и развиваться профессиональные компетентности, которые им понадобятся для работы по определенной профессии в соответствующей отрасли с обеспечением перспектив карьерного роста в течение жизни.

Для наглядности покажем в таблице, что изменено в Законе № 103 со вступлением в силу с 13.10.18 г. Закона № 2541:

Норма Закона № 103

Суть изменений в Законе № 103

1

2

Статья 3

После дополнения этой статьи новой нормой (ч. 8) к инклюзивному профтехобучению относится система образовательных услуг для получения профессии или профессиональных навыков лицами с ООП, гарантированных государством

Статья 5

После дополнения этой статьи новой частью государством создаются условия для получения образования лицами с ООП с учетом их потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также устраняются факторы, препятствующие потребностям этих лиц в сфере образования

Статья 8

Абзац шестой ч. 1 этой статьи дополнен нормой, а именно расширены полномочия министерств, ведомств, которым подчинены профтехзаведения: ими должна осуществляться также организация и контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов по социальной защите лиц с ООП

Статья 9

Часть 1 дополнена нормой, расширяющей круг полномочий Совета Министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций в области управления профтехобразованием. То есть эти органы должны обеспечить обучение, профессиональную подготовку или переподготовку лиц с ООП с применением видов и форм получения образования, которые учитывают их потребности и индивидуальные возможности. Кроме того, на них возлагается осуществление в пределах своих полномочий контроля за трудоустройством выпускников заведений профтехобразования, подготовка которых проводилась по государственному и/или региональному заказу

Организация обучения лиц с ООП

Знаем, что ст. 20 Закона № 2145 предусмотрена возможность создания инклюзивных и/или специальных групп в заведениях образования для обучения лиц с ООП, в которых создаются условия для обучения согласно индивидуальным программам развития и с учетом индивидуальных потребностей и возможностей таких лиц.

С учетом этих общеобразовательных подходов конкретизированы и нормы ст. 12 Закона № 103, которая теперь предусматривает еще одну форму профтехобразования, а именно: эти заведения могут в своем составе создавать инклюзивные группы для обучения лиц с ООП.

Прием таких лиц на обучение в заведение профессионального (профессионально-технического) образования (конечно, если им не противопоказано обучение по выбранному направлению (специальности) будет проводиться вне конкурса в случае сдачи лицами вступительных экзаменов (измененная ст. 14 Закона № 103).

Важно, что теперь законодательно установлено (ст. 16 Закона № 103), что лицу с ООП при условии овладения им курсом профтехобучения в заведении первого аттестационного уровня и успешного прохождения квалификационной аттестации должен быть присвоен образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по полученной профессии соответствующего разряда. Подтверждением этому будет выданное свидетельство о присвоении квалификации рабочего.

Оборудование помещений в соответствии с потребностями получателей образования

Исходя из специфики процесса обучения лиц с ООП, здания, сооружения и помещения заведений образования следует приспособить к потребностям этих лиц. Поэтому в ст. 17 Закона № 103 предусмотрено, что они должны отвечать требованиям доступности согласно государственным строительным нормам и стандартам, в том числе для лиц с ООП.

Добавим, что речь идет, в частности, о следующих документах:

  • ДБН В.2.2-17:2006. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденные приказом Минстройархитектуры от 02.11.06 г. № 362;
  • ДСТУ-Н Б В.2.2-31:2011. Руководство по обустройству зданий и сооружений гражданского назначения элементами доступности для лиц с нарушениями зрения и слуха, принятый приказом Минрегионразвития от 30.12.11 г. № 418;
  • ДСТУ Б ISO 21542:2013. Здания и сооружения. Доступность и удобство использования построенной жизненной среды», утвержденный приказом Минрегионстроя от 03.10.13 г. № 481.

Полномочия заведений по организации учебного процесса

Расширен круг полномочий и направлений, установленных для заведений профтехобразования. Теперь эти заведения должны формировать вместе с органами управления профтехобразованием планы приема учащихся, слушателей с учетом государственного и регионального заказа, потребностей рынка труда и потребностей граждан в образовании, а также заказов предприятий, учреждений, организаций. Ранее такие планы формировались только на основании госзаказа.

Кроме того, в соответствии со ст. 22 Закона № 103 заведения профтехобразования должны организовывать питание получателей образования, включая лиц с ООП, чего раньше не было.

Выделена норма, в соответствии с которой руководитель профтехзаведения должен создать инклюзивные группы для обучения лиц с ООП, если основанием для этого является письменное обращение лица с ООП, его родителей или законных представителей.

Обращаем внимание: речь идет о руководителе государственного заведения образования. Согласно ст. 24 Закона № 103 он назначается на должность по результатам конкурса. С этим руководителем министерство, которому подчиняется профтехзаведение, заключает контракт.

Руководителей заведений коммунальной или других форм собственности указанные положения законодательства не касаются. То есть если, например, профтехзаведение находится в ведении соответствующего совета или объединенной территориальной громады, то полномочия в части создания в заведении инклюзивных групп должны быть зафиксированы в локальном положении о таком заведении.

Права и гарантии лиц с ООП

Согласно изменениям в Законе № 103 расширены права получателей образования. В частности, они, включая лиц с ООП, имеют право обучаться профессии по индивидуальной программе.

Известно, что получатели образования профтехзаведений пользуются правом льготного проезда к месту обучения и домой. Порядок предоставления таких льгот и их размеры должны определять органы местного самоуправления, предусмотрев на это расходы в соответствующих местных бюджетах.

Обновленная ст. 37 Закона № 103 предусматривает следующее: если у лиц с ООП возникает потребность в подвозе к заведению образования и в обратном направлении, то они имеют право реализовать ее за счет средств местных бюджетов. В то же время необходимо обеспечить также доступность соответствующего вида транспорта (например, автобуса) для лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и прочих маломобильных групп населения.

Что касается гарантий, то согласно ст. 38 Закона № 103 выпускникам профтехзаведений, обучавшихся не только по государственному, но и (отныне) по региональному заказу, государство гарантирует предоставление первого рабочего места по полученной профессии. Это касается и лиц с ООП.

В числе гарантий в области профтехобразования теперь лица с ООП имеют право на особую соцзащиту до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Напомним: аналогичные гарантии предоставляются, в частности, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, пострадавшим от аварии на ЧАЭС лицам и т. п. (ст. 41 Закона № 103).

Соблюдаются ли эти нормы, выяснит Государственная инспекция учебных заведений при проверке заведения профтехобразования. По крайней мере, так предусмотрено приказом МОН от 20.05.13 г. № 560.

Социальная защита лиц с ООП

Согласно ст. 42 Закона № 103 теперь не только лицам с инвалидностью, но и лицам с ООП государство гарантирует образование на уровне, соответствующем их способностям и возможностям. Они при прочих равных условиях имеют преимущественное право на зачисление в заведения профтехобразования. Напомним: ранее нормы ст. 42 Закона № 103 касались социальной защиты лиц с инвалидностью.

Важно, что согласно измененной ст. 42 Закона № 103 профподготовка и переподготовка лиц с ООП будет осуществляться за счет средств не только государства, но и местных бюджетов в пределах объемов государственного и регионального заказа с учетом медицинских показаний и противопоказаний для дальнейшей трудовой деятельности. Как и ранее, формы и методы профподготовки будут выбираться согласно заключениям специалистов МСЭК.

Как и для лиц с инвалидностью, для лиц с ООП наряду с традиционными могут применяться альтернативные формы обучения.

Предусмотрено, что профподготовка или переподготовка лиц с ООП будет проводиться за счет средств образовательных субвенций, государственного и местных бюджетов, других, не запрещенных законодательством, источников.

Внимание! Лицам с ООП пенсия и стипендия в период обучения будет выплачиваться в полном объеме. Ранее это не предусматривалось.

Еще одна преференция касается детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которые должны обеспечиваться средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабмином.

Расширен круг должностей педработников

А сейчас – о новациях для работников заведения профтехобразования.

Прежде всего заметим, что согласно ст. 45 Закона № 103 к должностям педработников этих заведений теперь относится еще и ассистент мастера производственного обучения и ассистент преподавателя.

Исходя из этого требует соответствующих изменений Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Также лица, занимающие вышеупомянутые должности, должны будут проходить аттестацию на условиях и в порядке, предусмотренным Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН от 06.10.10 г. № 930.

В соответствии с обновленной ст. 28 Закона № 103 рабочее время согласно объему учебной нагрузки и внеурочной учебно-методической, организационной и воспитательной работы с получателями образования будет определяться и по должностям ассистента мастера производственного обучения, ассистента преподавателя. Ранее это касалось только должностей преподавателя, педагога профессионального обучения, мастера производственного обучения, инструктора производственного обучения профтехзаведения.

Важно, что оплата этой работы будет входить в составляющие системы оплаты учебной работы также по вышеупомянутым должностям.

И в завершение добавим: теперь согласно ст. 50 Закона № 103 финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц с ООП будет осуществляться в порядке, утвержденном Кабмином.

Итак, ждем принятия ряда правительственных решений, которые обеспечат функционирование и деятельность заведений профтехобразования согласно измененным нормам Закона № 103.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы