Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Профтехобразование для лиц с особыми потребностями: новации законодательства

13.12.2018

В последнее время государство немалое внимание уделяет лицам с особыми образовательными потребностями (далее – лица с ООП). Рассмотрим, что произошло в сфере обучения данной категории граждан в заведениях профтехобразования.


Лиц каких категорий касаются образовательные новации

Существенные изменения в получении гражданами образования в учебных заведениях всех уровней предусмотрены Законом от 05.09.17 г. № 2145-VІІІ «Об образовании» (далее – Закон № 2145), вступившим в силу с 28.09.17 г. Этим документом выделен процесс получения знаний лицами с ООП, в частности как он должен организовываться в заведениях образования.

Исходя из положений Закона № 2145, образование должно обеспечивать всестороннее развитие человека как личности, его талантов, умений, способности действовать на пользу другим людям и обществу. Качественное образование должно быть доступно также лицам с ООП.

В соответствии с определением ст. 1 Закона № 2145 лицами с ООП считаются те, кто нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе в целях обеспечения их права на образование. Важно, что категории лиц с ООП должны быть определены актами Кабмина (ч. 8 ст. 19 Закона № 2145).

На сегодняшний день проект решения Кабмина по данному вопросу подготовлен и прорабатывается в установленном порядке.

Согласно этому проекту к категориям лиц с ООП, в частности, относятся:

  • лица с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, болезнями нервной системы;
  • задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, сложными нарушениями речи (в т. ч. с дислексией);
  • прочими сложными нарушениями развития (в т. ч. с расстройствами спектра аутизма);
  • граждане, оказавшиеся в сложных жизненных обстоятельствах;
  • те, кто проживает на временно оккупированной территории;
  • дети-беженцы и дети, нуждающиеся в дополнительной и временной защите;
  • лица с особыми языковыми образовательными потребностями (в частности, получающие образование на языке коренных народов) и т. п.

Реализация новых законодательных норм

К получателям образования в профессиональных и профессионально-технических заведениях применяются положения Закона от 10.02.98 г. № 103/98-ВР «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании» (далее – Закон № 103).

Для конкретизации и упорядочения образовательных норм в отношении лиц с ООП, которые обучаются в профтехзаведениях, Законом от 06.09.18 г. № 2541-VІІІ (далее – Закон № 2541) внесены, в частности, изменения в Закон № 103 и сделан акцент на обеспечении права получения профтехобразования этими лицами. Речь идет о том, что у этих лиц будут формироваться и развиваться профессиональные компетентности, которые им понадобятся для работы по определенной профессии в соответствующей отрасли с обеспечением перспектив карьерного роста в течение жизни.

Для наглядности покажем в таблице, что изменено в Законе № 103 со вступлением в силу с 13.10.18 г. Закона № 2541:

Норма Закона № 103

Суть изменений в Законе № 103

1

2

Статья 3

После дополнения этой статьи новой нормой (ч. 8) к инклюзивному профтехобучению относится система образовательных услуг для получения профессии или профессиональных навыков лицами с ООП, гарантированных государством

Статья 5

После дополнения этой статьи новой частью государством создаются условия для получения образования лицами с ООП с учетом их потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также устраняются факторы, препятствующие потребностям этих лиц в сфере образования

Статья 8

Абзац шестой ч. 1 этой статьи дополнен нормой, а именно расширены полномочия министерств, ведомств, которым подчинены профтехзаведения: ими должна осуществляться также организация и контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов по социальной защите лиц с ООП

Статья 9

Часть 1 дополнена нормой, расширяющей круг полномочий Совета Министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций в области управления профтехобразованием. То есть эти органы должны обеспечить обучение, профессиональную подготовку или переподготовку лиц с ООП с применением видов и форм получения образования, которые учитывают их потребности и индивидуальные возможности. Кроме того, на них возлагается осуществление в пределах своих полномочий контроля за трудоустройством выпускников заведений профтехобразования, подготовка которых проводилась по государственному и/или региональному заказу

Организация обучения лиц с ООП

Знаем, что ст. 20 Закона № 2145 предусмотрена возможность создания инклюзивных и/или специальных групп в заведениях образования для обучения лиц с ООП, в которых создаются условия для обучения согласно индивидуальным программам развития и с учетом индивидуальных потребностей и возможностей таких лиц.

С учетом этих общеобразовательных подходов конкретизированы и нормы ст. 12 Закона № 103, которая теперь предусматривает еще одну форму профтехобразования, а именно: эти заведения могут в своем составе создавать инклюзивные группы для обучения лиц с ООП.

Прием таких лиц на обучение в заведение профессионального (профессионально-технического) образования (конечно, если им не противопоказано обучение по выбранному направлению (специальности) будет проводиться вне конкурса в случае сдачи лицами вступительных экзаменов (измененная ст. 14 Закона № 103).

Важно, что теперь законодательно установлено (ст. 16 Закона № 103), что лицу с ООП при условии овладения им курсом профтехобучения в заведении первого аттестационного уровня и успешного прохождения квалификационной аттестации должен быть присвоен образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по полученной профессии соответствующего разряда. Подтверждением этому будет выданное свидетельство о присвоении квалификации рабочего.

Оборудование помещений в соответствии с потребностями получателей образования

Исходя из специфики процесса обучения лиц с ООП, здания, сооружения и помещения заведений образования следует приспособить к потребностям этих лиц. Поэтому в ст. 17 Закона № 103 предусмотрено, что они должны отвечать требованиям доступности согласно государственным строительным нормам и стандартам, в том числе для лиц с ООП.

Добавим, что речь идет, в частности, о следующих документах:

  • ДБН В.2.2-17:2006. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденные приказом Минстройархитектуры от 02.11.06 г. № 362;
  • ДСТУ-Н Б В.2.2-31:2011. Руководство по обустройству зданий и сооружений гражданского назначения элементами доступности для лиц с нарушениями зрения и слуха, принятый приказом Минрегионразвития от 30.12.11 г. № 418;
  • ДСТУ Б ISO 21542:2013. Здания и сооружения. Доступность и удобство использования построенной жизненной среды», утвержденный приказом Минрегионстроя от 03.10.13 г. № 481.

Полномочия заведений по организации учебного процесса

Расширен круг полномочий и направлений, установленных для заведений профтехобразования. Теперь эти заведения должны формировать вместе с органами управления профтехобразованием планы приема учащихся, слушателей с учетом государственного и регионального заказа, потребностей рынка труда и потребностей граждан в образовании, а также заказов предприятий, учреждений, организаций. Ранее такие планы формировались только на основании госзаказа.

Кроме того, в соответствии со ст. 22 Закона № 103 заведения профтехобразования должны организовывать питание получателей образования, включая лиц с ООП, чего раньше не было.

Выделена норма, в соответствии с которой руководитель профтехзаведения должен создать инклюзивные группы для обучения лиц с ООП, если основанием для этого является письменное обращение лица с ООП, его родителей или законных представителей.

Обращаем внимание: речь идет о руководителе государственного заведения образования. Согласно ст. 24 Закона № 103 он назначается на должность по результатам конкурса. С этим руководителем министерство, которому подчиняется профтехзаведение, заключает контракт.

Руководителей заведений коммунальной или других форм собственности указанные положения законодательства не касаются. То есть если, например, профтехзаведение находится в ведении соответствующего совета или объединенной территориальной громады, то полномочия в части создания в заведении инклюзивных групп должны быть зафиксированы в локальном положении о таком заведении.

Права и гарантии лиц с ООП

Согласно изменениям в Законе № 103 расширены права получателей образования. В частности, они, включая лиц с ООП, имеют право обучаться профессии по индивидуальной программе.

Известно, что получатели образования профтехзаведений пользуются правом льготного проезда к месту обучения и домой. Порядок предоставления таких льгот и их размеры должны определять органы местного самоуправления, предусмотрев на это расходы в соответствующих местных бюджетах.

Обновленная ст. 37 Закона № 103 предусматривает следующее: если у лиц с ООП возникает потребность в подвозе к заведению образования и в обратном направлении, то они имеют право реализовать ее за счет средств местных бюджетов. В то же время необходимо обеспечить также доступность соответствующего вида транспорта (например, автобуса) для лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и прочих маломобильных групп населения.

Что касается гарантий, то согласно ст. 38 Закона № 103 выпускникам профтехзаведений, обучавшихся не только по государственному, но и (отныне) по региональному заказу, государство гарантирует предоставление первого рабочего места по полученной профессии. Это касается и лиц с ООП.

В числе гарантий в области профтехобразования теперь лица с ООП имеют право на особую соцзащиту до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста. Напомним: аналогичные гарантии предоставляются, в частности, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, пострадавшим от аварии на ЧАЭС лицам и т. п. (ст. 41 Закона № 103).

Соблюдаются ли эти нормы, выяснит Государственная инспекция учебных заведений при проверке заведения профтехобразования. По крайней мере, так предусмотрено приказом МОН от 20.05.13 г. № 560.

Социальная защита лиц с ООП

Согласно ст. 42 Закона № 103 теперь не только лицам с инвалидностью, но и лицам с ООП государство гарантирует образование на уровне, соответствующем их способностям и возможностям. Они при прочих равных условиях имеют преимущественное право на зачисление в заведения профтехобразования. Напомним: ранее нормы ст. 42 Закона № 103 касались социальной защиты лиц с инвалидностью.

Важно, что согласно измененной ст. 42 Закона № 103 профподготовка и переподготовка лиц с ООП будет осуществляться за счет средств не только государства, но и местных бюджетов в пределах объемов государственного и регионального заказа с учетом медицинских показаний и противопоказаний для дальнейшей трудовой деятельности. Как и ранее, формы и методы профподготовки будут выбираться согласно заключениям специалистов МСЭК.

Как и для лиц с инвалидностью, для лиц с ООП наряду с традиционными могут применяться альтернативные формы обучения.

Предусмотрено, что профподготовка или переподготовка лиц с ООП будет проводиться за счет средств образовательных субвенций, государственного и местных бюджетов, других, не запрещенных законодательством, источников.

Внимание! Лицам с ООП пенсия и стипендия в период обучения будет выплачиваться в полном объеме. Ранее это не предусматривалось.

Еще одна преференция касается детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которые должны обеспечиваться средствами индивидуальной коррекции в порядке, установленном Кабмином.

Расширен круг должностей педработников

А сейчас – о новациях для работников заведения профтехобразования.

Прежде всего заметим, что согласно ст. 45 Закона № 103 к должностям педработников этих заведений теперь относится еще и ассистент мастера производственного обучения и ассистент преподавателя.

Исходя из этого требует соответствующих изменений Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Также лица, занимающие вышеупомянутые должности, должны будут проходить аттестацию на условиях и в порядке, предусмотренным Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН от 06.10.10 г. № 930.

В соответствии с обновленной ст. 28 Закона № 103 рабочее время согласно объему учебной нагрузки и внеурочной учебно-методической, организационной и воспитательной работы с получателями образования будет определяться и по должностям ассистента мастера производственного обучения, ассистента преподавателя. Ранее это касалось только должностей преподавателя, педагога профессионального обучения, мастера производственного обучения, инструктора производственного обучения профтехзаведения.

Важно, что оплата этой работы будет входить в составляющие системы оплаты учебной работы также по вышеупомянутым должностям.

И в завершение добавим: теперь согласно ст. 50 Закона № 103 финансирование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц с ООП будет осуществляться в порядке, утвержденном Кабмином.

Итак, ждем принятия ряда правительственных решений, которые обеспечат функционирование и деятельность заведений профтехобразования согласно измененным нормам Закона № 103.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
02.09.2025
Заполняем новую форму списков персонального воинского учета
В статье подробно разъясняем, как заполнять обновленную форму списков персонального воинского учета, и приводим образец заполненного списка. Постановлением КМУ от 30.07.2025 № 916 были внесены изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвер...
01.09.2025
Выплачивать ли работнице компенсацию за дополнительный отпуск на детей за те годы, когда она не работала?
Рассмотрена ситуация, касающаяся выплаты компенсации за дополнительный отпуск на детей работнице, которая после пребывания в декретном отпуске увольняется. Практическая ситуация В 2022 году на работу принята работница, которая через несколько недель пошла в отпуск по беременности и родам, а затем &...
05.08.2025
Работнику, который болеет, больничные начислят в следующем месяце: что в приложении Д1 к Налоговому расчету?
Рассмотрены некоторые особенности отражения больничных в приложении Д1 к Налоговому расчету.  Вопросы – ответы Как отражать больничные в приложении Д1 к Налоговому расчету? Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) ...
Лучшие материалы