Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Повышение окладов не с начала месяца: что с индексацией


Из данной статьи вы узнаете: как определить размер индексации доходов, если оклады повысились не с начала месяца.


Законодательная база

Правила индексации доходов работников установлены Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). В частности, в п. 5 данного документа изложен алгоритм действий работодателя в случае повышения окладов. Рассмотрим его, учитывая повышение окладов в органах местного самоуправления с 26.05.17 г. (согласно постановлению КМУ от 24.05.17 г. № 353).

Начнем с абзаца первого п. 5 Порядка № 1078. Так, в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %. Это значит, что для определения суммы индексации должностным лицам местного самоуправления ИПЦ мая этого года должен быть принят за 1 или 100 %.

Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 1078 исчисление ИПЦ для проведения дальнейшей индексации производится с месяца, следующего за месяцем повышения указанных денежных доходов населения. Следовательно, расчет нарастающим итогом ИПЦ для определения права на индексацию после повышения должен начаться в нашем случае с индекса июня 2017 года.

Согласно нормам абзацев третьего и четвертого п. 5 Порядка № 1078 индексация в месяце повышения окладов не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, сложившуюся в месяце повышения дохода. Если же размер повышения денежного дохода не превышает суммы индексации, сложившейся в месяце повышения дохода, то сумма индексации в этом месяце исчисляется как разница между суммой индексации и размером повышения дохода.

Таким образом, если общий размер повышения дохода, включая сумму повышения оклада и других постоянных составляющих зарплаты, превысит месячную сумму индексации, на которую работник имел бы право без учета повышения зарплаты, право на индексацию в дальнейшем он теряет. Если же размер повышения денежного дохода не превышает суммы индексации, которая сложилась бы в месяце повышения дохода, то сумма индексации в этом месяце определяется как разница между суммой индексации и размером повышения дохода.

В таком случае для сравнения берется как сумма возможной текущей индексации (если права на остаточную сумму индексации уже нет), так и общая сумма возможной индексации, включая текущую и остаточную сумму индексации, если право на последнюю сохранилось.

В то же время изложенные выше правила должны быть применены с учетом нормы абзаца седьмого п. 4 Порядка № 1078, а именно: если лицо работает неполное рабочее время, то сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени.

Следовательно, сначала мы должны определить сумму индексации за период работы в мае по окладам до повышения. Для этого сумму индексации следует определить исходя из расчета отработанного в таких условиях полного рабочего времени (полного рабочего месяца с установленной нормой – 20 р. д.), а затем результат откорректировать пропорционально отработанному времени (16 р. д.).

Далее за период работы в мае в условиях повышения оклада так же определяем сумму индексации исходя из расчета полного рабочего времени (полного рабочего месяца с установленной нормой – 20 р. д.), после чего корректируем результат пропорционально отработанному времени (4 р. д.).

Практика применения

Рассмотрим на конкретных примерах, как применить изложенные выше правила

Пример 1
Должностной оклад секретаря сельского совета с 26.05.17 г. повышен с 2 575 грн. до 4 500 грн. Предыдущее повышение оклада произошло 01.12.15 г., в результате чего право на индексацию было утрачено. За стаж работы в органах местного самоуправления работнику установлена надбавка за выслугу лет в размере 15 %.

Если бы оклад повысился с 01.05.17 г., то за полностью отработанный месяц зарплата специалиста увеличилась бы на 2 213,75 грн. [(4 500 грн. – 2 575 грн.) х 1,15].

Для сравнения: если бы повышение окладов не состоялось, секретарь имел бы право на месячную сумму индексации доходов мая в пределах 229,02 грн. или исходя из 13,6 % для месяца повышения доходов – декабря 2015 года. Поскольку величина роста дохода превышает сумму возможной индексации, право на индексацию такой работник теряет. Но такой «приговор» распространяется лишь на заработную плату, начисленную по новым условиям оплаты труда с 26.05.17 г. до 31.05.17 г.

Что касается периода работы с 01.05.17 г. по 25.05.17 г. включительно, то сумму индексации доходов за это время определяем таким образом:

(229,02 грн. : 20 р. д.) х 16 р. д. = 183,22 грн.

Расчеты ИПЦ нарастающим итогом в отношении возникновения права на текущую индексацию в дальнейшем начнутся с индекса июня, то есть месяца, следующего за месяцем повышения окладов. Право на индексацию возникнет, если по результатам расчетов будет превышен порог индексации 103 %. Следовательно, индексация доходов июня в таком случае проводится.

Пример 2
Должностной оклад специалиста сельского совета с 26.05.17 г. повышен с 1 723 грн. до 2 000 грн. Предыдущее повышение оклада состоялось 01.12.15 г., по результатам которого у работника появилось право на остаточную сумму индексации – 300 грн. За стаж работы в органах местного самоуправления ему установлена надбавка за выслугу лет в размере 15 %.

Если бы оклад повысился с 01.05.17 г., то за полностью отработанный месяц зарплата специалиста увеличилась бы на 318,55 грн. [(2 000 грн. – 1 723 грн.) х 1,15].

Для сравнения: если бы повышение окладов не произошло, специалист имел бы право на месячную общую сумму индексации доходов мая в размере 529,02 грн. (300,00 грн. + 229,02 грн., где 300 грн. – остаточная сумма индексации, 229,02 грн. – текущая сумма индексации, рассчитанная исходя из 17,8 % для месяца повышения доходов – декабря 2015 года).

Если сравнить размер повышения дохода и сумму индексации, то получится, что у специалиста право на остаточную индексацию не исчезло, но уменьшилось до 210,47 грн. (529,02 грн. – 318,55 грн.).

Поскольку исчисление проведено в расчете на полный рабочий месяц, откорректируем остаточную сумму индексации пропорционально отработанному времени в новых условиях. Итак, за период работы с 26.05.17 г. по 31.05.17 г. включительно специалисту должна быть начислена остаточная индексация в сумме 42,09 грн. [(210,47 грн. : 20 р. д.) х 4 р. д.].

За период с 01.05.17 г. по 25.05.17 г. включительно сумма индексации будет определена так:

(529,02 грн. : 20 р. д.) х 16 р. д. = 423,22 грн.

Общая сумма индексации за май составит 465,31 грн. (42,09 грн. + 423,22 грн.).

В следующих месяцах, начиная с июня 2017 года, специалист ежемесячно будет иметь право на получение остаточной суммы индексации в размере 210,47 грн. Право на текущую индексацию, как и для примера 1, возникнет в случае превышения по расчетам ИПЦ, которые начнутся с индекса июня этого года, порога индексации 103 %. Тогда текущая индексация будет выплачиваться дополнительно к остаточной.

Читайте также: «Порядок проведения индексации в июне»

Комментарии к материалу
Всего комментариев 4
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
15.09.2025
Работники выполняют работу на дому: куда платить налоги с зарплаты?
По чьему адресу – работодателя или работника – платить налоги, если сотрудники работают удаленно? В статье объясним, как определить место уплаты зарплатных налогов в таких ситуациях. Бизнес на дому: что должен учесть предприниматель Если работники субъекта хозяйствования работают удаленн...
10.09.2025
Имеет ли право работник отказаться от командировки?
Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. Работник отказывается от командировки: возможно ли Да, работник имеет право отказаться от поездки в командировку, но только в следующих случаях. 1. Он относится к категории работников, которых запрещено н...
02.09.2025
Заполняем новую форму списков персонального воинского учета
В статье подробно разъясняем, как заполнять обновленную форму списков персонального воинского учета, и приводим образец заполненного списка. Постановлением КМУ от 30.07.2025 № 916 были внесены изменения в Порядок организации и ведения воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвер...
Лучшие материалы