Повышение должностных окладов педагогам
Действующими на сегодня нормативно-правовыми актами предусмотрено повышение должностных окладов работников учреждений и учебных заведений. Поскольку на практике применение документов вызывает массу вопросов, предлагаем разобраться с порядком осуществления этих выплат.
Основания для установления должностных окладов
В этом году всем работникам бюджетной сферы повышены размеры окладов. Осуществлено это благодаря Закону от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». То есть с 01.01.17 г. после изменений этим Законом норм ст. 6 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» и ст. 96 КЗоТ минимальный должностной оклад (тарифная ставка) должен устанавливаться в размере не меньше, нежели прожиточный минимум для трудоспособных лиц (далее – ПМ) по состоянию на 1 января календарного года.
Поскольку согласно ст. 7 Закона от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (далее – Закон № 2246) ПМ составляет 1 762 грн., поэтому в текущем году таким является и наиболее низкий должностной оклад работника какого-либо учреждения или заведения, проще говоря – таким является размер должностного оклада (тарифной ставки) работника І тарифного разряда.
Базовым документом, по которому определяются условия оплаты труда бюджетников, является постановление КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298).
Знаем, что должностные оклады по разрядам Единой тарифной сетки определяются путем умножения оклада (ставки) работника І тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент (см. примечания к приложению 1 к Постановлению № 1298).
Итак, начиная с 01.01.18 г. каждому работнику, оплата труда которого осуществляется согласно Постановлению № 1298, в связи с повышением в сравнении с прошлым годом величины ПМ, расчет заработка должен быть осуществлен исходя из тарифа І разряда в размере 1 762 грн.
Что касается педагогов, то конкретизация определения условий их оплаты содержится:
- в приказе МОН от 26.09.05 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений»;
- Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.
Определение размеров окладов в 2018 году
Некоторым категориям работников отрасли образования согласно постановлению КМУ от 11.01.18 г. № 22 (далее – Постановление № 22) повышены на 10 % должностные оклады (ставки зарплаты).
Такое повышение касается педработников, оплата труда которых осуществляется за счет образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам, и фактически сделать новый расчет заработка каждому педагогу, которого касается такое повышение, необходимо было с 01.01.18 г.
Напомним: Постановление № 22 предусматривает повышение должностных окладов (ставок зарплаты), определенных в приложении 2 к Постановлению № 1298. То есть каких-либо новаций в правилах расчета должностных окладов не введено.
Обратим внимание, что такое повышение применяется исключительно к работникам, которые оплачиваются за счет субвенции. Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам утверждены постановлением КМУ от 14.01.15 г. № 6 (далее – Порядок № 6).
Когда речь идет об оплате труда с начислениями учителей, преподавателей, других педработников, то согласно п. 3 Порядка № 6 предусмотрено направлять средства образовательной субвенции относительно работников, в частности, таких типов учебных заведений:
- заведения общего среднего образования (далее – ЗОСО) всех степеней;
- школьные отделения учебно-воспитательных комплексов;
- специализированные школы (школы-интернаты), лицеи (лицеи-интернаты); гимназии (гимназии-интернаты); коллегиумы (коллегиумы-интернаты);
- вечерние (сменные) школы;
- ЗОСО для граждан, которые нуждаются в социальной помощи и реабилитации;
- ЗОСО для детей, которые нуждаются в коррекции физического и/или умственного развития;
- учебно-реабилитационные центры, инклюзивно-ресурсные центры.
Также субвенция направляется:
- заведениям профессионального (профессионально-технического) образования государственной и коммунальной собственности в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования, а именно на оплату труда с начислениями преподавателей, которые преподают предметы согласно Государственному стандарту базового и полного общего среднего образования, утвержденному постановлением КМУ от 23.11.11 г. № 1392 (далее – Госстандарт № 1392);
- государственным заведениям высшего образования, перечень которых определен приложением 10 к Закону № 2246 (финансовое обеспечение которых с 01.01.18 г. осуществляется из местных бюджетов), и коммунальным заведениям высшего образования в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования, а именно на оплату труда с начислениями преподавателей, которые преподают предметы согласно Госстандарту № 1392.
Другим категориям педагогических и научно-педагогических работников повышение оплаты труда с 01.09.18 г. будет осуществляться по итогам выполнения госбюджета за первое полугодие текущего года (п. 2 Постановления № 22).
Проще говоря, повышение заработка работникам заведений, финансирование которых осуществляется за счет госбюджета и местных бюджетов, а не за счет образовательной субвенции, можно ожидать не раньше чем с 01.09.18 г. при условии реального финансового обеспечения расходов на такую повышенную оплату труда.
Обратим внимание экономических служб учебных заведений и органов управления образованием на некоторые особенности относительно осуществления расходов на оплату труда, предусмотренных Порядком № 6.
Так, в п. 3 Порядка № 6 установлено, что в административно-территориальных единицах (районе, городе областного значения), в учебных заведениях которых допущена задолженность по зарплате, срок выплаты которой истек, субвенция должна направляться в первую очередь на обязанности выплаты по заработной плате работников. Относительно расходов на стимулирование, премирование, то в таком случае их необходимо осуществлять исключительно после ликвидации упомянутой задолженности. Нельзя брать бюджетные обязательства распорядителям бюджетных средств, а также осуществлять такие незащищенные расходы, как стимулирование и премирование работников.
Комментарии к материалу