Пенсионное обеспечение-2017: что изменилось?
07.02.2017 22581 0 1
С принятием Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774) начиная с 01.01.17 г. изменились правила, по которым осуществляется пенсионное обеспечение граждан. Рассмотрим, что именно изменилось и лиц каких категорий это касается.
Ограничение размера выплачиваемой пенсии и полный запрет на ее получение
Основное изменение, произошедшее в пенсионном обеспечении текущего года, – это предоставленная пенсионерам некоторых категорий возможность работать и одновременно получать пенсию. Об этом поговорим далее, а сейчас – о сохранении действия норм об ограничении размера получаемой пенсии (или же полный запрет получения одновременно и пенсии, и заработной платы работающим пенсионерам).
Итак, в «базовом» нормативно-правовом акте, а именно в ст. 85 Закона от 05.11.91 г. № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1788), с внесением в него изменений Законом № 1774 продлен установленный еще с 01.04.15 г. (см. Закон от 02.03.15 г. № 213-VІІІ) запрет на получение пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если лицо будет работать. Это касается госслужащих, а также прокуроров, судей.
О вышеизложенном – подробнее. Лицам, работающим на должностях и на условиях, установленных Законами от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), от 02.06.16 г. № 1402-VІІІ «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон № 1402), от 14.10.14 г. № 1697-VІІ «О прокуратуре» (далее – Закон № 1697), назначенные пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются.
Сказанное особо актуально в связи с тем, что упомянутым лицам выплата зарплаты и пенсии производится за счет средств, утвержденных в Госбюджете соответствующего года.
Поэтому бывшему, например, госслужащему или прокурору следует определиться – уволиться с должности, дающей право на получение пенсии госслужащего или прокурора, и получать в полном объеме назначенную ему пенсию или остаться на работе (причем именно на должности, дающей право на упомянутую пенсию), но пенсию не получать вообще – а только заработок в соответствии с занимаемой должностью.
Еще обратим внимание: отныне согласно Закону № 1774 временное приостановление одновременного получения назначенной пенсии и заработка касается лиц, ставших пенсионерами в соответствии с нормами уже нового законодательства о госслужбе. Ранее прекращение пенсионного обеспечения для работающих касалось тех, кому пенсия назначена согласно Закону от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723).
Кстати, аналогичные изменения в этой части внесены и в ст. 37 Закона № 3723. Правда, не изменились нормы по возобновлению выплаты пенсии в соответствии с Законом № 1788 после увольнения с вышеупомянутой работы, как это и предусматривалось ранее.
То есть, например, госслужащему, который уволился с должности, дающей право на госслужебную пенсию, возобновляется выплата назначенной ему пенсии. Практически это выглядит следующим образом.
Скажем, госслужащему, решившему прекратить трудовые отношения в государственном органе и уволиться с занимаемой им должности, необходимо подать заявление об увольнении в кадровое подразделение по месту работы. После оформления приказа или иного распорядительного документа об его увольнении он должен взять копию этого приказа (документа) или сделать выписку из трудовой книжки для подтверждения факта своего увольнения. Далее нужно обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту назначения пенсии, предъявить им упомянутые документы. После этого Пенсионным фондом возобновляется выплата назначенной пенсии госслужащего.
В период работы на иных должностях или работах (т. е. не упомянутых в вышеуказанных законах), лица, как и ранее, могут получать пенсию в ограниченных размерах. Поэтому если назначенная пенсия превышает 150 % прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность (далее – ПМ), то она будет выплачиваться в размере 85 %. В то же время законодательство предусматривает, что размер выплачиваемой пенсии не может быть меньше 150 % размера этого ПМ. С 01.01.17 г. это 1 870,50 грн. (1 247 грн. х 150 %).
Это значит, что продлено еще до 31.12.17 г. установленное с 01.04.15 г. ограничение пенсии, которую может получить работающий пенсионер.
Например, госслужащий или судья, которым пенсия назначена на условиях и в размерах, установленных Законами № 889 и № 1402 соответственно, оставят работу на должностях, дающую право на такую пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание). Если они решат работать на другой должности (не госслужащего или судьи, а, например, на должности патронатной службы – консультант или помощник заместителя руководителя госоргана, или же на должности из числа работников обслуживающего персонала), то они имеют право получать кроме своего заработка по должности еще и пенсию госслужащего (судьи). Конечно, размер этой пенсии ограничивается 85 % назначенной пенсии, если пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) превышает 150 % ПМ (с 01.01.17 г. это 1 870,50 грн.).
Обновленная согласно Закону № 1774 редакция ст. 85 Закона № 1788 предусматривает выплату пенсии без учета получаемой зарплаты (дохода) начиная с 01.01.18 г.
Ограничение размера выплачиваемой пенсии и невозможность одновременного получения и назначенной пенсии, и заработной платы в полной мере касается лиц, которым назначена пенсия в соответствии с Законом от 20.09.01 г. № 2728-ІІІ «О дипломатической службе» (далее – Закон № 2728). Дело в том, что согласно ст. 29 данного Закона работник дипломатической службы пользуется всеми правами, определенными законодательством о госслужбе, то есть таким лицам пенсия назначается на принципах, установленных для госслужащих.
Таким образом, в период работы на должности дипломата пенсия, назначенная в соответствии с аконодательством, не выплачивается. Вышеупомянутая норма будет действовать до 31.12.17 г.
Обратим внимание: в Законе № 2728 не идет речь только о пенсиях госслужащих. Поэтому если дипломату назначена пенсия не по специальному закону, а на общих основаниях, то и тогда в период его работы на дипломатической должности пенсия ему не будет выплачиваться.
Напоминаем: в соответствии со ст. 90 Закона № 889 госслужащим пенсия назначается на общих основаниях, то есть согласно Закону от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058).
Максимальный и минимальный размер пенсии
Законодательством определено, что минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере ПМ для лиц, утративших трудоспособность (ст. 28 Закона № 1058).
Согласно ст. 8 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) размер этого ПМ составляет: с 01.01.17 г. – 1 247 грн.; с 01.05.17 г. – 1 312 грн.; с 01.12.17 г. – 1 373 грн.
Это значит, что минимальная пенсия в течение текущего года будет такой же, как и размер ПМ для вышеупомянутых лиц.
Как видим, в январе текущего года размер минимальной пенсии остался на том же уровне, что и в декабре 2016 года, поскольку в соответствии с Законом от 25.12.15 г. № 928-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (далее – Закон № 928) размер этого ПМ с 01.12.16 г. также был равен 1 247 грн.
В течение 2017 года, по мере роста упомянутого ПМ, а именно с 01.05.17 г. и с 01.12.17 г., будет увеличиваться соответственно размер минимальной пенсии.
Важна также и норма, подтвержденная Законом № 1774, о максимальном размере пенсии, которую может получать лицо. Как и в прошлом году (см. Закон от 24.12.15 г. № 911-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»), пенсия с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и прочих доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, не может превышать 10 740 грн. Такое ограничение будет действовать до 31.12.17 г.
Для справки. Исходя из норм п. 3 ст. 27 Закона № 1058, максимальный размер пенсии не может превышать 10 ПМ для лиц, утративших трудоспособность. Если бы не применялся вышеуказанный механизм ограничения, то она могла бы выплачиваться в следующих размерах:
- в период с 01.01.17 г. по 30.04.17 г. – 12 470 грн.;
- с 01.05.17 г. по 30.11.17 г. – 13 120 грн.;
- с 01.12.17 г. по 31.12.17 г. – 13 730 грн.
Влияние изменения размера ПМ на пенсионные выплаты
Изменение размера ПМ будет учитываться при перерасчете предусмотренных законодательством различных видов пенсионных выплат, повышений и надбавок.
В частности, будут подлежать перерасчету следующие выплаты
а) минимальные размеры пенсии:
- по инвалидности для участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (ст. 54 Закона от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», далее – Закон № 796; постановление КМУ от 23.11.11 г. № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»);
- шахтерам (ст. 27 Закона № 1058, ст. 7 и 8 Закона от 02.09.08 г. № 345-VІ «О повышении престижности шахтерского труда»);
б) надбавки:
- гражданам, имеющим статус Почетного донора Украины (ст. 13 Закона от 23.06.95 г. № 239/95-ВР «О донорстве крови и ее компонентов»);
- на иждивенцев (ст. 16 Закона от 09.04.92 г. № 2262-ХІІ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц»);
в) пенсионные выплаты, предусмотренные Законом от 01.06.2000 г. № 1767-ІІІ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной» (ст. 5, 6 Закона). В частности, с даты установления нового размера ПМ матерям, которые родили 5 и более детей и воспитали их до 6-летнего возраста, производится перерасчет пенсии за особые заслуги.
В связи с изменением размера ПМ будут пересчитываться также минимальные пенсии, назначенные участникам боевых действий, инвалидам войны и тем, кто получил инвалидность во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, при условии установления связи инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Изменятся повышения к пенсии ветеранам войны и жертвам нацистских преследований.
Кто имеет право на получение пенсии без ограничений
В п. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 1774 установлено, к каким лицам и при каких условиях ограничение, касающееся выплаты пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания не применяется.
Итак, в течение особого периода могут получать эти выплаты, даже если их размер больше чем 10 740 грн., следующие категории лиц:
- которые проходят военную службу или состоят на должностях в Министерстве обороны, Главном управлении разведки Минобороны, МВД, Нацполиции, аппарате Совета нацбезопасности и обороны, Госспецтранспорта, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, Управлении госохраны, Государственной пенитенциарной службе, ГСЧС, Госспецсвязи, Нацгвардии, органах военной прокуратуры.
Обращаем внимание: в течение 2016 года тем, кто проходил военную службу или состоял на должностях в Нацполиции, даже в течение особого периода пенсия выплачивалась в ограниченном законодательством размере. С 01.01.17 г. пенсионеры-полицейские могут получать назначенную им пенсию в полном размере; - принимают участие в АТО, проведении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на объекты, охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата, отражении попыток насильственного завладения оружием, боевой и другой техникой.
Согласно определению ст. 1 Закона от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне Украины» особым считается период, наступающий с момента объявления решения о мобилизации либо доведения его до исполнителей в отношении скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий. Так, объявление и проведение частичной мобилизации состоялось согласно Указу Президента от 17.03.14 г. № 303/2014 «О частичной мобилизации».
Также упомянутое ограничение не касается пенсий/ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных прокурорским работникам и судьям на период исполнения этими лицами полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции.
Конечно, после окончания особого периода назначенная пенсия/ежемесячное пожизненное денежное содержание должно выплачиваться на условиях, определенных для лиц, не относящихся к вышеупомянутым.
Это значит, что, например, военнослужащему, который служит на должности в аппарате Минобороны, после завершения этого периода пенсия будет выплачиваться с учетом установленного законодательством ограничения ее размера. Или же судье после завершения им полномочий как члена Высшего совета юстиции ежемесячное пожизненное денежное содержание должно выплачиваться также в ограниченном размере.
Если пенсия превышает 10 ПМ (12 470 грн.), то она подлежит налогообложению по ставке 18 %, а также из нее удерживается военный сбор – 1,5 %. Такое налогообложение не коснется участников боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидов войны и лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551).
Особенности выплаты пенсии научным работникам
Размер назначенной и получаемой научной пенсии зависит от следующих факторов: когда назначена пенсия; в каком именно учреждении работает пенсионер; какую должность он занимает. Это предусмотрено обновленными в соответствии с Законом № 1774 нормами Закона от 26.11.15 г. № 848-VІІІ «О научной и научно-технической деятельности» (далее – Закон № 848).
Так, согласно ст. 37 Закона № 848, если научная пенсия назначена до 01.10.11 г. (до вступления в силу Закона от 08.07.11 г. № 3668-VІ «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее – Закон № 3668) и пенсионер занимает определенные Законом № 889 должности госслужбы или работает на должности прокурора (Закон № 1697), народного депутата (Закон от 17.11.92 г. № 2790-ХІІ «О статусе народного депутата Украины», далее – Закон № 2790), судьи (Закон № 1402), то такая пенсия ему должна выплачиваться только в размере, исчисленном на общих основаниях согласно Закону № 1058.
Если же пенсионер, получающий научную пенсию, продолжает работать на научной должности, то кроме заработка он имеет право получать 85 % назначенного размера пенсии, но не менее 150 % ПМ.
Иное дело, если научный работник обрел право на пенсию после пенсионной реформы, то есть после 01.10.11 г. Если он в дальнейшем будет работать на должности, дающей право на получение научной пенсии по Закону № 848, или на должности госслужащего, прокурора, народного депутата, судьи, то лишается права на получение своей пенсии. В таком случае ему полагается к выплате пенсия, исчисленная на общих основаниях.
Кроме вышеизложенного, до 31.12.17 г. пенсионерам – научным работникам, в случае если они работают на иных должностях (т. е. не научных, не госслужебных, не прокурорских, не судейских, а также не на должностях народных депутатов), назначенная после 01.10.11 г. научная пенсия выплачивается в сокращенном размере, а именно 85 % от назначенной. При этом выплачиваемая пенсия не может быть меньше чем 150 % ПМ. После того как они уволятся с работы, возобновится выплата пенсии в полном размере. Обращаем внимание, что речь идет о тех научных работниках – пенсионерах, которым пенсия назначена после 01.10.11 г.
Все эти новации не касаются: инвалидов I и ІІ групп; инвалидов войны ІІІ группы и участников боевых действий; членов семей военнослужащих Минобороны, органов внутренних дел, государственной безопасности бывшего СССР, которые погибли или умерли из-за контузии, ранения, увечья и т. п. во время защиты Родины, участия в антитеррористических операциях и т. п. О пенсиях этим категориям лиц – далее.
Пенсии военнослужащим
А теперь о том, как внесенные в законодательство изменения повлияли на порядок выплаты пенсии военнослужащим.
Прежде всего обращаем внимание: «неприкосновенной» остается пенсия лиц тех категорий, которые перечислены в п. 1 ст. 10 Закона № 3551. Они могут получать назначенную пенсию в полном объеме.
Упомянутая норма Закона № 3551 распространяется, в частности, на:
- семьи военнослужащих, которые погибли (пропали без вести) или умерли в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время защиты Родины;
- семьи лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, полицейских, которые погибли или умерли в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время участия в АТО;
- семьи добровольцев, которые обеспечивали проведение АТО (в т. ч. волонтеры) и погибли (пропали без вести), умерли из-за ранения, контузии или увечья;
- семьи военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтранспорта, военных прокуроров, а также работников МВД, Управления госохраны, Госспецсвязи, ГЧС, Государственной пенитенциарной службы, других воинских формирований, которые находились непосредственно в районах АТО и погибли (пропали без вести) или умерли.
Законом № 3551 определено, что к членам семей погибших или пропавших без вести военнослужащих относятся: иждивенцы погибшего; родители; один из супругов, который не женился во второй раз; дети, которые не имеют (и не имели) своих семей; дети, которые имеют свои семьи, но стали инвалидами до достижения совершеннолетия; дети, оба из родителей которых погибли или пропали без вести.
Отметим: вышеупомянутые категории лиц вправе в то же время работать на должностях госслужбы, судьи, прокурора и получать назначенную им пенсию/ежемесячное пожизненное денежное содержание в полном объеме.
Все вышеупомянутые позиции действовали и в течение 2016 года, а теперь Законом № 1774 подтверждено их действие также в 2017 году.
Кроме того, после внесения Законом № 1774 изменений в ст. 54 Закона от 09.04.92 г. № 2262-ХІІ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (далее – Закон № 2262) такая преференция введена еще и для других категорий лиц.
Она касается теперь тех, на кого распространяется действие Закона от 24.03.98 г. № 203/98-ВР «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальная защита» (далее – Закон № 203).
В частности, согласно ст. 5 Закона № 203 речь идет:
- о гражданах Украины, которые безукоризненно прослужили на военной службе, в органах МВД, Нацполиции, налоговой милиции, пожарной охране, Государственной уголовно-исполнительной службе, органах гражданской защиты, Госспецсвязи 25 лет и более и уволены в запас или в отставку;
- инвалидах І и ІІ групп, инвалидность которых наступила в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, в частности в связи с их участием в АТО, и других категориях лиц.
Поэтому лица, указанные в Законе № 203, могут обращаться в органы Пенсионного фонда по месту получения пенсии для ее получения в полном размере.
Как видим, круг лиц, имеющих право на получение пенсии в полном размере, даже если они работают на специальных должностях, расширен.
Еще добавим: после внесения изменений в ст. 63 Закона № 2262 изменился порядок проведения перерасчета пенсий военнослужащим. Теперь он будет проводиться в связи с повышением денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, а условия, порядок и размеры процедуры перерасчета должен утвердить Кабмин.
Максимальный размер пенсии уволенных с военной службы лиц до 31.12.17 г. не может превышать 10 740 грн. (обновленная согласно Закону № 1774 ст. 43 Закона № 2262).
Особенности выплаты пенсии должностным лицам органов местного самоуправления
Как уже отмечалось выше, пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание лицам, занимающим должности госслужбы, а также тем, кто работает на должностях прокуроров и судей, не выплачиваются.
Из данного правила есть исключения.
Начиная с 01.01.17 г. согласно Закону № 1774 имеют право возобновить получение назначенной пенсии некоторые пенсионеры.
Надеемся, приятной новостью для должностных лиц органов местного самоуправления, а также избранных на выборные должности лиц будет установленная для них Законом № 1774 преференция в части возможности получения назначенной пенсии (правда, в несколько меньшем, нежели она назначена, размере). То есть начиная с 01.01.17 г. снят установленный ранее запрет на получение назначенной пенсии тем должностным лицам местных советов и их исполнительных органов, которые работают на должностях, дающих право на получение специальной пенсии (ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления»).
Теперь эти лица имеют возможность получать 85 % назначенного размера пенсии (если размер этой выплаты превышает 150 % ПМ, то есть с 01.01.17 г. – 1 870,50 грн.). То есть ограничение не применяется к пенсии в размере ниже 150 % ПМ.
Также имеют возможность получать пенсию в размере 85 % назначенного размера следующие категории лиц:
- служащие Нацбанка (ст. 64 Закона от 20.05.99 г. № 679-ХІV «О Национальном банке Украины»);
- судебные эксперты (ст. 18 Закона от 25.02.94 г. № 4038-ХІІ «О судебной экспертизе»);
- помощники-консультанты народного депутата Украины (ст. 1.1 Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденного постановлением Верховной Рады от 13.10.95 г. № 379/95-ВР);
Еще есть следующая норма, установленная Законом № 1774.
Согласно ст. 58 Закона № 796 назначенные в соответствии с данным Законом пенсии не будут выплачиваться уже вплоть до 31.12.17 г. (было – до 01.12.16 г.). Норма касается лиц, которые будут занимать должности госслужбы или же работать на должностях прокуроров и судей.
В случае работы «чернобыльцев» на других должностях у них осталось право на получение назначенной пенсии в размере 85 %, но не менее 150 % ПМ.
Полный объем пенсии без учета получаемого дохода пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы лица смогут получать начиная с 01.01.18 г.
Кроме того, с внесением изменений в ст. 67 Закона № 796 максимальная пенсия, которую могут получить «чернобыльцы», до 31.12.18 г., как и для других граждан, составляет 10 740 грн.
Представление документов в Пенсионный фонд
Для получения пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания без установленного ограничения необходимо представить в орган Пенсионного фонда подтверждающие документы с указанием в них места службы (работы), иначе преференция к указанным выше лицам не будет применяться. Это касается и случаев, когда лицо принимает участие в АТО или же служит на государственной границе и т. п.
Также отметим: во избежание недоразумений при определении статуса лица (т. е. работающий пенсионер или неработающий) необходимо оформить это должным образом в органах Пенсионного фонда. Тогда работники Пенсионного фонда согласно материалам пенсионного дела, а также данным персонифицированного учета будут принимать, в частности, решения о выплате пенсии в размере 85 % от назначенной суммы или же определятся с выплатой пенсии в полном объеме. Главное, чтобы пенсионер подал подтверждающие документы вовремя.
Напомним: согласно п. 2.21 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением правления ПФУ от 25.11.05 г. № 22-1, документами, подтверждающими факт, что лицо не работает, являются:
- трудовая книжка;
- индивидуальные сведения о застрахованном лице, которые предоставляются отделом персонифицированного учета. Форма, по которой они предоставляются, содержится в приложении 1 (при необходимости – в приложении 3) к Положению о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденному постановлением правления ПФУ от 18.06.14 г. № 10-1;
- сведения об отсутствии информации о госрегистрации физлица-предпринимателя по имеющимся в органе, назначающем пенсию, данным.
В случае трудоустройства после назначения пенсии необходимо уведомить орган, назначающий пенсию, по месту пребывания на учете в качестве получателя пенсии о дате трудоустройства, виде занятости (т. е. заключение трудового договора, гражданско-правового договора, регистрация в качестве физлица-предпринимателя, осуществление независимой профессиональной деятельности) путем подачи заявления.
В случае увольнения об этом (а именно о дате увольнения) также следует уведомить орган Пенсионного фонда. Такое уведомление проводится путем подачи лицом заявления с копией трудовой книжки, где содержится запись об увольнении, или же с копией гражданско-правового договора (если таковой был заключен).
Комментарии к материалу