19 июня 2019 года вступило в силу постановление КМУ от 05.06.19 г. № 466, которым внесены изменения в порядки проверок Гоструда относительно трудоустройства лиц с инвалидностью (утвержденные постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70, далее – Постановление № 70). Принимая во внимание ограниченные физические возможности этой категории граждан, их трудоустройство и работа имеют свои особенности, с которыми предлагаем ознакомиться в этом материале. А также напомним, что является основанием для проверки учреждения органами Гоструда и Фонда социальной защиты инвалидов (далее – Фонд) и какие документы работодатель обязан предоставлять проверяющим.
Согласно ст. 2 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» (далее – Закон № 875) лицом с инвалидностью является лицо с устойчивым расстройством функций организма, которое в случае взаимодействия с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, вследствие чего государство обязано создать условия для реализации таким человеком своих прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту.
Лица с инвалидностью в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой.
Вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью закреплены в ряде законодательных актов, в частности Законе № 875, Законе от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда», отдельные положения которых направлены на создание для таких лиц реальных возможностей продуктивно работать и предусматривают конкретные механизмы их реализации. Указанные законы и производные от них подзаконные нормативные акты обязуют работодателей создавать специальные рабочие места для лиц с инвалидностью и содействовать их трудоустройству с учетом ограниченных физических возможностей.
Однако, прежде чем оформлять трудовые отношения с такими лицами, работодатель должен учитывать, что согласно ч. 6 ст. 24 КЗоТ запрещается заключать трудовой договор с гражданином, которому согласно медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья. Для подтверждения факта инвалидности работодатель должен потребовать от кандидата на должность соответствующий документ, который содержит рекомендации относительно условий и характера работы, которую он может выполнять. Согласно ст. 7 Закона от 06.10.05 г. № 2961-IV «О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине» (далее – Закон № 2961) инвалидность и степень потери здоровья совершеннолетних больных устанавливается медико-социальными экспертными комиссиями (далее – МСЭК) по результатам соответствующей экспертизы.
Документом, подтверждающим инвалидность и содержащим заключение относительно условий и характера работы, является справка МСЭК, которая выдается по форме, утвержденной приказом Минздрава от 30.07.12 г. № 577.
Действующее законодательство устанавливает ряд гарантий и льгот для работающих лиц с инвалидностью, в частности:
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 875 не допускается отказ в заключении трудового договора или в продвижении по службе, увольнение по инициативе администрации, перевод лица с инвалидностью на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности, за исключением случаев, когда по заключению МСЭК состояние здоровья такого работника препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц либо продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья лица с инвалидностью.
Согласно ст. 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций (далее – учреждение) установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если в учреждении работает от 8 до 25 человек – в количестве 1 рабочее место.
Итак, если численность штатных работников достигнет 8 человек, работодатель обязан зарегистрироваться в Фонде.
Закон № 875 определяет, что учреждения должны самостоятельно рассчитать количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью согласно нормативу и обеспечить их трудоустройство. Минтруда рекомендует округлять к целому значению количество рабочих мест, полученное в результате такого расчета. |
Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство предприятием соответствующего количества лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным (с ведением трудовой книжки), а не работой по совместительству. В таком случае не имеет значения:
Оформление на работу лица с инвалидностью начинается с подачи соответствующего заявления, к которому кандидат на должность прилагает следующие документы:
Работодатель должен обратить особое внимание на противопоказания, установленные МСЭК, в частности не содержат ли они запрета на выполнение работы, для которой нанимается работник – лицо с инвалидностью.
Далее издается приказ о приеме на работу, ознакамливается с ним работник и подается уведомление в орган ГФС.
Если лицо с инвалидностью направляется на работу по рекомендациям МСЭК, то испытание в случае приема на работу ему не устанавливается (ч. 3 ст. 26 КЗоТ). Но если такое лицо трудоустраивается самостоятельно, ему можно устанавливать испытание. |
Кроме того, согласно ст. 29 КЗоТ работника с инвалидностью нужно ознакомить с внутренними документами учреждения и провести с ним соответствующие инструктажи. На основании приказа о приеме на работу:
Согласно Порядку регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденному Постановлением № 70, работодатели, у которых по основному месту работы работает восемь и более лиц, должны зарегистрироваться в отделениях Фонда по месту их государственной регистрации. Для регистрации бюджетные учреждения подают или направляют по почте в отделение Фонда копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной налоговым органом. Оригиналы документов предъявляются во время подачи заявления, а в случае направления заявления по почте копии документов заверяются нотариально.
Согласно Порядку представления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденному Постановлением № 70, Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью работодатели подают (направляют заказным письмом) ежегодно до 1 марта отделениям Фонда, в которых они зарегистрированы, по форме, утвержденной Минсоцполитики по согласованию с Госстатом. Кроме того, работодатели обязаны давать информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства лиц с инвалидностью в базовый центр занятости независимо от местонахождения работодателя по форме, утвержденной Минсоцполитики по согласованию с Госстатом.
Территориальные отделения Фонда согласно Порядку проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, которые используют наемный труд, утвержденному Постановлением № 70, осуществляют проверку учреждений, в которых по основному месту работы работает восемь и более лиц, относительно соблюдения работодателями требований ст. 19 и 20 Закона № 875. Предметом таких проверок являются:
Кроме того, по приказу руководителя отдела Фонда могут проводиться плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки. Основаниями для внеплановых проверок является, в частности, информация отделения Фонда относительно непредставления работодателем отчетов о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов, или неисправление ошибки в отчете о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью в срок до 5 рабочих дней со дня получения уведомления Фонда.
Работодатель обязан предоставлять проверяющим для ознакомления и проверки следующие документы:
В случае выявления фактов невыполнения норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью, непредставления отчета о занятости и трудоустройстве таких лиц, уполномоченное должностное лицо, проводившее проверку, составляет протокол об административном нарушении (форма и Порядок заполнения протокола утвержден приказом Минтруда и соцполитики от 14.03.07 г. № 99).
За невыполнение установленного норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью на работодателя могут налагаться административно-хозяйственные санкции (далее – АХС), предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, работодатели, у которых среднеучетная численность работающих лиц с инвалидностью меньше, чем установлено нормативом, ежегодно платят соответствующим отделениям Фонда следующие АХС:
Указанное положение не распространяется на учреждения, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.
Нарушение сроков уплаты АХС влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ за каждый календарный день просрочки. Порядок уплаты пени утвержден приказом Минтруда и соцполитики от 15.05.07 г. № 223. Уплату АХС и пени работодатели осуществляют согласно закону за счет прибыли самостоятельно, в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива рабочих мест. Кроме того, за невыполнение норматива установлена административная ответственность в виде штрафа, который налагается на должностных лиц предприятия и на работодателя-предпринимателя в размере от 10 до 20 НМДГ (ст. 1881 КУоАП).
В случае отказа в приеме на работу, непредоставлении работы по специальности лицу с инвалидностью, которое направлено по распределению после окончания учебного заведения, или несоблюдения других условий трудового договора и законодательства о труде, работодатель обязан будет согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 875 возместить такому лицу расходы на проезд к месту работы и обратно к месту проживания, а также расходы на проезд сопровождающего (если такой необходим).