Обеспечение функционирования системы военного учета граждан
Учет бывает не только бухгалтерский, финансовый, кадровый и т. п. Рассмотрим, как осуществляется учет такой особой категории граждан, как военнослужащие, что является нормативной базой для этого учета, категории лиц, к которым он применяется, а также некоторые практические аспекты его ведения.
Нормативно-правовая база
Рассмотрим, какими нормативно-правовыми документами предусмотрено выполнение работы по организации и ведению военного учета граждан.
В ст. 14, 15, 16 Закона от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне Украины» определены функции и полномочия местных госадминистраций, органов местного самоуправления (далее – ОМС), а также учреждений и организаций в сфере обороны.
«Оборонные» задачи установлены также ст. 17, 18 Закона от 21.10.93 г. № 3543-ХІІ «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Так, среди задач местных госадминистраций есть осуществление:
- военного учета и подготовки граждан к военной службе, включая допризывную подготовку молодежи, подготовку призывников по военно-техническим специальностям, обеспечение их призыва на срочную военную службу, учебные (проверочные) и специальные сборы и во время мобилизации, а также бронирование военнообязанных на период мобилизации и на военное время с представлением отчетности по вопросам бронирования;
- мероприятий по мобилизационной подготовке и проведению мобилизации, включая контроль состояния мобилизационной готовности учреждений, относящихся к тергромадам сел, поселков, городов, районов в городах.
Что касается исполкомов сельских, поселковых, городских советов, то они должны обеспечивать, в частности: приписку граждан к призывным участкам; военный учет военнообязанных и призывников; призыв на военную службу и направление граждан на сборы, бронирование, а также оповещение и прибытие граждан, привлеченных к мобилизационным обязанностям, и т. п.
Заметим, что как местные госадминистрации, так и ОМС должны предоставлять военкоматам сведения о регистрации, ликвидации учреждений, относящихся к сфере их управления.
В свою очередь, должностные лица учреждений должны обеспечить ведение персонального военного учета военнообязанных и призывников, призыв на службу, сборы, а также создавать работникам надлежащие условия для выполнения ими воинской обязанности.
Что касается граждан, то их конституционным долгом является защита Родины, независимости и территориальной целостности государства. Выполнение воинского долга заключается в прохождении военной службы мужчинами, годными к службе по состоянию здоровья и возрасту, а женщинами – согласно соответствующей профессиональной подготовке. Важным является прохождение ими службы в военном резерве и выполнение долга в запасе.
Правительственное решение по поводу военного учета
На основании упомянутых законодательных норм постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921 утвержден Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных (далее – Порядок № 921).
В течение многих лет применялся Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377. Со вступлением в силу Порядка № 921 кардинально изменены принципы ведения такого учета с детальной конкретизацией данного процесса. Конечно, ранее утвержденный Порядок утратил силу.
Порядком № 921, прежде всего, установлено, что военный учет является составляющей мобилизационной подготовки государства. Проще говоря, учет заключается в фиксации, накоплении и анализе военно-учетных данных призывников и военнообязанных, отражении соответствующих данных в документах согласно установленным этим Порядком формам.
И это еще не все. Порядок № 921 предусматривает осуществление действенного контроля за соблюдением призывниками и военнообязанными правил военного учета, которые содержатся в приложении 1 к Порядку № 921. «Знамя контроля» несет Генштаб ВСУ, на который также возложены функции общего руководства в отношении ведения военного учета государственными органами, ОМС и учреждениями.
Лица, по которым ведется учет
Порядок № 921 разграничивает принципы, по которым проводится учет призывников, и отдельно – принципы военнообязанных.
Документальным основанием для учета прежде всего является паспорт гражданина Украины и следующие военно-учетные документы:
- для призывников – удостоверение о приписке к призывному участку;
- для военнообязанных – военный билет или временное удостоверение.
На учет в качестве призывников берутся граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые:
- не приписаны к призывным участкам и не находятся в запасе ВСУ, СБУ, Службы внешней разведки (далее – СВР);
- приписаны к призывным участкам;
- прибыли из других местностей или из-за границы на новое место жительства;
- получили гражданство Украины и подлежат приписке к призывным участкам.
Что касается военнообязанных, то такому учету подлежат лица, которые:
- пригодны по состоянию здоровья к прохождению военной службы и не достигли предельного возраста пребывания в запасе ВСУ;
- уволены с военной службы в запас ВСУ, СБУ, СВР;
- прекратили альтернативную (невоенную) службу в случае окончания ее прохождения или досрочно, как это предусмотрено Законом от 12.12.91 г. № 1975-ХІІ «Об альтернативной (невоенной) службе»;
- уволены из Нацполиции, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, Государственной уголовно-исполнительной службы, ГФС;
- получили гражданство Украины и подлежат взятию на военный учет военнообязанных;
- прибыли из других местностей или из-за границы на новое место жительства;
- как военнообязанные сняты с военного учета ВСУ, СБУ, СВР;
- как призывники освобождены от призыва на срочную службу (ст. 18 Закона от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе»);
- достигли предельного возраста (27 лет) пребывания на воинском учете призывников.
На военный учет военнообязанных берут также женщин, которые имеют родственную с соответствующими военно-учетными специальностями профессию, при условии их пригодности к прохождению такой службы по состоянию здоровья, возрасту и семейному положению. Специальность женщины-специалиста обязательно должна соответствовать Перечню специальностей, утвержденному постановлением КМУ от 14.10.94 г. № 711.
Порядком № 921 определены также категории лиц, которые не подлежат взятию на военный учет призывников. Это касается, в частности, тех, которые выбыли в другую местность, за пределы государства сроком более чем на 3 месяца, взяты на учет как военнообязанные, имеют воинское звание офицерского состава, прекратили альтернативную службу.
Не берутся на учет военнообязанных лица, которые приняты на военную службу по контракту, выбыли за пределы страны на срок более чем 3 месяца, выбыли в другие страны на постоянное место жительства и в других случаях согласно решению Минобороны.
Добавим, что учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
Практическое применение Порядка № 921 исполкомами советов
Поскольку основную работу по ведению военного учета фактически выполняют исполкомы сельских, поселковых, городских советов, в Порядке № 921 детально расписано, что именно осуществляется этими ОМС.
Прежде всего проверяется действительность и принадлежность военно-учетных документов призывников и военнообязанных их владельцам. Не лишним будет удостовериться в наличии отметок о взятии на учет гражданина в районном или городском военкомате, а также в своевременности прибытия лица в исполком.
Затем должностное лицо ОМС оформляет карточку первичного учета, образец которой приведен в приложении 8 к Порядку № 921. При отсутствии определенных данных этого учета их выясняют во время личной беседы с призывником или военнообязанным.
Хранить эти карточки в исполкомах следует с соблюдением алфавитного порядка и по следующим группам учета: офицерский состав; рядовой, сержантский и старшинский; призывники; военнообязанные-женщины; снятые с военного учета лица. Не забываем выделить в каждой из этих групп тех военных, кто имеет на руках мобилизационные распоряжения (далее – мобраспоряжение).
Изменение учетных данных
Жизненные обстоятельства граждан периодически изменяются, поэтому для обеспечения ведения объективного военного учета необходимо отслеживать изменения учетных данных, в первую очередь – изменение места жительства лица или же прибытие лица в исполком по мобраспоряжению. Конечно, инициатива должна поступать от лиц, по которым предусмотрено ведение такого учета. Каждое изменение фиксируется в карточке первичного учета, в том числе и относительно отметки военкомата в военном билете об изъятии у лица мобраспоряжения.
Обращаем внимание: согласно п. 29 Порядка № 921 карточки первичного учета лиц, снятых (исключенных) с военного учета, предусмотрено хранить до исполнения им 65 лет. А затем карточки уничтожаются согласно составленному акту.
Сверка учетных данных
Знаем, что военный учет ведется в отношении лиц, с которыми заключены трудовые договоры, а также лиц, которые учатся в заведениях образования.
Фактически проводится сверка с данными, содержащимися в личных карточках призывников и военнообязанных, с домовыми книгами (данными регистрационного учета), другими документами по вопросам регистрации места жительства физических лиц, а также с фактическим жительством (пребыванием) лиц путем подворного обхода. По возможности ответственным за военный учет должностным лицом совета проверяется наличие у лица и состояние их военно-учетных документов.
Выявленные при сверке изменения отправляются исполкомами в районный (городской) военкомат в виде сообщения.
Также необходимо внести зафиксированные результаты сверки в журнал учета, который ведется ОМС. Важно также соблюдение установленного графика сверки. Этот график утверждается распоряжением местного органа исполнительной власти, и придерживаться указанных в нем сроков должно лицо, ответственное за ведение военного учета.
В п. 32 Порядка № 921 предусмотрено, что ответственные за военный учет лица командируются в комиссариаты для проведения сверки данных карточек первичного учета с учетными документами, которые хранятся в соответствующих военкоматах.
Если получено распоряжение военкомата относительно оповещения призывников и военнообязанных об их явке на призывные участки (пункты предварительного сбора), то в отношении лиц, указанных в таком распоряжении, исполкомы должны действовать так:
- отобрать карточки первичного учета;
- провести оповещение по месту жительства под их личную подпись;
- в письменном виде уведомить военкоматы о результатах оповещения;
- проконтролировать прибытие лиц по вызову комиссариата;
- обратиться в Нацполицию по поводу граждан, которые уклоняются от воинской обязанности, для их розыска, задержания и доставки.
Важно, что работодатель в лице руководителя госоргана, ОМС или учреждения обязан издать приказ об оповещении призывников и военнообязанных об их вызове на призывной участок или пункт предварительного сбора. Этот приказ доводится до сведения лиц, которых он касается, ведь руководители лично ответственны за своевременную явку в эти места своих подопечных. Если же работник или лицо, которое учится в заведении образования, не выполнили этого приказа, то есть фактически не явились по вызову военкоматов, то руководитель должен в письменном виде уведомить о такой ситуации соответствующий комиссариат.
Обращаем внимание: расходы на бланки учетных документов, штампы и канцелярские принадлежности, командировки и предоставление транспортных услуг, связанные с обеспечением оповещения, согласно Порядку № 921 предусматривается осуществлять за счет средств местных бюджетов. Поэтому не забываем отражать в сметах расходы на указанную цель.
Документальная фиксация данных учета
Кропотливая работа по учету и хранению документации, включая документы военного учета, должна выполняться с соблюдением правил делопроизводства. На сегодняшний день этот вопрос упорядочен Типовой инструкцией по документированию управленческой информации в электронной форме и организации работы с электронными документами в делопроизводстве, электронному межведомственному обмену, утвержденной постановлением КМУ от 17.01.18 г. № 55 (вступило в силу с 07.03.18 г., далее – Постановление № 55, Инструкция № 55), а также Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах, других центральных и местных органах исполнительной власти, утвержденной этим постановлением.
На базе этих норм государственные органы власти должны утверждать собственные документы, которыми будут регулироваться вопросы ведения делопроизводства. Кроме того, министерствам и ведомствам, местным госорганам до 07.06.18 г. необходимо обеспечить также приведение в соответствие с Постановлением № 55 инструкций по делопроизводству для учреждений, относящихся к сфере их управления.
В свою очередь, поскольку согласно п. 7 Постановления № 55 ОМС рекомендовано привести в соответствие с этим постановлением собственные инструкции по делопроизводству, необходимо урегулировать своими властными решениями документы, которыми будут определяться правила делопроизводства в этих структурах.
Алгоритм действий госорганов, ОМС и учреждений по ведению персонального учета военных достаточно детально изложен в п. 37–44 Порядка № 921.
Обратим лишь внимание, что по общим правилам для ведения такого персонального учета предусмотрено использовать типовую форму первичного учета № П-2 «Личная карточка работника», утвержденную совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.09 г. № 495/656. Данные, касающиеся военного учета, отражаются в разд. ІІ этой формы.
Что касается госслужащих, состоящих в штатах центральных и местных госорганов, других госорганов, то для их учета следует применять форму первичного учета «Личная карточка государственного служащего», утвержденную приказом Нацгосслужбы от 05.08.16 г. № 156. В частности, в п. 14 отражаются данные о военном учете.
Комментарии к материалу