Начисление зарплаты: требования законодательства
Государственное регулирование зарплаты
Заработная плата – это вознаграждение, обычно исчисляемое в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу (ст. 1 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», далее – Закон № 108).
Организация зарплаты в Украине совмещает государственное и договорное регулирование и алгоритм определения индивидуальной зарплаты у конкретного работодателя.
Сфера государственного и договорного регулирования зарплаты регламентируется украинским законодательством: КЗоТом, Законом № 108, Законом от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356) и т. п.
В соответствии со ст. 8 Закона № 108 сфера госрегулирования распространяется:
- на установление размера минимальной заработной платы (далее – МЗП), других государственных норм и гарантий;
- определение условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности;
- работников предприятий, которые финансируются или дотируются из бюджета;
- регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, который определяется КМУ;
- налогообложение доходов работников.
Основным направлением государственного регулирования зарплаты является определение и гарантирование ее минимального уровня. МЗП – это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда (ст. 95 КЗоТ).
Размер МЗП (как в месячном, так и в почасовом размерах) устанавливается Верховной Радой по представлению КМУ обычно раз в год во время утверждения госбюджета с учетом предложений, наработанных на переговорах представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения Генерального соглашения.
Перечень государственных норм и гарантий относительно оплаты труда и порядок их применения определен ст. 12 Закона № 108. К государственным нормам и гарантиям относятся нормы оплаты труда, в частности:
- за работу в сверхурочное время;
- в праздничные, нерабочие и выходные дни;
- в ночное время;
- за время простоя, который имел место не по вине работника.
Оплата труда работников учреждений, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании нормативно-правовых актов КМУ, в частности:
- постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов»;
- постановления КМУ от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих»;
- постановления КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».
Договорное регулирование зарплаты
Правовые принципы наработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений определены в Законе № 3356. В соответствии со ст. 2 данного Закона коллективный договор заключается на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица. Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.
Требования к содержанию соглашений и коллективных договоров определены в ст. 8 Закона № 3356, где, в частности, указывается, что соглашением на государственном уровне относительно оплаты труда регулируются следующие нормы:
- минимальные социальные гарантии в сфере оплаты труда;
- размер прожиточного минимума;
- условия роста фондов оплаты труда;
- межотраслевые соотношения в оплате труда.
Коллективный договор – это основной нормативный акт на предприятии, в котором закреплены условия и размеры оплаты труда (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона № 108). Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а если его нет – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
В коллективном договоре в соответствии со ст. 7 Закона № 3356 устанавливаются следующие взаимные обязательства сторон относительно оплаты труда:
- формы, системы, размеры зарплаты, других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т. п.);
- гарантии, компенсации, льготы;
- межквалификационные (междолжностные) соотношения в оплате труда;
- условия роста фондов оплаты труда.
Следует заметить, что условия коллективного договора, которые ухудшают вопреки действующему законодательству и соглашениям положение работников, являются недействительными (ст. 16 КЗоТ).
Внутренние документы, которые регулируют составляющие зарплаты
Кроме общегосударственных нормативно-правовых актов, вопросы оплаты труда работников бюдженой сферы регулируются отраслевыми нормативными документами, а также локальными документами, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями. В частности, именно согласно положению о премировании, утвержденному учреждением, осуществляется начисление и выплата премий. В данном Положении также предусматриваются виды и размеры премий, кретирии для увеличения их размера или лишения.
Указанные локальные положения разрабатываются по методическим рекомендациям или типовым положениям соответствующих отраслевых министерств или органом управления. Аналогично разрабатываются положения о выплате материальной помощи или выходного пособия и т. п.
Требования относительно количества таких локальных документов не установлены. Поэтому это может быть как одно положение, которое охватывает все виды выплат в учреждении, так и отдельные – для каждого вида выплат.
Комментарии к материалу