Как обеспечить приемную комиссию ВУЗа опытными кадрами?
04.12.2015 1641 0 0
В настоящее время в высших учебных заведениях (далее – вуз) всех уровней аккредитации идет работа приемных комиссий. Как действовать руководителю вуза, чтобы в полном объеме была обеспечена работа указанных комиссий и в то же время штатные работники вуза в течение лета полноценно отдохнули?
Как предусмотрено ст. 38 Закона от 01.07.14 г. № 1556-VІІ «О высшем образовании» (далее – Закон № 1556), такой рабочий орган, как приемная комиссия, создается в вузе для решения текущих вопросов его деятельности.
В первую очередь заметим, что согласно п. 1.1 Примерного положения о приемной комиссии высшего учебного заведения Украины, утвержденного приказом МОН от 09.01.13 г. № 12 (далее – Положение № 12), срок ее полномочий составляет 1 год. Положение предусматривает, что до конца января каждого года (т. е. до 31.01.15 г.) руководитель вуза своим приказом должен утвердить состав приемной комиссии. Речь идет о списке допущенных к работе научно-педагогических (педагогических) работников и учебно-вспомогательного персонала заведения, которые будут обеспечивать деятельность комиссии и ее подразделений.
Чтобы осуществить функции и задачи приемной комиссии, в ее составе создаются следующие подразделения: предметные экзаменационные комиссии; комиссии для проведения собеседований; профессиональные аттестационные комиссии; в случае необходимости – отборочная комиссия. Приказ о составе этих подразделений приемной комиссии издается до 1 марта.
Добавим, что Условия приема на обучение в высшие учебные заведения Украины в 2015 году утверждены приказом МОН от 15.10.14 г. № 1172 (далее – Условия № 1172). Так, прием заявлений и документов от поступающих начинается 10 июля, а заканчивается 1 августа (разд. V Условий № 1172). Что касается правил приема в определенный вуз, то они утверждаются ученым советом заведения, и в них, в частности, указывается порядок работы приемной комиссии (дни недели и часы).
Теперь конкретизируем информацию относительно функций и полномочий штатных работников вуза.
Итак, рабочее время научно-педагогических, научных и педагогических работников состоит из времени для выполнения учебной, методической, научной, исследовательской, консультативной, экспертной, организационной работы и других трудовых обязанностей (ст. 56 Закона № 1556). Норма этой же статьи запрещает привлечение указанных категорий работников без их согласия к работе, не предусмотренной трудовым договором.
На сегодня согласно Нормам времени, утвержденным приказом МОН от 07.08.02 г. № 450, при планировании и учете учебной работы педагогических и научно-педагогических работников во время такой работы включается, в частности, и время для проведения:
- собеседования с поступающими (0,25 ч каждому члену комиссии на 1 поступающего);
- вступительных экзаменов в вуз (от 0,25 ч на одного слушателя, поступающего или от 1 ч до 4 ч – для проведения экзамена на группу слушателей, поступающих);
- экзаменационных консультаций к вступительным экзаменам.
Согласно разъяснению МОН от 13.03.15 г. № 1/9-126 «Относительно особенностей организации образовательного процесса и формирования учебных планов в 2015/2016 учебном году» в учебную нагрузку преподавателей, кроме учебных занятий, засчитываются, кроме прочего, предэкзаменационные консультации, проведение вступительного и итогового контроля во всех формах, другая работа научно-педагогических работников, направленная на обеспечение образовательного процесса по действующим учебным планам и программам. Здесь же МОН обращает внимание, что недопустимо, когда нагрузка этой категории работников состоит исключительно из аудиторных занятий.
Заметим: на сегодня квалификационные характеристики для педагогов, утвержденные приказом МОН от 01.06.13 г. № 665, утратили силу (приказ МОН от 17.10.14 г. № 1183). Хотя, по правде сказать, например, по должности преподавателя вуза, да и по другим должностям (включая руководящие), и не был конкретизирован круг задач и обязанностей. Указано только, что ими проводится учебная и учебно-методическая работа по всем видам учебных занятий, обеспечивается выполнение учебных планов и программ. Участие в работе приемной комиссии этими характеристиками не предусматривалось.
В свою очередь, согласно Типовым правилам внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденным приказом МОН от 20.12.93 г. № 455 (далее – Правила № 455), педработники в рамках рабочего дня осуществляют учебно-методические работы в соответствии с должностью, учебным планом. Также в п. 25 Правил № 455 предусмотрено: во время каникул, которые не совпадают с очередным отпуском, руководитель заведения образования привлекает педработников к педагогической и организационной работе в рамках времени не больше объема их нагрузки до каникул. График отпусков согласовывается с профсоюзным комитетом и составляется на каждый год (п. 27 Правил № 455).
Таким образом, с теми педработниками, у которых период отпуска по графику не приходится на время их работы в приемной комиссии вуза, вопросов не возникает. Обратим только внимание: время их работы в приемной комиссии, функции и полномочия на это время обязательно указываются в приказе руководителя заведения.
Рассмотрим, как действовать руководителю вуза, если отпуск работника как раз приходится на тот период, когда он должен привлекаться к работе в приемной комиссии. В таком случае можно разделить отпуск на части или же перенести его на другой срок. Однако это следует делать исключительно с согласия самого работника.
Согласно ст. 10 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) работникам учебных заведений ежегодные отпуска предоставляются в полном объеме в период летних каникул. Как известно, продолжительность указанного отпуска для категорий педработников составляет 56 календарных дней (постановление КМУ от 14.04.97 г. № 346).
На практике оптимальным вариантом выхода из указанной ситуации является деление ежегодного отпуска работнику, который согласно приказу руководителя определен членом приемной комиссии, на части. При этом основная непрерывная его часть должна быть продолжительностью не менее чем 14 календарных дней. В любом случае согласно нормами ст. 12 Закона № 504 это осуществляется по просьбе работника, то есть он обращается с заявлением с указанием в нем причин такого деления своего отпуска, и тогда это оформляется приказом работодателя.
Поскольку нормы ст. 12 Закона № 504 предусматривают еще и возможность отзыва из ежегодного отпуска, то работнику, который уже его фактически получил и, возможно, отдыхает, может поступить предложение об отзывах из отпуска. Такой отзыв возможен только с согласия работника, поскольку каждый работающий имеет право на отдых.
Обращаем внимание на нормы трудового законодательства, которые запрещают непредоставление отпусков работнику в течение более чем двух лет: это влечет за собой применение к работодателю серьезных санкций. В то же время необходимо исходить из особенностей функционирования заведений образования и учесть следующее.
Поскольку приемная комиссия вуза фактически работает в этот же период (в летние месяцы), работнику, который входит в состав приемной комиссии, нужно будет обратиться с заявлением к своему руководителю относительно переноса на другой период ежегодного отпуска. Согласно ст. 11 Закона № 504 условиями для такого переноса являются письменное согласие работника и согласование с первичным профсоюзом, а кроме того – часть отпуска продолжительностью не менее 24 календарных дней должна быть использована на протяжении текущего рабочего года.
При таком решении вопроса не пострадают интересы ни работодателя, ни самого работника. А руководителю вуза (а если речь идет о самом руководителе вуза, то органу вышестоящего уровня или учредителю заведения) остается только издать приказ о переносе отпуска работника, включенного в состав приемной комиссии, на новый срок.
Комментарии к материалу