Государственные социальные стандарты повышаются: а как относительно окладов?
18.04.2017 893 0 1
Согласно Закону от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) на протяжении текущего года предусмотрено несколько раз повышать размеры прожиточного минимума. Возникают вопросы, нужно ли в связи с этим пересматривать размеры должностных окладов работников, а также претерпят ли изменения размеры выплачиваемых пенсий? Разберемся с этим детальнее.
Формирование должностных окладов
Действительно, согласно ст. 7 Закона № 1801 в 2017 году будут повышаться размеры таких государственных социальных гарантий, как, в частности, прожиточный минимум (далее – ПМ). Так, по состоянию на 01.01.17 г. ПМ для трудоспособных лиц составляет 1 600 грн., с 01.05.17 г. – 1 684 грн., с 01.12.17 г. – 1 860 грн.
Напомним: после вступления в силу с 01.01.17 г. Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774), который существенно изменил нормы КЗоТ и Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108), определение условий оплаты труда осуществляется по-новому.
В частности, после внесения изменений Законом № 1774 в ст. 96 КЗоТ для учреждений и организаций бюджетной сферы (медработников, просвещенцев, научных работников, работников культуры, соцзащиты и т. п.) выделен порядок формирования тарифной сетки или схемы должностных окладов, а именно: размер минимального должностного оклада (тарифной ставки) не должен быть меньше ПМ для трудоспособных лиц по состоянию на 1 января календарного года. Раньше минимальный должностной оклад гарантировался в размере МЗП.
На сегодня базовым решением, на котором основываются условия оплаты труда упомянутых работников, является постановление КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298).
Для приведения этих условий в соответствие с нормами измененного законодательства принято постановление КМУ от 28.12.16 г. № 1037 «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1037). Оно дополняет примечание 1 к приложению 1 к Постановлению № 1298 следующей новацией: с 01.01.17 г. должностные оклады (тарифные ставки, ставки заработной платы) рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, который, в свою очередь, установлен в размере ПМ для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. Поэтому в каждом бюджетном учреждении, условия оплаты труда в котором базируются на нормах Постановления № 1298, расчеты окладов, ставок по всем должностям работников рассчитаны исходя из тарифа работника 1-го разряда в размере 1 600 грн.
Поскольку Законом № 1774 и другими законодательными актами не предусмотрено осуществлять пересмотр размеров должностных окладов после изменения размера ПМ (а такие изменения, как сказано выше, в течение 2017 года будут происходить с 01.05.17 г. и с 01.12.17 г.), то и оснований для принятия соответствующих решений Кабмина относительно повышения размеров должностных окладов, в частности, для работников учебных заведений, здравоохранения, культуры, соцзащиты и т. п. нет.
Должностные оклады госслужащих
Что касается госслужащих, то согласно обновленным нормам Заключительных и переходных положений Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) минимальная планка размера должностного оклада в государственных органах группы 9 (это государственные структуры в районах, городах областного значения) составляет 1,25 ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года. Это 2 000 грн. (1 600 грн. х 1,25).
Такой минимальный должностной оклад и зафиксирован в постановлении КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15). Напомним: исходя из норм ст. 8 Закона № 108 и ч. 3 ст. 51 Закона № 889, Кабмин ежегодно осуществляет определение схем должностных окладов на должностях госслужбы с учетом юрисдикции госорганов.
Как видим, Законом № 1774 и другими законодательными актами не предусмотрено осуществлять пересмотр размеров должностных окладов госслужащих после изменения размера ПМ. Поэтому и оснований для принятия соответствующих решений относительно повышения размеров должностных окладов, как и для работников учебных заведений, здравоохранения, культуры, соцзащиты и т. п., а также для госслужащих нет.
Норма относительно определения размеров должностных окладов для рабочих государственных и других органов непосредственно связана с установленным размером ПМ, хотя прописана немного по-другому.
Нормативной основой для этого служит приказ Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).
В соответствии п. 1 Приказа № 77 размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, должности которых содержатся в приложениях 1–3 к этому приказу, подлежат изменению пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 к приложению 1 к Постановлению № 1298 (т. е. 1 600 грн.).
Но исходя из того, что согласно Закону № 1774 и ст. 96 КЗоТ тариф работника самого низкого тарифного разряда в течение всего года остается неизменным, для изменения тарифа 1-го разряда оснований нет. Поэтому повышать должностные оклады рабочим, оплата труда которых осуществляется на основании Приказа № 77, нельзя. Так что в 2017 году должностные оклады должны применяться именно в тех размерах, которые были пересмотрены с 01.01.17 г., и до 31.12.17 г. они не будут меняться. Другого ожидать не следует.
Добавим: только в случае, если конкретному рабочему в установленном порядке будет повышен разряд (например, с 4-го на 5-й, см. приложение 1 к Приказу № 77), или же оклад будет определяться по максимальным, а не минимальным значениям (в пределах размеров, установленных согласно приложению 2 к Приказу № 77), работнику повысится его должностной оклад (тарифная ставка). Произойдет это после внесения изменений в штатное расписание соответствующего госоргана.
Заметим: абзац третий п. 1 Приказа № 77 содержит норму, которая предусматривает установление в штатном расписании должностных окладов (тарифных ставок) на уровне МЗП для рабочих, у которых должностные оклады меньше, чем размер МЗП.
Применять эту норму не следует, ведь это будет нарушением Закона № 1774, согласно Заключительным и переходным положениям которого МЗП отныне не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат. Использовать МЗП в размере 1 600 грн. нужно до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство относительно неприменения МЗП в качестве расчетной величины. В качестве расчетной величины должен применяться установленный ПМ для трудоспособных лиц в размере 1 600 грн. По информации Минсоцполитики, на сегодня нормы Приказа № 77 в этой части в установленном порядке приводятся в соответствие с законодательством.
Должностные оклады в органах местного самоуправления
Перейдем к условиям оплаты труда руководящих работников, специалистов и служащих аппарата советов и их исполнительных органов, утвержденным постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268). Для тех, кто проходит службу или работает в этих структурах, зависимости установления должностных окладов от размера ПМ или другой государственной гарантии нет. Поэтому нет оснований для пересмотра их окладов после изменения размеров государственных социальных гарантий.
Чему можно радоваться – это по поводу новых схем должностных окладов работников органов местного самоуправления, поскольку проект соответствующего правительственного решения на сегодня согласовывается соответствующими министерствами и ведомствами. То есть в Постановление № 268 внесены изменения относительно повышения должностных окладов лиц, которые проходят службу или работают в органах местного самоуправления.
Кардинальных изменений в оплате труда должностных лиц этих органов следует ожидать после принятия проекта Закона от 28.11.16 г. № 2489 «О службе в органах местного самоуправления», согласно которому предусматривается осуществлять оплату труда по аналогии с госслужащими. Проект возвращен в Верховную Раду с предложениями Президента от 21.03.17 г.
Важно и то, что до сих пор является действующим постановление КМУ от 20.05.09 г. № 482 «Некоторые вопросы оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, которые финансируются из бюджета», в частности, в части, касающейся размеров должностных окладов в органах местного самоуправления. В п. 1 этого документа предусмотрено, что тем работникам, у которых размер должностного оклада ниже МЗП, должностной оклад следует устанавливать на уровне МЗП. Применять эту норму нельзя, чтобы не нарушать Закон № 1774. Работа над упорядочением этого вопроса инициирована Минсоцполитики.
Попутно обращаем также внимание на необходимость осуществления ежемесячного мониторинга начисленной заработной платы, причем по каждой должности, которую занимает работник. Это нужно для того, чтобы не возникло ситуации, при которой фактически начисленный заработок работника окажется ниже установленного размера МЗП.
Пенсионное обеспечение
Законодательством определено, что минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере ПМ для лиц, утративших трудоспособность (ст. 28 Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», далее – Закон № 1058).
Согласно ст. 8 Закона № 1801 размер этого ПМ составляет: с 01.01.17 г. – 1 247 грн.; с 01.05.17 г. – 1 312 грн.; с 01.12.17 г. – 1 373 грн. Поэтому с 01.05.17 г. минимальная пенсия повысится в сравнении с действующей и будет составлять уже 1 312 грн. На размер максимальной пенсии это не повлияет – она, как и раньше, не может превышать 10 740 грн.
Вместе с тем повышение ПМ для нетрудоспособных лиц дает возможность осуществлять перерасчет пенсий и даплат, назначенных лицам согласно ст. 54 Закона от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», ст. 27 Закона № 1058, ст. 7 и 8 Закона от 02.09.08 г. № 345-VІ «О повышении престижности шахтерского труда».
Изменятся также надбавки: гражданам, которые имеют статус Почетного донора Украины (ст. 13 Закона от 23.06.95 г. № 239/95-ВР «О донорстве крови и ее компонентов»), на иждивенцев (ст. 16 Закона от 09.04.92 г. № 2262-ХІІ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»).
Подлежат пересмотру и пенсионные выплаты, предусмотренные ст. 5 и 6 Закона от 01.06.2000 г. № 1767-ІІІ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной», в частности матерям, которые родили 5 и более детей и воспитали их до шестилетнего возраста.
Должен быть осуществлен перерасчет минимальных пенсий, назначенных участникам боевых действий, инвалидам войны и получившим инвалидность во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, при условии установления связи инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Кроме того, изменятся повышения к пенсии ветеранам войны и жертвам нацистских преследований.
Комментарии к материалу