Дважды в год оздоровительная помощь не выплачивается
В который раз центральное ведомство, обеспечивающее реализацию государственной политики, в частности, в сфере труда, объясняет особенности выплаты некоторых составляющих заработка работникам органов местного самоуправления (далее – ОМС). Речь идет о выплате работникам ОМС помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере их среднемесячного заработка, как это предусмотрено п. 2 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
В письме Минсоцполитики от 12.06.18 г. № 1006/0/101-18 обращается внимание, что работник вправе разделить на части любой продолжительности свой ежегодный основной отпуск, однако основная непрерывная его часть должна составлять не меньше 14 календарных дней (далее – к. д.), как это установлено в ст. 12 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках».
Однако одного желания работника поделить такой отпуск маловато, ведь окончательное решение по данному поводу принимается руководителем, в нашем случае – непосредственным руководителем работника ОМС, а если речь идет о руководящей должности – с председателем соответствующего совета. Поэтому советуем заранее согласовать вопрос о делении на части ежегодного отпуска с руководителем ОМС таким образом, чтобы это не повлекло, в частности, потери или нерационального использования рабочего времени. То есть если даже работник настаивает на делении ежегодного отпуска, а работодатель обоснованно возражает против этого (например, предлагает работнику взять часть отпуска в иной период текущего года, чтобы обеспечить своевременное представление в органы Казначейства отчетов), работник должен сдержать свои желания и перенести его на другой период.
Устранить такие противоречия достаточно просто – в графике отпусков, утверждаемом в начале года, следует четко зафиксировать периоды ежегодных отпусков по каждой штатной должности ОМС, включая отпуска с делением их на части. В таком случае, во-первых, средства фонда оплаты труда, в частности, для выплаты оздоровительной помощи, будут использованы в соответствии с запланированными графиком периодами. Во-вторых, работник и работодатель заранее найдут компромиссные решения в отношении времени предоставления отпусков так, чтобы отсутствие работника не влияло на качество работы соответствующего совета.
Если же работодатель и работник пришли к согласию в вопросе деления на части ежегодного основного отпуска, то работник подает отдельное заявление с указанием в нем количества дней отпуска и просьбы выплатить ему именно сейчас «оздоровительную» помощь. И тогда готовится приказ о такой выплате.
И еще один важный момент. Законодательство не предусматривает обязательности выплаты упомянутой помощи в зависимости от продолжительности части отпуска. Поэтому помощь может быть выплачена работнику к любой части отпуска, даже если ее продолжительность – один день. Однако такие нормы следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего совета, его исполнительного органа или территориальной громады, чтобы не возникало недоразумений между работником и работодателем.
Вышеизложенный порядок выплаты помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска применяется к таким лицам ОМС: руководители ОМС (председатель совета или исполкома совета, его заместители, секретарь совета, староста, руководители структурных подразделений ОМС); должностные лица ОМС (т. е. те, которым присвоен ранг должностного лица местного самоуправления); служащие. Кое-где работникам бюджетных учреждений, включая работников ОМС, выплачивают помощь к отпуску по частям, в зависимости от количества дней отпуска. Обращаем внимание: такие действия необоснованны, поскольку размер помощи не может рассчитываться исходя из фактического времени пребывания работника в отпуске.
Добавим: поскольку в смете совета должны предусматриваться расходы для выплаты лишь одной «оздоровительной» помощи работникам, которым она полагается согласно действующим условиям оплаты труда, для предоставления этой помощи два раза в год (например, в случае использования части прошлогоднего отпуска в текущем году, а впоследствии – при оформлении ежегодного отпуска за текущий год), оснований не усматривается.
Правда, возможность есть. Минсоцполитики в письме от 19.07.10 г. № 671/13-84-10 (т. е. тогда, когда условия оплаты труда госслужащих и работников определялись единым документом – Постановлением № 268) разъяснило, что в такой ситуации есть возможность выплатить помощь госслужащему два раза в год. То есть помощь в текущем году за предыдущий год и помощь за отработанный год могут выплачиваться, однако за счет экономии фонда оплаты труда и без ущемления прав других работников.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 11