Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Уплата НДС через электронные счета: особенности учета

Наталия Сушко

20.07.2016 5847 0 2


Из этой консультации вы узнаете: об учете расчетов с бюджетом по НДС путем применения электронных счетов, открытых бюджетным учреждениям в Казначействе.


Общие положения

Основными нормативными актами, которые регулируют вопрос электронного администрирования НДС, являются:

  • Налоговый кодекс;
  • Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 569 (далее – Порядок № 569). Теперь данный документ применяется в редакции постановления КМУ от 30.12.15 г. № 1177.

В соответствии с названными документами счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС (далее – СЭА) открываются автоматически в Казначействе. Это требование распространяется и на распорядителей бюджетных средств, которые согласно законодательству являются плательщиками НДС в части операций по собственным поступлениям.

Электронные счета открываются на основании реестра налогоплательщиков, который автоматически формируется ГФС и отправляется Казначейству после присвоения учреждению индивидуального налогового номера плательщика НДС. Плательщик налога имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего счета (в т. ч. дополнительных электронных счетов), а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (п. 13 Порядка № 569).

Бюджетные учреждения самостоятельно зачисляют на электронные счета средства с соответствующих счетов, а Казначейство на основании реестров плательщиков НДС в автоматическом режиме перечисляет с этих счетов суммы НДС исключительно в бюджет.

С учетом того что электронный счет открыт на имя бюджетного учреждения, движение средств по этому счету обязательно должно обобщаться на соответствующих счетах бухучета и отражаться в учетных регистрах синтетического и аналитического учета и отчетности.

Основания и порядок осуществления перечислений НДС

А теперь выясним, как организовать работу бюджетному учреждению, чтобы обеспечить перечисление средств на счет плательщика в СЭА.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность по смете и независимо от того, как оно ведет бухгалтерский учет (самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией), составляет индивидуальные сметы. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений утверждены постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228).

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) и Порядком № 228 смета определена основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями. К сметам обязательно прилагаются подробные расчеты (п. 22 Порядка № 228).

Распорядители бюджетных средств, которые являются плательщиками НДС, должны утверждать в сметах объем ассигнований для проведения расчетов с бюджетом. Такие ассигнования могут утверждаться по специальному фонду сметы и быть составляющей расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (за счет поступлений подгруппы 1 первой группы – ст. 13 БК).

Ассигнования должны быть предусмотрены по следующим КЭКР (пп. 2.2.8.1, 2.2.8.2, п. 2.6 Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333):

  • 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ» – в научных учреждениях в соответствии с нормативно-правовыми актами;
  • 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» – в вузах в соответствии с нормативно-правовыми актами;
  • 2800 «Прочие текущие расходы» – у распорядителей бюджетных средств других отраслей, которые платят налоги и сборы, обязательные платежи в бюджеты в соответствии с законодательством.

Перечисление средств на счет плательщика в СЭА распорядители бюджетных средств осуществляют со специальных регистрационных счетов, открытых на их имя в органах Казначейства, согласно Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, и Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938.

Отражение операции по перечислению НДС в учете и отчетности

Бухгалтерский учет. В соответствии с законодательством все хозяйственные операции бюджетного учреждения должны быть отражены в бухучете на основании первичных документов.

Для учета операций на электронном счете НДС и расчетов с бюджетом необходимо использовать следующие субсчета, предусмотренные Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов):

  • 328 «Прочие счета в казначействе», где обобщаются средства, которые поступают на имя учреждения и не отражаются на субсчетах 321–327;
  • 641 «Расчеты по налогам и сборам в бюджет», на котором учитываются расчеты учреждения с бюджетом по налогам и платежам.

Для обеспечения прозрачного отражения в учете расчетов по налогам и сборам в бюджет в части НДС бюджетные учреждения могут ввести новые аналитические субсчета второго уровня к субсчету 641, а именно:

  • 641/1 – для накопления информации по расчетам по НДС за счет спецфонда сметы;
  • 641/2 – для накопления информации по расчетам по НДС, которые проводятся с электронного счета бюджетного учреждения в СЭА.

Такие полномочия бюджетным учреждениям предоставлены п. 2 Плана счетов, и они являются составляющей учетной политики бюджетного учреждения, которая должна учесть отраслевые особенности деятельности и содержать единые подходы в рамках главного распорядителя бюджетных средств (п. 3, 4 разд. І Методических рекомендаций относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11).

Пользуясь случаем, напомним, что вопросы учетной политики бухгалтерского учета субъектов государственного сектора регулируются:

  • Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
  • Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59;
  • НП(С)БУГС 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденным приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629.

Если бюджетное учреждение принимает решение о введении новых субсчетов, то ему необходимо привести эту информацию в распорядительном документе об учетной политике. Типовая корреспонденция субсчетов для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенная в приложении 2 к Плану счетов, также не содержит бухгалтерских проводок относительно движения средств на счете учреждения в СЭА. И этому есть объяснение – упомянутое приложение содержит наиболее распространенные операции, которые осуществляются бюджетными учреждениями.

Поэтому для отражения в бухучете перечисления средств на счет плательщика в СЭА и уплаты НДС в бюджет рекомендуем бюджетным учреждениям делать следующие проводки:

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

Перечислены средства со специального регистрационного счета бюджетного учреждения на его электронный счет в СЭА

641/1

323

Зачислены средства на электронный счет бюджетного учреждения в СЭА

328

641/2

Уплачено с электронного счета бюджетного учреждения в СЭА

641/2

328

Начислен в общеустановленном порядке НДС, который подлежит уплате в госбюджет (п. 7.5 приложения 2 к Плану счетов)

811

641/1

Финотчетность. Согласно Порядку составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденному приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44, распорядители бюджетных средств отражают результат проведенных хозяйственных операции в форме № 1 «Баланс».

В частности, в разд. ІІ «Оборотные активы» актива Баланса в строке 270 «Прочие счета в казначействе» приводятся остатки по субсчету 328. Имеющийся остаток денежных средств на счете бюджетного учреждения по электронному администрированию НДС свидетельствует о том, что учреждение не уплатило в бюджет платежи. Следовательно, в разд. I «Собственный капитал» пассива Баланса в строке 423 «Расчеты по налогам и сборам» должны быть приведена информация по незавершенным расчетам с бюджетом, то есть остатки на отчетную дату по субсчетам 641/1 и 642/2.

Кредиторская задолженность распорядителей отражается:

  • по субсчету 641/1 – в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам»;
  • по субсчету 641/2 – в Справке о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м.

Выводы

Главные бухгалтеры бюджетных учреждений должны обеспечить отражение в бухгалтерском учете всех проведенных расчетов с бюджетом по НДС через СЭА и составление достоверной отчетности.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы