Уплата НДС через электронные счета: особенности учета
20.07.2016 5847 0 2
Из этой консультации вы узнаете: об учете расчетов с бюджетом по НДС путем применения электронных счетов, открытых бюджетным учреждениям в Казначействе.
Общие положения
Основными нормативными актами, которые регулируют вопрос электронного администрирования НДС, являются:
- Налоговый кодекс;
- Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 569 (далее – Порядок № 569). Теперь данный документ применяется в редакции постановления КМУ от 30.12.15 г. № 1177.
В соответствии с названными документами счета плательщиков в системе электронного администрирования НДС (далее – СЭА) открываются автоматически в Казначействе. Это требование распространяется и на распорядителей бюджетных средств, которые согласно законодательству являются плательщиками НДС в части операций по собственным поступлениям.
Электронные счета открываются на основании реестра налогоплательщиков, который автоматически формируется ГФС и отправляется Казначейству после присвоения учреждению индивидуального налогового номера плательщика НДС. Плательщик налога имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего счета (в т. ч. дополнительных электронных счетов), а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (п. 13 Порядка № 569).
Бюджетные учреждения самостоятельно зачисляют на электронные счета средства с соответствующих счетов, а Казначейство на основании реестров плательщиков НДС в автоматическом режиме перечисляет с этих счетов суммы НДС исключительно в бюджет.
С учетом того что электронный счет открыт на имя бюджетного учреждения, движение средств по этому счету обязательно должно обобщаться на соответствующих счетах бухучета и отражаться в учетных регистрах синтетического и аналитического учета и отчетности.
Основания и порядок осуществления перечислений НДС
А теперь выясним, как организовать работу бюджетному учреждению, чтобы обеспечить перечисление средств на счет плательщика в СЭА.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность по смете и независимо от того, как оно ведет бухгалтерский учет (самостоятельно или обслуживается централизованной бухгалтерией), составляет индивидуальные сметы. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений утверждены постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228).
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) и Порядком № 228 смета определена основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями. К сметам обязательно прилагаются подробные расчеты (п. 22 Порядка № 228).
Распорядители бюджетных средств, которые являются плательщиками НДС, должны утверждать в сметах объем ассигнований для проведения расчетов с бюджетом. Такие ассигнования могут утверждаться по специальному фонду сметы и быть составляющей расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (за счет поступлений подгруппы 1 первой группы – ст. 13 БК).
Ассигнования должны быть предусмотрены по следующим КЭКР (пп. 2.2.8.1, 2.2.8.2, п. 2.6 Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333):
- 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ» – в научных учреждениях в соответствии с нормативно-правовыми актами;
- 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» – в вузах в соответствии с нормативно-правовыми актами;
- 2800 «Прочие текущие расходы» – у распорядителей бюджетных средств других отраслей, которые платят налоги и сборы, обязательные платежи в бюджеты в соответствии с законодательством.
Перечисление средств на счет плательщика в СЭА распорядители бюджетных средств осуществляют со специальных регистрационных счетов, открытых на их имя в органах Казначейства, согласно Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.12 г. № 1407, и Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938.
Отражение операции по перечислению НДС в учете и отчетности
Бухгалтерский учет. В соответствии с законодательством все хозяйственные операции бюджетного учреждения должны быть отражены в бухучете на основании первичных документов.
Для учета операций на электронном счете НДС и расчетов с бюджетом необходимо использовать следующие субсчета, предусмотренные Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов):
- 328 «Прочие счета в казначействе», где обобщаются средства, которые поступают на имя учреждения и не отражаются на субсчетах 321–327;
- 641 «Расчеты по налогам и сборам в бюджет», на котором учитываются расчеты учреждения с бюджетом по налогам и платежам.
Для обеспечения прозрачного отражения в учете расчетов по налогам и сборам в бюджет в части НДС бюджетные учреждения могут ввести новые аналитические субсчета второго уровня к субсчету 641, а именно:
- 641/1 – для накопления информации по расчетам по НДС за счет спецфонда сметы;
- 641/2 – для накопления информации по расчетам по НДС, которые проводятся с электронного счета бюджетного учреждения в СЭА.
Такие полномочия бюджетным учреждениям предоставлены п. 2 Плана счетов, и они являются составляющей учетной политики бюджетного учреждения, которая должна учесть отраслевые особенности деятельности и содержать единые подходы в рамках главного распорядителя бюджетных средств (п. 3, 4 разд. І Методических рекомендаций относительно учетной политики субъекта государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11).
Пользуясь случаем, напомним, что вопросы учетной политики бухгалтерского учета субъектов государственного сектора регулируются:
- Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
- Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59;
- НП(С)БУГС 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок», утвержденным приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629.
Если бюджетное учреждение принимает решение о введении новых субсчетов, то ему необходимо привести эту информацию в распорядительном документе об учетной политике. Типовая корреспонденция субсчетов для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенная в приложении 2 к Плану счетов, также не содержит бухгалтерских проводок относительно движения средств на счете учреждения в СЭА. И этому есть объяснение – упомянутое приложение содержит наиболее распространенные операции, которые осуществляются бюджетными учреждениями.
Поэтому для отражения в бухучете перечисления средств на счет плательщика в СЭА и уплаты НДС в бюджет рекомендуем бюджетным учреждениям делать следующие проводки:
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
|
Дт |
Кт |
|
1 |
2 |
3 |
Перечислены средства со специального регистрационного счета бюджетного учреждения на его электронный счет в СЭА |
641/1 |
323 |
Зачислены средства на электронный счет бюджетного учреждения в СЭА |
328 |
641/2 |
Уплачено с электронного счета бюджетного учреждения в СЭА |
641/2 |
328 |
Начислен в общеустановленном порядке НДС, который подлежит уплате в госбюджет (п. 7.5 приложения 2 к Плану счетов) |
811 |
641/1 |
Финотчетность. Согласно Порядку составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденному приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44, распорядители бюджетных средств отражают результат проведенных хозяйственных операции в форме № 1 «Баланс».
В частности, в разд. ІІ «Оборотные активы» актива Баланса в строке 270 «Прочие счета в казначействе» приводятся остатки по субсчету 328. Имеющийся остаток денежных средств на счете бюджетного учреждения по электронному администрированию НДС свидетельствует о том, что учреждение не уплатило в бюджет платежи. Следовательно, в разд. I «Собственный капитал» пассива Баланса в строке 423 «Расчеты по налогам и сборам» должны быть приведена информация по незавершенным расчетам с бюджетом, то есть остатки на отчетную дату по субсчетам 641/1 и 642/2.
Кредиторская задолженность распорядителей отражается:
- по субсчету 641/1 – в форме № 7д, № 7м «Отчет о задолженности по бюджетным средствам»;
- по субсчету 641/2 – в Справке о дебиторской и кредиторской задолженности по операциям, которые не отражаются в форме № 7д, № 7м.
Выводы
Главные бухгалтеры бюджетных учреждений должны обеспечить отражение в бухгалтерском учете всех проведенных расчетов с бюджетом по НДС через СЭА и составление достоверной отчетности.
Комментарии к материалу