Подлежит ли обложению военным сбором адресная материальная помощь, которая предоставляется физическому лицу за счет средств, предусмотренных в городском бюджете по КФК 090412 «Прочие расходы на социальную защиту населения»?
18.12.2015 635 0 0
В соответствии с пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса (далее – НК) объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НК. От обложения военным сбором освобождаются доходы, которые не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц согласно разд. ІV НК (пп. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НК), в частности доходы, предусмотренные ст. 165 НК.
Так, пп. 165.1.1 НК установлены случаи, когда адресная денежная помощь, которая выплачивается физическим лицам за счет средств бюджета, не подлежит налогообложению. Речь идет о суммах государственной и социальной материальной помощи в виде адресных выплат средств, полученных налогоплательщиком из бюджетов и фондов социального страхования.
Согласно ст. 16 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются данным и другими законами собственными полномочиями, в рамках которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом. К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления (пп. 22 п. 1 ст. 26 Закона № 280).
Нормой ст. 34 Закона № 280 определены полномочия органов сельских, поселковых, городских советов в сфере социальной защиты населения, в том числе решения вопросов о предоставлении льгот и помощи определенным категориям населения за счет собственных или благотворительных поступлений.
Следовательно, местные советы всех уровней во исполнение предоставленных им Законом № 280 полномочий утверждают программы социально-экономического развития или целевые комплексные программы (мероприятия) социальной защиты населения, в которых предусматривают адресную помощь наиболее незащищенным слоям населения. Реализация такой программы осуществляется за счет местного бюджета.
Исходя из вышеизложенного делаем вывод: материальная помощь, которая предоставляется физическим лицам за счет городского бюджета, не включается в общий налогооблагаемый доход физических лиц на основании пп. 165.1.1 НК и не является объектом обложения НДФЛ и военным сбором при условии, что она предоставляется в рамках выполнения городским советом утвержденной программы социально-экономического развития или целевой программы по вопросам деятельности местного самоуправления, в которой предусмотрено предоставление такой помощи с конкретным определением ее направлений, условий предоставления и сметой.
Рассмотрим, как отражается эта помощь в налоговом расчете по форме № 1ДФ.
В разд. І сумма материальной помощи, которая не является объектом обложения НДФЛ, указывается с признаком «128» «сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и т. п.».
Что касается отражения этой информации в разд. ІІ (в части военного сбора), то здесь возникает вопрос: нужно ли в графе 3а «Общая сумма начисленного дохода» показывать те суммы дохода, которые не облагаются военным сбором?
Конкретного ответа на этот вопрос Порядок, утвержденный приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4, не содержит. Но в п. 3.11 данного Порядка речь идет о тех налогоплательщиках, которым начислены доходы и с которых удерживается военный сбор. При этом доходы должны отражаться без персонификации налогоплательщиков. Следовательно, в форме № 1ДФ приводятся только те доходы, из которых удерживается военный сбор.
Таким образом, в разд. ІІ формы № 1ДФ общая сумма начисленной материальной помощи, которая не является объектом обложения военным сбором, не отражается.
Комментарии к материалу