Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как отразить в учете поступление налогов в кассу сельсовета?


Недавно приказом Минфина от 01.09.16 г. № 799 была утверждена в новой редакции форма Квитанции о приеме налогов и сборов (далее – квитанция). Ею предусмотрено использование квитанции для уплаты налогов и сборов через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных громад. Как отразить в бухгалтерском учете операции по приему налоговых платежей в кассы указанных местных советов?


Рассматривая отражение в учете операций по приему в бюджет и проведение таких операций сельскими, поселковыми советами или советами объединенных территориальных громад, следует проанализировать полномочия этих советов в указанной сфере.

В соответствии со ст. 69 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) органы местного самоуправления имеют обязанность только относительно установления местных налогов и сборов. А вот зачисление их в местный бюджет согласно этой же статье осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом (далее – БК) с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом (далее – НК).

Поэтому обратимся сначала к ст. 78 БК. В ней четко определено, что учет всех поступлений, принадлежащих местным бюджетам, ведут органы Казначейства. Каких-либо особенностей учета налоговых поступлений в сельские, поселковые советы или советы объединенных территориальных громад БК не содержит.

А вот что касается НК, то, действительно, он содержит норму (п. 57.5), которой предусмотрено, что физические лица – налогоплательщики, которые проживают в сельской (поселковой) местности, могут платить налоги и сборы через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных громад. Очевидно, что эта норма противоречит приведенным выше положениям БК и Закона № 280. Чем же руководствоваться в таком случае? Безусловно, преимущество следует отдать БК, который по сравнению с другими вышеуказанными нормативными актами является специальным документом, устанавливающим правила формирования бюджетов всех уровней, учета поступлений и расходования средств бюджета любого уровня. Это означает отсутствие полномочий местных советов, о которых идет речь, относительно бухгалтерского учета поступлений в бюджет.

К тому же есть еще одна понятная причина, по которой отражение в учете операций по приему сельсоветом платежей в бюджет просто невозможно. Что имеется в виду? Прием денежных средств по квитанции, безусловно, является хозяйственной операцией, под которой Законом от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) понимается действие или событие, которое вызывает изменения, в частности, в структуре активов, которыми являются денежные средства. Поэтому факт приема денег должен быть отражен в бухучете. Невыполнение такого требования является нарушением норм ст. 9 Закона № 996. Кроме того, при этом будет нарушено требование п. 9.2 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938 (далее – Порядок № 938), согласно которому все суммы средств, поступающие наличностью в кассы учреждений (в т. ч. суммы неиспользованной наличности), должны быть зачислены на регистрационные, специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств.

И здесь возникает проблема, поскольку действующими документами по бухучету не предусмотрены субсчета, на которых поступления в бюджеты может отразить орган местного самоуправления. С введением казначейского обслуживания исполнения местных бюджетов в 2005 году из Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (к которым относятся и органы местного самоуправления), утвержденного действующим на то время приказом ГУ Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, были исключены субсчета 731 и 831. Ранее они использовались для отражения доходов и расходов местных бюджетов соответственно. Ведение бухучета и составление отчетности об исполнении бюджетов с тех пор осуществляется органами Казначейства (ст. 78, 43 БК). Поэтому при всем желании бухгалтеры не найдут субсчет, по кредиту которого можно было бы отразить суммы налогов, принятые через кассу. Законодателям, на наш взгляд, необходимо рассмотреть возможность принятия нормативных документов, которые урегулировали указанные проблемные вопросы.

Надеемся, что законодатели обратят внимание на все вышеупомянутые противоречия в нормах законодательства.

В то же время, поскольку налоговики настаивают на осуществлении операций по приему в кассу налогов, рекомендуем руководителям советов: 

1. Подготовить запрос в соответствующий орган Казначейства (ссылаясь на пп. 24 п. 4 Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента от 13.04.11 г. № 460/2011) относительно разъяснения порядка отражения таких операций в бухучете.

2. В налоговый орган направить письмо о том, что сельский совет выясняет указанный вопрос, приложив копию вышеупомянутого запроса.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
26.09.2022
РРО/ПРРО-штрафы: что грозит во время и после войны
В настоящее время немало субъектов хозяйствования (далее — СХ), которые обязаны использовать РРО/ПРРО, не делают этого. Кто-то (а это, конечно, касается ФЛП) так и не приобрел РРО/ПРРО с начала нового года. А кто-то, даже имея зарегистрированный в ГНС регистратор, перестал использовать его, сп...
01.06.2021
Нарушения налогового законодательства в период карантина: штрафы и проверки
Ограничения, введенные на период действия карантина из-за пандемии COVID-19, неблагоприятно отразились на всех видах деятельности учреждений и заведений. В связи с этим бухгалтеров волнуют вопросы, будут ли наказывать налоговики за непроизвольно допущенные нарушения налогового законодательства? Как ...
03.11.2020
Подлежит ли обложению НДФЛ и ВС сумма компенсации услуги «муниципальная няня»?
Включается ли в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика сумма компенсации услуги «муниципальная няня», которая выплачивается согласно постановлению КМУ от 30.01.19 г. № 68 (далее – Постановление № 68)? Реорганизация ОМС во вновь созданных громадах и района...
Лучшие материалы