Заключен договор по результатам допороговой закупки: можно ли увеличить его сумму на 20 %, как требует поставщик?
01.03.2017 3721 0 1
Управление образования по результатам допороговой закупки заключило договор о закупке продуктов питания для школ района. В связи с колебанием цен на некоторые продукты питания поставщик требует увеличить цену за единицу на 20 %. Имеет ли право управление образования согласиться на такие условия? Если да, то какие подтверждающие документы для этого он должен требовать от поставщика?
Как видно из вопроса, договор заказчик заключил по результатам допороговой закупки. Поэтому ч. 4 ст. 36 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) относительно исключительного перечня случаев внесения изменений в договор не распространяется на такие договоры. Следовательно, не распространяется на них и ограничение относительно увеличения цены за единицу товара только в пределах 10 %. Также для «допороговых» договоров нет ограничения относительно увеличения суммы договора.
В то же время законодатель предусмотрел, что допороговые закупки товаров, работ и услуг заказчик должен осуществлять с соблюдением тех же принципов осуществления закупок, что и послепороговые, в частности относительно максимальной экономии и эффективности при осуществлении закупки.
Следовательно, в целях соблюдения принципов осуществления закупок, выполнения договорных обязательств сторонами договора и обеспечения заказчика продуктами питания советуем ему обязательно требовать от поставщика документальное подтверждение того, что цены на продукты питания на рынке изменились по сравнению с теми, которые указаны в договоре, и действительно в тех рамках (то есть 20 %), на которые указывает поставщик. Следует заметить, что в законодательстве о публичных закупках нет утвержденного исключительного перечня органов и документов, которые могли бы подтверждать указанные обстоятельства. Поэтому такими подтверждающими документами могут быть экспертные заключения, исследования, справки и т. п. тех организаций, которые наделены полномочиями мониторить колебания цен на товары на рынке.
В то же время заметим, что увеличение цены за единицу товара в договоре (на тот или иной процент или же вообще сам факт увеличения) не является обязанностью заказчика, а является его правом. Поэтому если поставщик документально не подтверждает колебания цен на рынке, а лишь предоставляет проект дополнительного соглашения для подписания заказчику, не рекомендуем подписывать такое соглашение.
Вместе с тем, обратите внимание, что согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 922 заказчикам запрещено приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом, и заключения договоров, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных данным Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части в целях избежания проведения процедуры открытых торгов или применения данного Закона. С учетом этого в нашей ситуации могут возникнуть некоторые нюансы.
Во-первых, заказчику стоит учитывать следующее: если после внесенных изменений (одно или многократных) общая сумма договора превысит стоимостной предел применения Закона № 922 (то есть для товаров – 200 тыс. грн.), то у контролеров может возникнуть вопрос, не избегал ли заказчик применения Закона № 922. И тогда заказчик должен будет доказывать, что на момент планирования закупки ожидаемая стоимость с учетом необходимого количества и ориентировочной цены продуктов питания не превышала стоимостные пределы.
Во-вторых, если разовое изменение суммы договора будет равняться или превышать 50 тыс. грн., то у контролеров может возникнуть вопрос, не должен ли был заказчик по отдельному новому договору на эти 50 тыс. грн. закупать продукты питания и обнародовать отчет о заключенных договорах, как предусмотрено ч. 1 ст. 10 Закона № 922. Здесь заказчик объяснит, что в таком случае увеличение суммы не зависело от увеличения количества продуктов питания (то есть появления новой потребности), а было связано с увеличением цены за единицу товара, а следовательно, факта новой закупки для обеспечения новой потребности не было.
Как видим, заказчикам нужно правильно действовать как на стадии планирования закупки, так и во время самой закупки, чтобы не допустить ошибки.
Комментарии к материалу