Работа в системе ProZorro в вопросах и ответах
20.09.2016 20005 0 3
Эта статья ответит на вопросы: по работе в системе ProZorro, в частности при проведении допороговых закупок.
В приложении к годовому плану закупок учреждения-заказчика стоимость некоторых предметов закупок составляет свыше 50 тыс. грн. Согласно законодательству это учреждение как заказчик должно или проводить допороговую закупку, или размещать отчет на площадке. Но при размещении отчета о заключенном договоре на Госзакупки.онлайн обнаружено, что по договорам, по которым стоимость закупки меньше 3 тыс. грн., отчеты не сохраняются, а появляется сообщение об ошибке при их заполнении. Как решить эту проблему?
Как предусмотрено абзацем четвертым ч. 1 ст. 2 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), при проведении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем данной части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок в целях отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.
При этом согласно абзацу пятому ч. 1 ст. 2 Закона № 922 в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем данной части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 данного Закона.
Таким образом, если стоимость предмета закупки согласно приложению к годовому плану закупок равна или же превышает 50 тыс. грн. и не равна, и не превышает для заказчика-бюджетника 200 тыс. грн. для товаров/услуг или 1,5 млн грн. – для работ, то заказчик должен обнародовать в электронной системе закупок ProZorro отчет о заключенных договорах.
В п. 15 формы отчета о заключенных договорах (утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.16 г. № 490, далее – Приказ № 490, Форма отчета) предусмотрено указание цены договора. Однако ни Форма отчета, ни сам приказ не содержат пояснений по ее заполнению, как было ранее в приказе Минэкономразвития от 15.09.14 г. № 1106 (по «бумажным» торгам).
К сожалению, реализация алгоритма соответствующих действий в электронной системе во многом не соответствует законодательству о публичных закупках.
Так, п. 6.4 Порядка осуществления допороговых закупок, утвержденного приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16 г. № 35 (далее – Порядок № 35), предусмотрено, что при определении условий проведения допороговой закупки в системе заказчик должен определить среди прочих такой параметр закупки, как «ожидаемую стоимость закупки, которая не может быть меньше чем 3 000 грн.».
При этом при заполнении Формы отчета на электронной площадке есть графа «Процедура закупки». И вполне логично возникает вопрос: какую информацию указывать в этой графе? Некоторые заказчики пишут: «Отчет о заключенном договоре», другие указывают: «Допороговые закупки». Обратите внимание, что Форма отчета не содержит пункта «Процедура закупки». Следовательно, что бы заказчик здесь не написал, все будет правильно.
Но система воспринимает обнародование отчета о заключенных договорах как проведение закупки. А поскольку Порядком № 35 установлен нижний предел для допороговых закупок в системе – 3 000 грн., то система не позволяет заказчику обнародовать отчет о заключенном договоре, если стоимость договора меньше 3 000 грн. Считаем это ограничением права заказчика.
Поэтому советуем делать скриншоты экрана, чтобы было видно, что система не принимает для обнародования отчет и показывает ошибку и т. п.
Как быть, если на площадке количество закупки нужно указать не целым числом, а с десятичными знаками (например, 12,5 кг) или если в спецификации к договору указано несколько единиц измерения. Как тогда правильно указывать их в отчете?
Пункт 11 Формы отчета предусматривает указание количества товаров, работ или услуг. При этом в форме для заполнения отчета на электронной площадке определен перечень единиц измерения, из которых заказчик выбирает ему подходящие.
При этом электронная площадка не должна ограничивать заказчика в видах единиц измерения количества товаров или объема работ/услуг. Поэтому с указанным вопросом советуем обратиться в службу поддержки электронной площадки, а также в Минэкономразвития как Уполномоченный орган по вопросам публичных закупок. А в случае нерешения ситуации заказчик имеет право сменить электронную площадку на другую.
Имеет ли право заказчик требовать обеспечения предложения в допороговых торгах?
Да, заказчик может требовать обеспечения предложения в допороговых закупках.
В п. 6.4 Порядка № 35 предусмотрено, что заказчик может дополнительно требовать обеспечения предложения в виде гарантии выполнения обязательств участника перед заказчиком. Размер обеспечения предложения в денежном выражении не может превышать 0,5 % от ожидаемой стоимости закупки в случае проведения торгов на закупку работ и 3 % – в случае проведения торгов на закупку товаров или услуг на условиях, определенных документацией.
Вместе с тем, если считаться с тем фактом, что Порядок № 35 не является нормативно-правовым актом, обязательным для выполнения заказчиками, не будет нарушением, если заказчик установит, например, иной размер обеспечения предложения, нежели указанный в Порядке № 35.
В каком формате заказчик должен обнародовать тендерную документацию в системе ProZorro, а также какой формат должны иметь тендерные предложения участников?
Файлы, прикрепляемые заказчиком при обнародовании объявления о проведении закупки, а также файлы, которые подаются участниками как предложение, должны иметь расширение .doc, .docx, .ppt, .pptx, .pdf, .jpeg, .png и/или расширение тех программ, которые архивируют данные.
Обратите внимание, что ни заказчик, ни участник не должны каким-либо образом ограничивать пересмотр таких файлов, например, путем установления на файле пароля.
В то же время не подлежит раскрытию всем остальным, кроме заказчика, информация, которая обоснованно определена участником конфиденциальной. Обратите внимание, что согласно ч. 2 ст. 27 Закона № 922 конфиденциальной не может быть определена информация о предложенной цене, других критериях оценки, технических условиях, технических спецификациях и документах, подтверждающих соответствие квалификационным критериям ст. 16 и требованиям, установленным ст. 17 данного Закона.
Имеет ли право заказчик требовать в тендерной документации копию сертификата на систему управления качеством?
Как предусмотрено ч. 3 ст. 22 Закона № 922, тендерная документация может содержать также другую информацию в соответствии с законодательством, которую заказчик считает необходимым в нее включить. Поэтому если заказчик желает включить в тендерную документацию требование о предоставлении участниками копии такого сертификата, то он может это сделать.
В то же время не следует забывать, что тендерная документация не должна содержать требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников. Поэтому если участник обратится к заказчику с просьбой исключить указанное требование из тендерной документации как дискриминационное, по его мнению, то советуем заказчику проанализировать, действительно ли такое требование может дискриминировать участника, ограничивать конкуренцию и действительно ли крайне необходимо предоставление участниками копии такого сертификата.
Что означает статус закупки «преквалификация» на веб-портале www.prozorro.gov.uа?
Это значит, что заказчик проводит «международные» открытые торги.
Как предусмотрено абзацем первым ч. 5 ст. 28 Закона № 922, если объявление о проведении процедуры закупки обнародовалось в соответствии с ч. 4 ст. 10 данного Закона, заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям до проведения электронной системой закупок автоматической оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней.
Напомним, что согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 922 объявление о проведении процедуры закупки в сроки, установленные в ч. 1 данной статьи, обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:
- для товаров и услуг – 133 тыс. евро;
- для работ – 5 150 тыс. евро.
При этом по результатам рассмотрения (т. е. преквалификации) тендерных предложений участников заказчик составляет протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной Уполномоченным органом, и обнародует этот протокол на веб-портале www.prozorro.gov.uа в течение одного календарного дня со дня его утверждения.
Напомним, что форма Протокола рассмотрения тендерных предложений утверждена Приказом № 490.
Обязательно ли регистрироваться в системе ProZorro, чтобы участвовать в торгах?
Да, подать тендерные предложения имеют право только зарегистрированные в электронной системе участники. Заметим, что регистрируются не на веб-портале www.prozorro.gov.uа, а на авторизованной согласно законодательству электронной площадке. При этом стоит обращать внимание на уровни аккредитации площадок. Так, участник сможет принять участие в допороговых закупках, если площадка аккредитована по второму уровню аккредитации. А для участия в сверхпороговых торгах площадка должна быть аккредитована по четвертому уровню аккредитации.
Секретарь тендерного комитета наложил на документ электронную цифровую подпись. Однако в системе ProZorro появляется сообщение, что «Электронная цифровая подпись не наложена». Что делать в такой ситуации и будет ли это нарушением?
Действительно, бывают случаи, когда заказчик в личном кабинете на электронной площадке прикрепляет файл с электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), но в систему на веб-портал www.prozorro.gov.uа почему-то не подтягивается файл с ЭЦП. Также бывает, что не вся информация, которую заказчик вносит на электронной площадке в поля формы документа, потом видна в системе ProZorro.
В таком случае советуем заказчикам после внесения всей информации в форму документа, прикрепления всех необходимых документов, наложения ЭЦП и т. п. проверять, как отражается документ по закупке на веб-портале www.prozorro.gov.uа. При необходимости следует делать скриншоты экрана компьютера.
Обратите внимание, что во исполнение Закона № 922 обнародование соответствующей информации, документов должно осуществляться на веб-портале Уполномоченного органа, каковым является веб-портал www.prozorro.gov.uа, а не какая-либо из электронных площадок.
При этом перечень документов, на которые должна быть наложена ЭЦП, предусмотрен в Приказе № 490. Поэтому если ЭЦП так и не появится в системе ProZorro, то контролер может свидетельствовать о несоблюдении должностным лицом, ответственным за обнародование документов, требований Приказа № 490.
Вместе с тем в случае технических сбоев системы следует обращаться в службу поддержки электронной площадки, на которой заказчик проводит закупку (или обнародовал отчет о заключенных договорах по допороговым закупкам).
У заказчика – сельского совета стоимость каждого из предметов закупок не превышает стоимостных пределов применения Закона № 922 для проведения процедур закупок. При этом в ст. 2 Закона № 922 не предусмотрено составление годового плана и приложения к нему, если стоимость закупки меньше стоимостных порогов, а предусмотрено лишь обнародование отчета о заключенных договорах. Нужно ли заказчику в таком случае создавать тендерный комитет и составлять годовой план и приложение к нему?
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 922 данный Закон применяется, в частности, к заказчикам, при условии что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн грн.
Заметим что ст. 2 Закона № 922 регулирует вопросы его применения, а не вопросы планирования. Поэтому тот факт, что в ст. 2 Закона № 922 ничего не говорится о составлении годового плана, приложения к нему, не является основанием для несоставления указанных документов.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 922 для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).
В то же время согласно п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 тендерный комитет – это служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки согласно этому Закону.
Перечень процедур закупок законодатель предусмотрел в ч. 1 ст. 12 Закона № 922. Так, закупка может осуществляться путем применения одной из следующих процедур:
- открытые торги;
- конкурентный диалог;
- переговорная процедура закупки.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 4 Закона № 922, которая регулирует вопросы планирования закупок и другие условия осуществления процедур закупок, закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, приложение к годовому плану и изменения в них бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 календарных дней со дня их утверждения.
Согласно п. 2 Приказа № 490 приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абзацах втором и третьем ч. 1 ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.
Таким образом, если ожидаемая стоимость предмета закупки у заказчика – сельского совета не превышает указанных выше стоимостных пределов, то не обязательно создавать тендерный комитет и утверждать годовой план закупок.
Кроме того, для законного проведения допороговых закупок заказчику необходимо утвердить и обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа приложение к годовому плану. Для этого заказчик может назначить ответственное за проведение допороговых закупок лицо, которое и будет утверждать и обнародовать приложение к годовому плану.
Комментарии к материалу