Претензии участника по закупочному процессу рассматриваются только заказчиком
07.07.2017 1465 0 1
Как известно, в случае проведения закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем ч. 1 ст. 2 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), заказчики должны соблюдать принципы проведения публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок в целях отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора (абзац четвертый ч. 1 ст. 2 Закона № 922).
В то же время допороговые торги в системе ProZorro проводятся в соответствии с Порядком проведения допороговых закупок, утвержденным приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.16 г. № 35 (далее – Порядок № 35).
Не секрет, что не все заказчики с восторгом восприняли и воспринимают идею проведения допороговых закупок в электронном виде через систему ProZorro, поскольку это требует затрат времени, сумма закупки часто небольшая, а потребность в тех или иных товарах, услугах или работах нужно обеспечить быстро. Поэтому многие заказчики только из-за наличия решений вышестоящего органа их контроля проводили и проводят допороговые закупки через эту систему.
Если пользователь электронной системы закупок ProZorro обнаружит нарушение проведения заказчиком допороговой закупки, то он может обратиться к заказчику с требованием об устранении нарушения в процессе проведения такой закупки (далее – Требование) посредством соответствующей электронной формы.
Заметим, что вся информация, касающаяся процесса обращения, доступна всем пользователям со всех авторизованных электронных площадок, а также на веб-портале Уполномоченного органа.
Еще до недавнего времени, если ответ на Требование не удовлетворял инициатора такого обращения или же заказчик не отвечал на него, Требование автоматически получало статус «обращение» и направлялось на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению обращений (далее – Комиссия)
Комиссия, которая была создана Transparency International Украина и Международным фондом «Видродження», состояла из пяти специалистов и функционировала как коллегиальный орган с рекомендательными полномочиями. Заказчик на основании решения Комиссии мог оставить свое предыдущее решение без изменений, а мог и пересмотреть его или же отменить закупку. При этом юридическая ответственность за невыполнение решений Комиссии не предусматривалась. Поэтому некоторые заказчики игнорировали решение Комиссии и завершали «допороги» в системе ProZorro по своему усмотрению.
Пожалуй, сейчас большинство из таких заказчиков обрадуется, поскольку Комиссия прекратила свои полномочия. В связи с этим, а также учитывая определенные функциональные изменения в системе, ГП «Прозорро», являющееся правопреемником ГП «Внешторгиздат Украины», издало приказ от 20.06.17 г. № 49 (далее – Приказ № 49), которым внесло изменения в Порядок № 35. Изменения касаются механизма работы в системе по устранению нарушений при проведении допороговых закупок, а именно: подачи требований участниками об устранении нарушения в процессе проведения закупки, надлежащего их оформления и рассмотрения заказчиком. Приказ № 49 размещен на официальном веб-сайте ГП «Прозорро» в рубрике «Новости».
В чем же заключаются изменения в обжаловании «допорогов»? Принципиальной новацией есть то, что в «допорогах» теперь нет стороннего арбитра, а любое недовольство участника закупочным процессом сейчас рассматривает сам заказчик – как по поводу нарушений, выявленных участником в период уточнений, так и по поводу решений заказчика относительно закупки.
Заметим, что Требование на решение по квалификации может быть подано в течение двух рабочих дней. Интересно, что отныне для проведения повторной оценки достаточно факта подачи Требования, после чего заказчик может отменить свое решение по соответствующему участнику. Но мы бы советовали заказчику не спешить. Ведь для отмены решения по квалификации участника не может быть достаточно лишь наличия самого факта подачи Требования – должны быть основания для такой отмены, то есть наличие нарушений при принятии заказчиком решения по квалификации, Требование по которому подано, или установление вновь выявленных обстоятельств по участнику, в частности предоставление им недостоверной информации и т. п. Ведь «отклоненный» участник также может подать Требование к заказчику на решение о его дисквалификации. Поэтому, чтобы у заказчика не было «круговорота» требований, советуем взвешенно принимать каждое решение.
Что же касается правил оформления Требования, то они не изменились. Также не изменилась процедура рассмотрения заказчиком Требования. В частности, заказчик должен рассмотреть Требование в течение трех календарных дней и обнародовать ответ на него. К тому же по результатам рассмотрения Требования заказчик не просто отвечает участнику в ProZorro, но и принимает и обнародует решение по нему. Заметим, что такое решение должно быть обоснованным. В случае удовлетворения Требования, в зависимости от причин обращения и оснований для удовлетворения, заказчик вносит соответствующие изменения в условия закупки или же пересматривает свое решение о дисквалификации и/или решение об определении победителя. В обновленном Порядке № 35 осталось неизменным положение о том, что пересмотр решений заказчика возможен лишь в период до подписания договора.
Также осталось неизменным положение по оценке инициатором требования предоставленного ответа заказчиком. Однако изменился вид такой оценки и срок. В частности, после размещения ответа заказчиком в ProZorro Требование получает статус «рассмотрено заказчиком», а инициатор Требования в течение трех календарных дней (ранее было – два календарных дня) оценивает ответ «требование удовлетворено»/«требование не удовлетворено» (ранее было «удовлетворительно»/«неудовлетворительно»).
Обратите внимание: как ранее, так и сейчас рассмотрение Требования не останавливает процесса проведения закупки.
Вот в такой «кратенькой» редакции теперь п. 14 «Устранение нарушения» Порядка № 35. На этом, пожалуй, и завершается обжалование «допорогов». Конечно, участник может воспользоваться своим правом на обращение за судебной защитой. Но будет ли это настолько действенно, ввиду длительного судебного процесса, и эффективно, в каждом конкретном случае должен прогнозировать каждый участник самостоятельно. Также при наличии оснований, как и ранее, так и сейчас участник может обращаться за защитой в правоохранительные органы.
В то же время, как мы уже отмечали вначале, при проведении допороговых закупок заказчики должны соблюдать принципы проведения публичных закупок, установленные ч. 1 ст. 3 Закона № 922, а именно: добросовестная конкуренция среди участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, недискриминация участников, объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.
Стоит спросить себя, когда заказчику легче будет доказать контролерам соблюдение им указанных выше принципов публичных закупок: в случае проведения «допорогов» через ProZorro или в случае заключения «прямого» договора и обнародования отчета? Считаем, что все же в первом случае это будет проще, в частности учитывая применение аукциона для торгов и предоставление возможности участия в торгах всем заинтересованным лицам.
Кроме того, несмотря на то что Комиссию ликвидировали, а Приказом № 49 внесены соответствующие изменения в Приказ № 35, рекомендуем заказчикам не злоупотреблять отсутствием органа обжалования на допороговых закупках, а обеспечивать недискриминацию потенциальных участников, объективно и непредвзято оценивать их предложения и не нарушать требований действующего законодательства.
Комментарии к материалу